Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Мурзинцева, В. А. Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики / В. А. Мурзинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 327-330. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81963/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, математика, самостоятельность, педагогические условия, младший школьный возраст.

The article presents a study of the level of independence of primary school students in the Moscow State Educational Institution «Malominusinskaya Secondary School named after the Hero of the Soviet Union N. I. Mikhailov» in the village of Malaya Minus of the Krasnoyarsk Territory.

Keywords: digital resources, mathematics, independence, pedagogical conditions, primary school age.

Современному обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и развитым чувством ответственности.

Сегодня все более очевидным является тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способно его осуществить. Именно степенью развитости творческих начал в человеке определяется состояние науки и техники.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

В настоящее время в связи с введением ФГОС НОО все более актуальным в образовательном процессе начальной школы становится разработка и использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В материалах ФГОС НОО одним из ценностных ориентиров называется развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации [1, с. 61].

Сегодня самостоятельная работа широко применяется как в основной, так и в начальной школе, помогая развивать познавательные способности и познавательную самостоятельность учащихся.

По мнению Батыршина, А.Р.: «…самостоятельная работа ученика — главный путь воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания…» [2, с. 489].

Исследования И. Я. Лернера, Я. А. Коменского, В. В. Давыдова, Ю. К. Бабанского, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого направлены на изучение проблемы развития навыков самостоятельной работы младших школьников. Они утверждали, что в процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

Замелина Л.Ю. утверждает, что: «…самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как она тренирует волю, воспитывает работоспособность, дисциплинирует учащихся…» [3 с.259].

Так как в современных образовательных условиях происходит ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности, то использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики является актуальным и целесообразным.

Автор Рослякова Л. А. считает: «Цифровые образовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса» [4, с. 359].

На данный момент продолжается работа по разработке, апробации и использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании математики в образовательных учреждениях.

Для подтверждения полученных данных было проведено исследование уровня развития самостоятельности учеников 4 класса: 13 учащихся — контрольная группа и 13 — экспериментальная (т. е. наличие у младших школьников знаний и умений самостоятельного изучения учебного материала).

Нами были проанализированы учебники для начальных классов с точки зрения заложенных в них возможностей развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках; составлены задания для самостоятельной работы с учетом репродуктивной и продуктивной деятельности школьников; подготовлены материалы, обеспечивающие условия развития познавательной самостоятельности; охарактеризованы три уровня познавательной самостоятельности младших школьников и критерии, характеризующие каждый уровень; намечены программу формирующего этапа эксперимента по развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте.

На первом этапе исследования задания для самостоятельного выполнения были достаточно простыми (так как познавательная самостоятельность у младших школьников в начале обучения очень низкая или отсутствует) и ориентировали учащихся на репродуктивную деятельность при овладении умениями получать знания. При выполнении заданий данного типа ученики получали информацию из разных источников в готовом виде, выполняли задания по предложенному образцу, устанавливали связи между двумя исходными данными.

Далее мы провели тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности (по М. И. Лисиной).

На основании полученных данных установлено что: в контрольной группе 4 учащихся (31 %) имеют высокий уровень готовности к самостоятельной поисковой деятельности, 5 учащихся (38 %) — средний уровень и 4 учащихся (31 %) — низкий уровень. В экспериментальной группе 3 учащихся (23 %) имеют высокий уровень, 5 учащихся (38 %) средний и 5 учащихся (39 %) — низкий уровень.

Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что такие задания не только повышают интерес учащихся к самостоятельным работам, но и ориентируют их на самостоятельную деятельность при изучении учебного материала.

В ходе исследования проблемы развития самостоятельности младших школьников мы убедились, что важна правильная организация самостоятельной работы и учет прошлого познавательного опыта учащихся, цели деятельности и др. При этом необходимо неукоснительно соблюдать следующие условия: постепенное усложнение заданий и сокращение объема помощи учителя; обязательная подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ; разнообразие видов самостоятельных работ и подбор заданий, способствующих появлению интереса к их выполнению и содержащих посильные трудности; ознакомление учащихся с источниками информации, необходимыми для выполнения заданий самостоятельной работы; своевременное оказание помощи в самостоятельной работе, обязательная проверка и оценивание самостоятельных работ.

В ходе исследования мы также учитывали, на каком этапе обучения самостоятельная работа наиболее эффективна, что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения учебным материалом, какими должны быть форма и характер заданий, продолжительность самостоятельной работы, какие трудности могут возникнуть у школьников, как предупредить возможные ошибки при выполнении и как учащиеся могут проверить работу. Также мы следили за тем, чтобы самостоятельная работа обеспечивала развитие познавательной самостоятельности младших школьников и была направлена на повышение интереса к предмету, формирование общих учебных умений.

Одно из условий эффективной работы учителя математики — это использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Применение ЦОР на уроках математики, сочетая традиционные методы обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала, предоставляет широчайшие возможности для создания разнообразных заданий по математике, в традиционной и инновационной формах.

Прежде чем применять цифровые образовательные ресурсы, необходимо ознакомиться с содержимым коллекций ЦОР по математике, которые имеются в сети Интернет, проанализировать возможности их использования на уроках математики. Кроме того, необходимо изучить особенности современных цифровых образовательных ресурсов по математике, их существенные методики.

ЦОР на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся, можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории. Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Это позволяет ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения.

На уроке учащиеся учатся определять условия, при которых должно выполняться задание; устанавливают источники информации, к которым могут обратиться для выполнения учебной задачи, выяснить способы, методику выполнения задания. Но учитель должен понимать, что ЦОР это не самоцель, а инструменты, позволяющие активизировать учебную деятельность учащихся, ресурсы, призванные помогать интересно и доступно объяснять математические понятия, решать различные задачи, контролировать знания учащихся и т. д. А учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его место в учебном плане. Выбрать тип урока, форму урока, последовательность изложения учебного материала, ЦОР, способ подачи информации, продумать доступность и целостность изложения материалов урока, достаточность методических комментариев, набор упражнений, средств контроля и самоконтроля. Также, учителю важно помнить, что одним из основных условий эффективности ЦОР является уместность их применения.

На основании этого нами была осуществлена подборка и частичная апробация цифровых образовательных ресурсов на уроках математики при организации самостоятельной работы в МКОУ «Маломинусинская СОШ № 7 имени Георгия Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края с учениками 4 класса.

Так как самостоятельная работа помогает развивать познавательные способности и познавательную самостоятельность учащихся. На уроках математики при организации самостоятельной работы предлагаем использовать флеш-анимации. Точная наука — математика становится подвижной, интересной. Очень интересно детям находить ошибки в решениях примеров и тут же видеть, как неверный ответ превращается в правильное, точное решение. Ожившие геометрические фигуры хорошо помогают усвоить группировку предметов по форме, размеру и цвету. Смена видов деятельности способствует легкому восприятию материала, снижает утомляемость, способствует централизации и концентрации внимания.

Для подтверждения полученных данных было проведено повторное обследование уровень развития самостоятельности учеников 4 класса.

На основании полученных данных установлено что: в контрольной группе 5 учащихся (38 %) имеют высокий уровень, 4 человека (31 %) — средний уровень и 3 учащихся (23 %) — низкий уровень. В экспериментальной группе 2 учащихся (18 %) имеют высокий уровень, 5 человека (38 %) средний и 3 (23 %) низкий уровень.

Из вышесказанного следует, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза о том, что использование цифровых образовательных ресурсов будут способствовать развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста, подтверждена.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что использование цифровых образовательных ресурсов в развитии самостоятельности у детей младшего школьного возраста являются эффективным.

Литература:

  1. Гончарова, Н. П. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Н. П. Гончарова, Абрамян Г. С. — М: Просвещение, 2018. — 61 с.
  2. Батыршина, А. Р. Технология организации самостоятельной работы / А. Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 9. — 489 с.
  3. Замелина, Л. Ю. Организация самостоятельной работы на уроке/ Л. Замелина // Начальная школа. — 2018. — № 2. — 259 с.
  4. Рослякова, Л. А. Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности в школе / Л. А. Рослякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — 379 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, урок математики, учащийся, младший школьный возраст, познавательная самостоятельность, развитие самостоятельности, ресурс, учебный материал, высокий уровень, контрольная группа.


Задать вопрос