История становления философии физической культуры как предмета философского осмысления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 1175 раз

Библиографическое описание:

Овчинников, О. А. История становления философии физической культуры как предмета философского осмысления / О. А. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82012/ (дата обращения: 01.12.2024).



Философия физической культуры и спорта относительно недавнее направление мысли, появившееся на интеллектуальной сцене лишь в конце 1980-х гг. Некоторые исследователи считают, что философия физической культуры и спорта уже вполне утвердила себя как отрасль научного знания и представляет собой весьма развитую систему специального гуманитарного и социального знания о физической культуре и спорте как с точки зрения их собственной сущности, структуры и закономерностей развития, так и в плане их места и функций в общей системе культуры. Действительно, физическая культура и спорт неуклонно расширяют свое место и значение в современном мире. Отсюда острая потребность в социально-философском анализе физической культуры и спорта [2, С. 145–148].

Изучая историю становления философии физической культуры и спорта, можно отметить, что в этой области существует вполне определенный опыт рассмотрения различных аспектов жизни, имеющих к ним отношение. Например, «Платон и Аристотель одобрительно и иногда даже восторженно писали об игре и спорте. Ницше и Хайдеггер использовали термин “игра” как метафору для определения своих особых мировоззрений. Сартр и Витгенштейн обращались к понятиям спорта и игры при разработке своих влиятельных концепций человеческого существования и языка» [4, С. 62–64].

Вместе с тем следует отметить, что большинство философов долгое время игнорировали физическую культуру и спорт, считая их слишком несущественными для глубокого философского анализа. Это объясняется в первую очередь тем, что физическая культура и спорт долгое время не были среди системообразующих факторов в жизни общества, теперь они уже во многом стали одним из них. Одним из таких факторов в настоящее время являются Олимпийские игры. Таким образом, постепенно сама жизнь заставила многих исследователей поменять свою позицию.

Передельский А. А. в своей работе «Рабочие заметки по философии спорта: методические материалы для магистрантов и аспирантов физкультурно-спортивных вузов» отмечал, что в философии есть много разных категорий и одна из таких категорий — «Философия спорта и физической культуры». Конкретного определения этой категории философии нет, но можно сформулировать следующее определение: это область философии, предметом исследования которой являются самые общие основы бытия и познания в сфере физической культуры и спорта, существование и отношение человека, включенного в эту сферу деятельности и отношений [7, 62 с].

Кошелев В. Ф. писал: «Философия спорта и физической культуры сформировалась только в 1960-х годах в категории философии. В результате это очень молодая дисциплина, которая уже имеет огромное значение в философии. В подтверждение этой идеи можно привести следующий факт: Организаторы XXIII в. На Всемирном философском конгрессе «Философия как знание и образ жизни», который проходил в Афинах в августе 2013 года, был раздел для докладов. Философия спорта»в программе мероприятия». Это пробуждает интерес к изучению этой дисциплины философии — такой новой, загадочной, значимой, но еще не полностью изученной философами [3, 464 с].

Теперь следует перейти к рассмотрению и анализу становления «Философии спорта и физической культуры».

Своими корнями рассматриваемая категория философии уходит в античность, где речь шла о философской рефлексии физической культуры и спорта. Например, Валеева Г. В. в своей статье «Философские аспекты физической культуры и спорта» писала, что в истории становления физической культуры и спорта существенный вклад внесли великие мыслители Античности, которые пытались найти паритет между физическим и умственным влиянием, соединяя в себе физические упражнения и интеллектуальные головоломки. Мыслитель Древней Греции Ксенофан отмечал, что «большей ценностью обладают мудрость и осмотрительность, нежели атлетическая сила и быстрота», так как духовные качества приносят пользу всему государству, а физические — наделяют славой лишь одного индивида. А великие мудрецы Платон и Аристотель в своих работах говорил: «Физическая культура является составной частью общего воспитания и образования». Платон, обращаясь к осмыслению гимнастического воспитания, спортивных зрелищ и ценности телесности, утверждал: «В совокупности физическое и интеллектуальное воспитание дадут положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера». Однако, его ученик Аристотель говорил: «Слишком усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питьё губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье» [1, С. 495–499].

В эпоху средневековья преобладающим было теологическое учение, провозглашавшее презрение к физическим влечениям, следствием которого явилась отмена физической культуры в педагогических учреждениях. Заметим, что отношение к физической культуре отцов православной церкви и католической было различным. Православие в меньшей степени симпатизировала аскетизму, тогда как католическая церковь способствовала и поощряла систему воспитания дворянства, а также физическую подготовку рыцарей. Таким образом, несмотря на определенные трудности развития, физическая культура в эпоху Средневековья имела место быть и более того, определенные физические упражнения, освобожденные от элементов ритуального характера, стали основой современного европейского спорта. Т. е. происходит зарождение нового течения в физической культуре и спорте, ориентирующего личность на достижение высоких результатов и побед. В работах мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени обсуждались вопросы о социальной природе и социальном значении физической культуры и спорта: Т. Кампанелла, Т. Мор, Г. Зиммель, Г. Спенсер, М. Шелер, М. Вебер и др. [5, 425 с].

Однако в связи с тем, что физическая культура и спорт не сразу стали основой жизни того общества, большинство мыслителей не интересовали вопросы этой области, считая их не столь важными для философского анализа. Столяров В. И. говорит, что опираясь на практический опыт и повседневное человеческое сознание. спорт как явление, долгое время развивалось стихийно, Философские размышления о физической культуре и спорте находились на самом низком уровне, поскольку вопросы, связанные с этими явлениями, рассматривались мыслителями как тривиальные аспекты жизни общества [8, с. 97–101].

Валиева Г. А. отмечает, что ситуация начала меняться, когда в 19–20 вв. физическое воспитание и спорт становятся социальным явлением в глобальном масштабе. Как и многие проблемы и ситуации, связанные с этими сложными социальными явлениями, необходимы комплексные социально-философские исследования и неотложное теоретическое самосознание. Также необходимо проанализировать влияние на спорт таких сфер общества, как экономика, политика, культура и противоположное влияние спортивного движения на образ жизни людей и общества. Еще более актуальными стали методологические, культурные и аксиологические проблемы физической культуры и спорта. Обратите внимание на это в начале 1970-х годов. Американский философ 20-го века Пол Вайс написал работу под названием «Спорт: философские исследования», которая оказала сильное влияние на философское общество. А в 1972 году было создано Международное философское общество спортивных исследований (ныне Международная ассоциация философии спорта) — организация, занимающаяся рассмотрением философских аспектов спорта под руководством П. Вайсса. В деятельность этой организации входит организация международных семинаров и конференций по тематике физической культуры и спортивного движения, а также издание журнала «Международная ассоциация философии спорта». [1, С. 495–499].

Основные вопросы, на которые отвечает философия: что такое реальность? (относится к метафизике) Что такое знание? (Эпистемология и эпистемология) Что такое ценность? (Аксиология, этика) — раскрывают сущность философии физической культуры и спорта.

В метафизике спорта выделяет три области:

  1. Касается концептуального анализа, который пытаются дать метафизики определению спорта. Сторонники философских определений утверждают, что независимо от расплывчатых представлений о спорте, его историческое значение необходимо идентифицировать и прояснять, а не избегать и искажать. Критики, выступавшие против таких определений философов, обнаружили, что они содержат исторические предрассудки, которые не только влияют на культурное восприятие спорта, но также могут привести к изменениям в понимании того, что такое спорт. [7, с. 147–159]
  2. Концептуальный анализ спорта связана с формальными и контекстными терминами в определении культурных практик. Раскрытие значения и целей культурных практик, по мнению сторонников формалистических определений спорта, возможно при рассмотрении их формальных правил. Те. содержание спортивной игры определяется формальными правилами конкретного вида спорта. Представители контекстных определений утверждают, что спорт определяется не только правилами, но и этосом («Греческий этос — термин из древней философии, обозначающий природу человека или явления»). В этом случае спортивный этос связан с определенными социальными нормами, которые определяют толкование и применение спортивных правил [1, с. 495–498].
  3. Касается взаимосвязи спорта и игр. Здесь следует обратить внимание на исследователя Б. Костюмы: «Каждый вид спорта — это игра, но не все игры являются спортом», согласно которому игры идентичны спортивным элементам. Однако критики отмечали, что любой вид спорта, в котором действуют определенные правила, имеет игровой элемент. [7, с. 147–159]

Валиева Г. В., Игнатова Д. А. отмечают, что эпистемологических исследованиях спорта основные вопросы касаются того, как человек узнает о спорте, и вопроса об организации знаний, необходимых в спорте. Обратите внимание, что ответами на эти вопросы занимается философия образования, частью которой является философия физического воспитания. Аксиологическое и этическое исследование спорта базируется на следующих проблемах: взаимоотношения между спортсменами (какие формы поведения соответствуют хорошей спортивной практике?); соревновательная сторона спорта и проблемы нарушений и мошенничества; моральное оправдание соперничества; императивы и ценности, побуждающие спортсменов использовать средства для улучшения результатов; эстетическое восприятие спорта [1, С. 495–499].

Итак, исходя из вышеизложенного, мы сделаем вывод, что мировоззренческие и социально-философские проблемы деятельности человека в сфере физической культуры и спорта чрезвычайно сложны и могут быть решены только на основе научного подхода, использования научных достижений. методы, которыми занимается философия физической культуры и спорта.

Литература:

  1. Валиева Г. В. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте / Г. В. Валиева, Д. А. Игнатова — Текст: непосредственный // Философские аспекты физической культуры и спорта: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию факультета физической культуры, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого / Под ред. А. Ю. Фролова. — Тула, — 2017. — С. 495–499
  2. Жаров Л. В. К специфике телесной культуры человека // Вопросы философии. 1987. № 6. С. 145–148
  3. Кошелев В. Ф., Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Филимонова С. И., Малозёмов О. Ю., Бердникова Ю. Г., Минаев А. В., // Под ред. О. Ю. Малозёмова. — Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. — 464 с.
  4. Лисицын Б. А. К вопросу о понятии «спорт» // Теория и практика физической культуры. 1974. № 2. С. 62–64
  5. Марру А. И. История воспитания в античности (Греция). — М.: Греко — латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. — 425 с.
  6. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 186 с.
  7. Передельский, А. А. Рабочие заметки по философии спорта: методические материалы для магистрантов и аспирантов физкультурно-спортивных вузов / А. А. Передельский и др. — М.: Физическая культура, 2011. — 62 с.
  8. Столяров В. И. Философия науки: методические материалы для аспирантов. — Ч. IV: Введение в философию физической культуры и спорта. — М.: Физическая культура, 2010. — с. 97–101
  9. Уильям Морган «Философия спорта: Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего» / Уильям Морган // Российский философско-литературный научный журнал «Логос». — 2006. — № 3. — С. 147–159.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, вид спорта, долгое время, философия, Философия спорта, XXIII, категория философии, спортивное движение, физическое воспитание.


Задать вопрос