Использование онлайн-сервисов с целью развития академической письменной речи студентов языковых факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 08.06.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Куликова, Н. С. Использование онлайн-сервисов с целью развития академической письменной речи студентов языковых факультетов / Н. С. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82078/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются способы использования онлайн-сервисов с целью развития умений академической письменной речи на английском языке студентов языковых факультетов.

Ключевые слова: академическое письмо, онлайн-сервисы, умения письменной речи.

Использование информационных технологий для развития умений академической письменной речи на английском языке имеет неоспоримые преимущества как для студентов, так и для преподавателей. Отличительной особенностью онлайн-коммуникации является ее непосредственный характер и социальная природа, которая проявляется в сотрудничестве. Большинство форм онлайн-общения происходит в открытом публичном пространстве, где писатель и читатель напрямую связаны, а обратная связь дается незамедлительно.

Информационные технологии позволяют не только сделать общение более осмысленным и целенаправленным, но и стимулировать навыки поиска и критического осмысления информации. Ш. Полио отмечает в своих работах все большее значение навыков работы с мультимодальными текстами, которые объединяют в себе текстовые, аудио-, видеоматериалы и ссылки [2].

Преимущества использования онлайн-сервисов в обучении письму многочисленны: создается интерактивная среда, построенная на принципах сотрудничества и поддержки, становится возможной немедленная обратная связь и возможность участвовать в реальном общении. По мнению Э. Н. Меркуловой, использование онлайн сервисов в обучении предоставляет особые возможности по развитию толерантности к представителям различных культур и принятию культурных и социальных различий [1]. Общаясь онлайн, студенты учатся строить коммуникацию с представителями разных культур, становятся более восприимчивыми к ценностям и проблемам других людей, модифицируют свое поведение в зависимости от социокультурного контекста, делятся своим опытом в естественной ситуации общения.

Использование онлайн-сервисов возможно на дотекстовом, текстовом этапах и этапе проверки и оценки. Рассмотрим подробнее возможности использования онлайн сервисов на обозначенных этапах.

1.Дотекстовый этап:

— групповая работа по генерированию свободных ассоциаций на заданную тематику с использованием сервисов онлайн-досок (предлагается тема, для которой должны быть сформулированы идеи и концепты, которые с ней связаны);

— уточнение и понимание собственного мнения посредством участия в онлайн-дискуссиях (в процессе парной или групповой работы происходит сравнение мнений студентов по поводу определенной проблемы или ситуации);

— ведение электронных читательских дневников и заметок (студенты изучают предлагаемые для изучения эссе, связанные с определенной социокультурной проблемой, и записывают свои выводы и мысли);

— метод кластеризации и сопоставления лексики с использованием онлайн-сервисов для визуализации информации (подбирается необходимый лексический материал для предложенной темы/ключевого слова);

— задания на ранжирование социокультурных явлений с использованием сервисов по составлению тестов (предлагаются задания на ранжирование признаков, идей, ключевых особенностей);

— деятельность по сбору информации в сети Интернет (в соответствии с заданием предлагаются определенные проблемы, связанные с темой, а также ресурсы, где может быть найдена дополнительная информация);

— анализ аутентичных материалов онлайн (предлагаются аутентичные мультимодальные тексты, в которых необходимо выявить основные содержательные и композиционные особенности);

— метод быстрого совместного письма в текстовых онлайн-редакторах (в течение ограниченного времени студенты письменно излагают свои мысли по предложенной теме, не обращая внимание на форму).

2.Текстовый этап:

— онлайн-опрос (предлагаются вопросы по теме предполагаемой письменной работы, которые помогают выбрать приоритетные идеи для создания текста);

— задания на развитие и доработку тезиса в форме онлайн-дискуссии (предлагается тезис, который раскрывается и дополняется студентами в парах или группах);

— перестановка предложений и абзацев на онлайн-платформе (предлагаются предложения/абзацы в неправильном порядке, которые нужно логически соединить);

— подбор аргументов к тезису в формате совместной онлайн-работы (предлагается несколько тезисов, к каждому из которых необходимо подобрать валидный аргумент);

— создание онлайн ментальных карт для отработки различных этапов письменной речи;

— групповое письмо онлайн (студенты в процессе групповой работы должны создать единый текст, который бы отвечал основным критериям написания эссе).

3.Этап проверки и оценки:

— обратная связь от других студентов в онлайн формате (предполагает чтение эссе друг друга и предоставление обратной связи по четко обозначенным критериям);

— задания на коррекцию, которые выполняются в группах онлайн (студентам предлагается эссе, в котором есть стилистические, логические и содержательные недоработки, которые необходимо исправить);

— создание онлайн чек-листов (студенты составляют чек-лист, который затрагивает основные аспекты написания эссе, и проверяют свои работы на соответствие заданным критериям).

Онлайн-сервисы обеспечивают студентам возможность реальной коммуникации, эффективного самообразования, повышения мотивации к обучению и автономности. Благодаря онлайн-сервисам создается новая роль педагога, который стимулирует автономное обучение и выходит за рамки занятий, создавая социокультурный контекст письменного иноязычного общения.

Потребность использования онлайн-сервисов для развития умений академического письма отражает тенденции развития языкового образования. Следует отметить, что в контексте развития умений письменной речи онлайн-сервисы предоставляют возможность не только более эффективно организовывать и объединять работу студентов по написанию эссе в режиме реального времени, но и создавать контекст естественной межкультурной коммуникации.

Литература:

1. Polio C. Second language writing development: A research agenda / C. Polio // Language Teaching. — 2017. — № 2. — p. 261–275.

2. Меркулова Э. Н. Академическое письмо на английском языке в российском вузе: проблемы и решения / Э. Н. Меркулова // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. — 2016. — № 123 (09). — С. 742–762.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, обратная связь, письменная речь, студент, академическая письменная речь, академическое письмо, задание, использование онлайн-сервисов, онлайн, онлайн сервис, развитие умений, социокультурный контекст.


Ключевые слова

академическое письмо, онлайн-сервисы, умения письменной речи

Похожие статьи

Роль академического письма в подготовке бакалавров...

В статье рассматривается роль академического письма и его место в рамках изу-чения дисциплины «Профессиональный иностранный язык», обосновывается значимость умений академической письменной речи для будущей деятельности бакалавров инженер-ных...

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации. Автор: Кузнецов Андрей Владимирович.

Интенсивное развитие Интернет технологий за последние два десятилетия, а также все более быстрое проникновение Интернета в повседневную жизнь каждого человека...

Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web...

При 4 академических часах английского языка в неделю преподавателю не удается уделять должного внимания развитию у студентов навыков аудирования. Как правило, используются задания на общее понимание текста и поиск заданной информации.

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического...

Первое — между регулярным использованием студентами современных цифровых

Второе между общим вектором Российского образования на развитие информационных и

Принцип обратной связи предполагает возможность оценивания, обмена сообщениями и отзывами...

Развитие умений академического письма магистров...

Ключевые слова: академическое письмо, магистранты, английский язык для профессиональных целей, эссе.

Часто случается так, что умения создания письменных текстов для студентов, изучающих английский язык как иностранный, являются одними из самых трудно достижимых.

письменная речь, иностранный язык, развитие умений...

Среди средств языкового общения письменная речь занимает особенное место, что объясняется ее специфической ролью как средства коммуникации. Отечественными и зарубежными исследователями, посвящено немало работ проблеме развития письменной...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Овладение студентами профессионально-коммуникативными умениями невозможно без целенаправленного

Достижение же означенных задач, в свою очередь, невозможно без использования в

В связи с поставленными задачами развития иноязычного образования...

Проблемы и перспективы развития академической грамотности...

Ключевые слова: академическое письмо, академическая грамотность русскоязычных студентов, академическое чтение.

По мере развития умений академического чтения, студенты подходят к созданию собственных академических текстов в письменной форме.

Похожие статьи

Роль академического письма в подготовке бакалавров...

В статье рассматривается роль академического письма и его место в рамках изу-чения дисциплины «Профессиональный иностранный язык», обосновывается значимость умений академической письменной речи для будущей деятельности бакалавров инженер-ных...

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации. Автор: Кузнецов Андрей Владимирович.

Интенсивное развитие Интернет технологий за последние два десятилетия, а также все более быстрое проникновение Интернета в повседневную жизнь каждого человека...

Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web...

При 4 академических часах английского языка в неделю преподавателю не удается уделять должного внимания развитию у студентов навыков аудирования. Как правило, используются задания на общее понимание текста и поиск заданной информации.

Формирование цифровой грамотности студентов педагогического...

Первое — между регулярным использованием студентами современных цифровых

Второе между общим вектором Российского образования на развитие информационных и

Принцип обратной связи предполагает возможность оценивания, обмена сообщениями и отзывами...

Развитие умений академического письма магистров...

Ключевые слова: академическое письмо, магистранты, английский язык для профессиональных целей, эссе.

Часто случается так, что умения создания письменных текстов для студентов, изучающих английский язык как иностранный, являются одними из самых трудно достижимых.

письменная речь, иностранный язык, развитие умений...

Среди средств языкового общения письменная речь занимает особенное место, что объясняется ее специфической ролью как средства коммуникации. Отечественными и зарубежными исследователями, посвящено немало работ проблеме развития письменной...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Овладение студентами профессионально-коммуникативными умениями невозможно без целенаправленного

Достижение же означенных задач, в свою очередь, невозможно без использования в

В связи с поставленными задачами развития иноязычного образования...

Проблемы и перспективы развития академической грамотности...

Ключевые слова: академическое письмо, академическая грамотность русскоязычных студентов, академическое чтение.

По мере развития умений академического чтения, студенты подходят к созданию собственных академических текстов в письменной форме.

Задать вопрос