Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Кудряшов, Д. М. Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений / Д. М. Кудряшов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82052/ (дата обращения: 29.01.2022).



В данной статье рассмотрены проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений, сущность оперативного управления, а также предложены пути решения данных проблем.

Ключевые слова: оперативное управление, право оперативного управления, вещное право, государственная муниципальная собственность.

Право оперативного управления дает возможность публично -правовому образованию эффективно реализовывать управленческие функции по отношению к переданному имуществу, не использовать дополнительные административные рычаги воздействия.

По мнению А. В. Коновалова: «Смысл закрепления собственником определенного имущественного комплекса за субъектом ограниченного вещного права заключается в желании собственника переложить все хлопоты по введению имущества в экономический оборот на другого субъекта» [3, c.58].

Право оперативного управления по своей природе является способом реализации права государственной и муниципальной собственности, сочетающим в себе принципы административного и гражданского права, из которых оно сложное и противоречивое изнутри.

Оперативное управление — это промежуточное звено в цепочке «государственно-правовое образование — учреждение». Объясняется это тем, что он обеспечивает право владения, пользования переданным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, по назначению этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаться своим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Ввиду этого права в системе прав собственности мы находим его незначительное место по отношению к правам собственности.

Однако, учитывая общий объем государственной и муниципальной собственности в экономике Российской Федерации, сразу становится понятным ее практическое значение, равно как и нежелание законодательной власти в ближайшее время кардинально пересмотреть это понятие в существующей правовой системе.

По мнению С. А. Синицына, «невозможно признать однородной складывающуюся картину в решении вопроса о понятии и признаках вещных прав на современном этапе развития науки гражданского права. Диаметральная противоположность высказанных точек зрения простирается от рассуждений о принципиальной необходимости закрепления развернутого регулирования вещных прав и нормативного определения их признаков до совершенно различного определения признаков вещных прав» [4, c.45].

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ, у учреждения возникает право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, с момента, когда произошла передача имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Однако, сам момент передачи объектов недвижимого имущества является моментом, когда возникает право оперативного управления. Данное утверждение подтверждается нормами ст. 216 ГК РФ, согласно которым право оперативного управления относится к вещным правам лиц, которые не являются собственниками, оно подлежит государственной регистрации. С учетом п. 2 ст. 8 ГК РФ, право на имущество, которое должно пройти государственную регистрацию, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него.

Таким образом, факт возникновения права оперативного управления после регистрации соответствующих прав юридически обоснован.

В современном российском законодательстве право оперативного управления представляет собой достаточно развитую и устоявшуюся правовую структуру.

Отметим такой проблемный момент, который присутствует в существующей структуре права оперативного управления, как отсутствие субсидиарной ответственности собственника имущества, поскольку как автономные, так и бюджетные учреждения несут ответственность по своим обязательствам перед всеми, кто имеет право на оперативное управление. управление активами вне зависимости от типа учреждения и сферы деятельности.

Отсутствие субсидиарной ответственности, конечно, защищает публично-правовое лицо от потенциальных финансовых рисков, если оно не выполняет свои обязательства. В то же время организация ограничена во взаимодействии с потенциальными кредиторами.

Следует отметить, что законодатель готов пожертвовать частными интересами ради общественной защиты, что противоречит принципу равноправия субъектов гражданско-правовых отношений.

В целях совершенствования права оперативного управления необходимо разработать и внедрить виды субсидиарной ответственности по типам организаций с учетом сферы деятельности, что подтверждается Концепцией развития гражданского права Российской Федерации.

По мнению Е. А. Суханова: «...реформа вещного права является необходимым назревшим шагом на пути развития и совершенствования правового оформления рыночных преобразований. Переход к полноценной системе ограниченных вещных прав, которая могла бы удовлетворить участников гражданского оборота в основанном именно на вещном праве (максимально стабильным и защищенном) режиме пользования чужим имуществом, необходим» [5, c.38].

Таким образом, мы приходим к выводу, что структура права оперативного управления развивается в направлении, заданном Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации.

В ближайшее время необходимо усовершенствовать законодательство с учетом субсидиарной ответственности по долгам субъекта права управления, дифференцируя по видам, с учетом деятельности компании, если нет реальной возможности сумма, присужденная учреждением, это требование должно быть взыскано с собственника имущества. Эти меры повысят эффективность деятельности учреждений без потери функционального контроля над их деятельностью со стороны публично-правового образования.

Существуют разные взгляды на правовую природу закона об оперативном управлении. Одна из них — позиция ученых относительно принадлежности права оперативного управления как совокупности норм гражданского и административного права. Другие понимают оперативное управление как разновидность гражданского права, связанного с правами собственности.

Литература:

  1. Ахметьянова, З. А. Вещное право: Учебник. / З. А. Ахметьянова. -Москва: Статут, 2011–360 с.
  2. Бородач, М. В. О некоторых принципиальных подходах к разработке научного определения права публичной собственности / М. В. Бородач // Государство и право. — 2015. — № 9 — С. 54.
  3. Коновалов, А. В. Владение и владельческая защита в гражданском праве. / А. В. Коновалов. — Санкт-Петербург, 2001–58 с.
  4. Синицын, С. А. Вещное право: традиции, новеллы, тенденции развития С. А. Синицын // Журнал Российского права. — 2014. — № 9 — С. 86.
  5. Суханов, Е. А. Проблемы вещного права в современном российском праве Е. А. Суханов // Журнал Российского права. 2016. № 4 — С. 38.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативное управление, ГК РФ, Российская Федерация, субсидиарная ответственность, ближайшее время, государственная регистрация, имущество, Концепция развития, муниципальная собственность, переданное имущество.


Ключевые слова

вещное право, право оперативного управления, оперативное управление, государственная муниципальная собственность
Задать вопрос