Особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Талаева, Т. В. Особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами / Т. В. Талаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82015/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье раскрывается актуальность изучения особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами. Также даются определения предметного мира, моторной алалии. Также указываются особенности формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами, которые нужно учитывать при разработке логопедической работы.

Ключевые слова: предметный мир, моторная алалия, группы предметов, окружающий мир, предметные представления.

Актуальность исследования. Предметный мир, окружающий ребенка должен вызывать живой интерес, желание «разгадать загадки» предметного мира, понять его социальное значение, открыть собственные смыслы в каждом предмете, с которым возникают отношения. Способность преобразовывать впечатления, возникающие от многообразия созданных человеком предметов, возникает в среднем дошкольном возрасте, при условии достаточного запаса представлений и умений применить освоенные знания в самостоятельной продуктивной деятельности. Но это усложняется у детей моторной алалией. Поэтому актуально изучать систему формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами.

В исследованиях Л. Б. Есечко, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Е. Ф. Соботович, Л. Ф. Спировой, О. Н. Усановой и др. отмечено, что моторной алалией называется системное недоразвитие речи коркового генеза, проявляющееся в продолжительном отсутствии речи, а позже в неправильной, искаженной форме употребления всех норм родного языка в каждом виде речевой деятельности [1, с. 62], [4, с. 43].

Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др. под моторной алалией понимают системное недоразвитие экспрессивной речи, имеющее центральный органический характер, которое обусловлено несформированностью языковых операций в процессе порождения речевого высказывания при сохранности операций смыслового и сенсомоторного характера. Авторами этого определения трактуется, что речевая несформированность возникает на фоне моторной недостаточности [8, с. 316], [9, с. 149].

Высокий вклад в исследование роли предметного мира в развитии детей внесли такие ученые как В. И. Логинова, Л. А. Венгер, А. М. Леушина, А. В. Запорожец, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие. В их исследованиях предметный мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся цветом, формой, материалом, строением, величиной, функцией, его созданием и преобразованием.

Анализ исследований Л. А. Венгера, М. В. Грибановой, Р. И. Жуковской, Т. С. Комаровой, М. В. Крулехт, В. И. Логиновой показал, что предметный мир выступает как область познания и активизации умственной детей. В обозначенном контексте можно выделить возникшие в современном образовании проблемы: каким образом обеспечить формирование упорядоченных представлений детей о многообразии предметного окружения и как организовать процесс формирования представлений, раскрывающих возможность решать разнообразные образовательные задачи посредством интеграции разных линий развития детей.

Особое место в сфере изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей В. Я. Кисленко, А. Н. Леонтьева, О. В. Дыбиной, разбирающих предмет как средство игровой деятельности ребенка, как ключ познания творчества взрослого [Дыбина]. Иной подход к предмету реализовывают Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [3].

В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. И. Тихеева верно считают, что предмет помимо всех остальных характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.

Необходимо так же отметить роль исследований Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, А. М. Леушиной в исследовании предмета, как средства развития элементарных математических представлений и сенсорных способностей.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р. И. Занченко, Р. И. Жуковской, И. И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства признательности взрослому за заботу о них.

Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких моральных качеств, как аккуратность, бережливость, трудолюбие, заботливость, привычка к тому, что всякая вещь имеет свое место, и понимание того, что взрослые много работают, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь [7].

О. В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов:

1 группа — те предметы, с которыми ребенок не действует (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).

2 группа — предметы, входящие в ближайшее окружение ребенка, он взаимодействует с ними, видит их многообразие, но не преобразовывает их.

3 группа — предметы, с которыми ребенок действует, т. к. они доступны его преобразовательной деятельности. Эти предметы имеют аналогию с предметами, которыми пользуются взрослые, помогают формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых [Дыбина].

По мнению Л. А. Венгера, в детстве происходят качественные изменения в развитии познания ребенком окружающего мира и формировании предметных представлений — он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления — сенсорные эталоны и наглядные модели. Сенсорные эталоны вооружают ребенка представлениями о том, какими бывают внешние свойства предметов, а наглядные модели дают возможность выделить и отобразить в наглядной форме связи и отношения между предметами [2].

Естественным фактором является то, что процесс ознакомления с миром предметов происходит медленно и постепенно.

Исследования С. А. Козловой и О. В. Дыбиной направлены на рассмотрение предметного мира как совокупности мира предметов, имеющих отличительные особенности в части формы, величины (размера), цвета, материала, строения, функций, назначения, их создание и изменение. Авторы делали упор не типичные, а на изменяющиеся признаки предметов, которые могут осуществляться в процессе целенаправленной деятельности взрослых (форма, цвет, функции, назначение и видоизменение). Именно с помощью данных особенностей перед детьми с нормой или с отклонениями в развитии предстают все аспекты социальной действительности в своей динамике изменений. В данном случае конкретный предмет выдвигается с учетом людских потребностей, запросов, способностей и творчества [Дыбина, с. 46–48].

В процессе продуктивных видов деятельности ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук, сопряженные движения двумя руками, совершенствует зрительно-моторную координацию, навыки ориентировки, формообразующие движения руки, способы совмещения деталей, накладывания, прикладывания, осваивает рабочее пространство и т. д. Это все влияет на развитие речевых каналов [Осипова].

Итак, при формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией при обследовании фигур предметов используются синхронные движения обеих рук, так как моторная неловкость проявляется в неуклюжести, дискоординации движений.

В логопедической работе по формированию представлений о предметном мире у детей с моторной алалией важно учитывать их возрастные особенности, особенности работы анализаторов, интеллектуальное и речевое развитие. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.

Использование специально подобранных наглядных материалов помогает в полной мере решать задачи логопедической работы по формированию детских представлений о предметном мире и направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Методические рекомендации в соответствии с практической значимостью ВКР

Для выявления и критерии оценивания сформированности представлений о предметном мире у детей можно применять методики с опорой как на образовательные материалы, так и в виде разработанных вопросов с наглядным материалом. Но количество валидных авторских методик по данной проблеме ограничено, это в основном методики О. В. Дыбиной, которые мы будем применять в своем исследовании.

Условия формирования представлений о предметном мире раскрываются в содержательной части, применяемых формах и методах, предметно-развивающей среде и социальном окружении детей.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с действительностью всегда надо помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

В процессе целенаправленной коррекционной работы представления о предметном мире постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей. Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий — действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной стороной организации коррекционной работы является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом.

Полученные данные, система формирования представлений о предметном мире у детей с моторной алалией наглядными средствами может применяться для детей 6–8 лет других образовательных организаций.

Литература:

1. Быховец, И.С., Дубровина, Т. И. Исследование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. / Мир специальной педагогики и психологии. // Научно-практический альманах./ И. С. Быховец, Т. И. Дубрвина. — Москва. — 2017. — С. 62–66.

2. Венгер, Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве / Л. А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. — М.: Просвещение, 1965. — С. 81–160.

3. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1998. — 207 с.

4. Вычик, А.С., Беляева О. Л. Особенности слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с моторной алалией. / Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. // Ответственный редактор: И. Ю. Жуковин; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2017. — С. 43–45.

5. Дыбина, О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром / О. В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.

6. Дыбина, О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О. В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 162 с.

7. Жуковская, Р. И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста/ Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1968. — 201 с.

8. Зотеева, О. С. Особенности звуковой и слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. / Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. // Шадринский государственный педагогический институт; Cоставитель: С. В. Истомина. — 2011. — С. 315–322.

9. Кузнецова, Г. А. Особенности нарушения слоговой структуры слов у дошкольников с моторной алалией. / Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. // Под общей редакцией А. И. Вострецова. — 2019. — С. 149–154.

Основные термины (генерируются автоматически): предметный мир, моторная алалия, ребенок, предмет, логопедическая работа, бережное отношение, группа предметов, мир предметов, ориентировочная деятельность, система формирования представлений.


Ключевые слова

окружающий мир, моторная алалия, предметный мир, группы предметов, предметные представления
Задать вопрос