Пути реализации контроля качества дорожного покрытия в реальном времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Черняев, И. О. Пути реализации контроля качества дорожного покрытия в реальном времени / И. О. Черняев, М. Г. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82044/ (дата обращения: 20.04.2024).



Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность разного рода (как коммерческой, так и некоммерческой) эксплуатации транспортных средств (ТС), является состояние дорожного покрытия, которое влияет на скорость передвижения ТС и частоту проведения технического обслуживания для большинства узлов ТС. Таким образом, в статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением непрерывного контроля качества дорожного покрытия в условиях эксплуатации ТС. Будет описан метод контроля состояния дорожного покрытия путем внедрения дополнительного оборудования в ТС и объединения полученной информации в общую базу для составления общей картины состояния дорог.

Ключевые слова: транспортное средство, состояние дорожного покрытия, акселерометр, вертикальное ускорение, техническое обслуживание.

Дорожные службы по всему миру тратят миллионы долларов на контроль состояния дорожного покрытия, его обслуживание и ремонт. Несмотря на все эти инвестиции, большинство людей недовольны качеством дорог. Причины этого заключаются в том, что неудовлетворительное состояние дорожного покрытия увеличивает расход топлива и частоту технического обслуживания автомобилей и общественного транспорта, иногда опасны для водителей и пешеходов, и как минимум раздражают как водителей автомобилей, так и водителей мотоциклов и велосипедов.

Они также являются причиной дорогостоящих судебных исков, связанных с требованием о возмещении ущерба.

Следовательно, одним из основных условий, обеспечивающих эффективность коммерческой и не коммерческой эксплуатации транспортных средств (ТС), является состояние дорожного покрытия, которое влияет на скорость передвижения ТС и частоту проведения ТО для большинства узлов ТС.

Для решения данной проблемы необходимо внедрение рабочего способа контроля качества дорожного покрытия в реальном времени. Для этого можно использовать непрерывный контроль вертикальных ускорений подрессоренных масс, регистрируемых на кузове ТС, основанный на взаимодействии колес ТС с дорожным покрытием, которое, непосредственно, является источником колебаний конструкций и самого ТС в целом. Степень воздействия силовых колебаний на конструкцию и её элементы является одной из основных причин ухудшения технического состояния ТС и оценивается параметрами, связанными с ускорениями, а параметры колебательных процессов элементов конструкции ТС в процессе движения имеют непосредственную связь с микропрофилем дороги, характерным для каждого типа дорожного покрытия, по которой это движение осуществляется [1].

Результат экспериментального определения вертикальных ускорений кузова ТС категории M1 с помощью жестко закрепленного на нем акселерометра при движении со скоростью 30 км/ч по дорогам с различными типами покрытий представлен на рисунках 1 и 2.

Профиль вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дороге с типом покрытия асфальтобетон Д1 (шаг замеров — 5 м/с)

Рис. 1. Профиль вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дороге с типом покрытия асфальтобетон Д1 (шаг замеров — 5 м/с)

Профиль вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дороге с типом покрытия: дорога 1 — асфальтобетон Д1, дорога 2 — грунт, улучшенный местными материалами Д5 (шаг замеров — 5 м/с)

Рис. 2. Профиль вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дороге с типом покрытия: дорога 1 — асфальтобетон Д1, дорога 2 — грунт, улучшенный местными материалами Д5 (шаг замеров — 5 м/с)

Оценка профилей вертикальных ускорений подтверждает возможность идентификации с их помощью типа дорожного покрытия, по которому передвигается ТС. Для обеспечения возможности определения типа дорожного покрытия не только визуальным методом, но и математическим способом путем обработки массива данных о вертикальных ускорениях, необходимо ввести средний уровень ускорений, который рассчитывается по формуле:

где j(t) — текущее значение ускорения в момент времени t, м/с 2 ;

δ — период времени, для которого определяется средний уровень ускорений, c;

— текущее значение среднего уровня ускорений в момент времени t, м/с 2 .

Данная формула является аналогом формул определения уровня силовых воздействий и значений индекса возможного ущерба в системе ЭРА-ГЛОНАСС [2]. В нашем случае рассчитанные по формуле величины средних уровней ускорений дает нам идентифицировать тип дорожного покрытия и сравнить их силовое воздействие на элементы конструкции ТС. Так, одинаковые дорожные покрытия имеют схожие профили ускорений и мало отличающиеся величины среднего уровня ускорений (рис. 1), в то время как разница средних уровней ускорений для асфальтобетонного и грунтового покрытий может достигать 4,5 раз (рис. 2).

Отметим, что предложенный способ дает возможность идентифицировать и состояние дорожного покрытия. Так, на рисунке 3 приведены итоги эксперимента по определению вертикальных ускорений кузова ТС категории M1 при помощи жестко закрепленного на нем акселерометра при скорости движении 30 км/ч по дорогам общего пользования с асфальтобетонным покрытием в различном состоянии.

Профили вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дорогам с асфальтобетонным покрытием Д1 в различном состоянии (шаг замеров — 5 м/с): дорога 1 — хорошее состояние, дорога 2 — удовлетворительное состояние

Рис. 3. Профили вертикальных ускорений кузова ТС при движении по дорогам с асфальтобетонным покрытием Д1 в различном состоянии (шаг замеров — 5 м/с): дорога 1 — хорошее состояние, дорога 2 — удовлетворительное состояние

Результаты показывают, что для асфальтобетонного покрытия в удовлетворительном состоянии значение среднего уровня ускорений (а, значит, и степени силовых воздействий колебательных процессов на элементы конструкции, являющихся причиной ухудшения технического состояния) может превышать в значение для покрытия в хорошем состоянии более чем в 2 раза.

Для реализации контроля качества дорожного покрытия в реальном времени в масштабном размере может быть полезной разработка мобильного приложения — системы мониторинга качества дорожного покрытия. И такая система нашла свою реализацию. «Дороги России» — совместный некоммерческий проект Google Россия и Auto.ru. Сервис позволяет оценить дороги в режиме реального времени и создать «карту качества дорожного полотна», при этом проект является самым масштабным картографическим сервисом в РФ, который позволяет оценить качество дорожного покрытия по всей стране. Система различает данные, которые поступают от автомобилистов и пешеходов, что минимизирует погрешности и позволяет оперировать реальными данными. Приложение посредством GPS считывает информацию о колебаниях подвески автомобиля, характеристиках его движения. Для анализа используется математическая модель, которая позволяет с большой степенью достоверности выявлять из множества видов воздействия на смартфон именно те, которые имеют отношение к состоянию дорожного полотна. На основе этого анализа и GPS-координат можно создавать карты качества дорог [3].

Таким образом, определение в режиме реального времени типа дорожного покрытия и его состояния на основе анализа профиля вертикальных ускорений кузова ТС позволит как обеспечить индивидуальную корректировку периодичности технического обслуживания ТС, так и мониторинг состояния дорог в реальном времени, что позволит более эффективно обслуживать дороги и ТС.

Литература:

  1. Литвинов А. С. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств / А. С. Литвинов, Я. Е. Фаробин. − М.: Машиностроение, 1989. −240 с.
  2. ГОСТ Р 54620–2011. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования.
  3. «Дороги России» — мониторинг качества дорожного покрытия. URL: https://te-st.ru/entries/russian-roads/ (дата обращения — 03.04.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное покрытие, вертикальное ускорение кузова, дорога, реальное время, асфальтобетонное покрытие, техническое обслуживание, шаг замеров, дорожное полотно, различное состояние, техническое состояние.


Ключевые слова

техническое обслуживание, транспортное средство, акселерометр, состояние дорожного покрытия, вертикальное ускорение

Похожие статьи

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное покрытие, дорожное полотно, устройство, дорога, оценка состояния

Робот для анализа дорожного покрытия... В настоящее время стоит вопрос об обеспечении качественного и долгослужащего дорожного...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных и цементобетонных автомобильных дорожных покрытий.

покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие, технологический слой, техническая категория, морозозащитный...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Визуальная оценка состояния дорожного покрытия позволяет получить данные о его состоянии, выявить места, подлежащие оценке прочности дорожной одежды, определить объем повреждений, необходимый для планирования работ по ремонту и содержанию.

Об обновлении нормативно-технической базы с целью улучшения...

покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие, технологический слой.

Визуальная оценка состояния дорожного покрытия позволяет получить данные о его

Эффективность ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными...

Повышение качества дорожного покрытия путем применения...

Поэтому проблема качества дорожного покрытия существует и требует решения.

- Хорошая видимость покрытия в темное время суток [4]. Всё это приобретает особое значение в

Основные термины (генерируются автоматически): покрытие, дорога, дорожное покрытие...

Ремонт и реконструкция асфальтобетонных покрытий методом...

Рубрика: Технические науки.

цементобетонное покрытие, Россия, асфальтобетонное покрытие, схематичный разрез, покрытие, дорога, слой щебня, дорожная сеть, дорожное

Строительство покрытия дорожной одежды включает: Устройство нижнего слоя покрытия из...

дорожное покрытие, дорожное полотно, устройство, дорога...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных... покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие

Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до...

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре

плита, дорожная одежда, проезжая часть, мост, покрытие, защитно-сцепляющий слой, асфальтобетонное покрытие, механическая...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор...

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию дорожных конструкций.

24. Долгих Г. В. Расчет нежестких дорожных одежд по критерию безопасных давлений на глинистые грунты земляного

Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий...

Похожие статьи

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное покрытие, дорожное полотно, устройство, дорога, оценка состояния

Робот для анализа дорожного покрытия... В настоящее время стоит вопрос об обеспечении качественного и долгослужащего дорожного...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных и цементобетонных автомобильных дорожных покрытий.

покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие, технологический слой, техническая категория, морозозащитный...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Визуальная оценка состояния дорожного покрытия позволяет получить данные о его состоянии, выявить места, подлежащие оценке прочности дорожной одежды, определить объем повреждений, необходимый для планирования работ по ремонту и содержанию.

Об обновлении нормативно-технической базы с целью улучшения...

покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие, технологический слой.

Визуальная оценка состояния дорожного покрытия позволяет получить данные о его

Эффективность ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными...

Повышение качества дорожного покрытия путем применения...

Поэтому проблема качества дорожного покрытия существует и требует решения.

- Хорошая видимость покрытия в темное время суток [4]. Всё это приобретает особое значение в

Основные термины (генерируются автоматически): покрытие, дорога, дорожное покрытие...

Ремонт и реконструкция асфальтобетонных покрытий методом...

Рубрика: Технические науки.

цементобетонное покрытие, Россия, асфальтобетонное покрытие, схематичный разрез, покрытие, дорога, слой щебня, дорожная сеть, дорожное

Строительство покрытия дорожной одежды включает: Устройство нижнего слоя покрытия из...

дорожное покрытие, дорожное полотно, устройство, дорога...

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных... покрытие, дорога, дорожное покрытие, цементобетонное покрытие

Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до...

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре

плита, дорожная одежда, проезжая часть, мост, покрытие, защитно-сцепляющий слой, асфальтобетонное покрытие, механическая...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор...

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию дорожных конструкций.

24. Долгих Г. В. Расчет нежестких дорожных одежд по критерию безопасных давлений на глинистые грунты земляного

Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий...

Задать вопрос