Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков при приходе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 31.05.2021

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Кудласевич, Н. Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков при приходе / Н. Н. Кудласевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 439-443. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81799/ (дата обращения: 24.04.2024).



В процессе психолого-педагогического сопровождения при приходе, необходимо учитывать, что подросток является личностью, которая нуждается, со стороны священника, в особенном отношении и понимании. Прекрасным средством укрепления в вере и защиты христианских убеждений у подростков является личный пример педагогов-мирян. В вопросе методов, используемых православными пастырями и педагогами при психолого-педагогическом сопровождении при приходе, основной акцент делается на личный пример, неформальное общение и деятельное участие подростка в жизни приходской общины.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Русская Православная Церковь, приход, подросток, пастырь, священник, молодежь, приходская школа, духовно-нравственное воспитание.

Одной из самых главных задач прогрессивного государственного строя, является воспитание молодого поколения с прочными морально-нравственными и духовными основами. В истории страны, высокую роль в этом, всегда играла Православная Церковь, проповедующая истинные ценности, которые в конечном итоге, являются гарантами безопасности, и стабильности развития государства.

Состояние современной молодежи вызывает тревогу у многих. В подростковой среде процветают пьянство, курение, наркомания, проституция и различные формы поведения, имеющие антисоциальную направленность, и совершенно чуждые славянскому духу. Причина этого видится в отступлении от традиционных православных форм воспитания, и массовом увлечением западным образом жизни, направленным на культ физической силы, личной выгоды, невоздержанности, отсутствие патриотизма и стремление к удовольствиям. Современная жизнь, с ее новыми технологиями и запросами, создает у молодого человека новое мировоззрение, представляющее собой сплетение безграничных желаний, без учета приоритета Божественных законов и установлений.

При отсутствии понятия о Боге, у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Христианское мировоззрение, основанное на богооткровенных истинах, говорит о том, что жизненной целью человека является спасение, и преображение своей души, а также окружающего мира. Поэтому проблема воспитания — это, прежде всего, проблема ценностной ориентации личности. Отношение к ценностям жизни придает факту существования человека определенный смысл. Жизнь, наполненная смыслом, является счастливой, и если смысл соответствует православному духу, то душа приобретает ценность, уже в вечности. Для молодежи большим соблазном является распущенность нравов, принятая за норму в современном мире, поэтому христианское воспитание подростка, должно решать три главные задачи: воспитать у него правильное мировоззрение, научить ценить время человеческой жизни, и, указать пути и способы решения возникающих в жизни проблем.

В процессе психолого-педагогического сопровождения при приходе, необходимо учитывать, что подросток является личностью, которая нуждается, со стороны священника, в особенном отношении и понимании. Церковь — это семья, единый организм с различными функциями, и каждый человек в ней играет свою важную роль. Все известные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем, что они скользят по поверхности, обращаются преимущественно к рассудку, и не согласуются с внутренним состоянием. Чтобы оказать действенную, реальную помощь в религиозной жизни подростка, необходимо вникнуть в этот духовный процесс, происходящий в молодой душе.

Главная задача религиозного воспитания должна заключаться в том, чтобы не только в сознании ребенка, не только в его памяти и привычках, а в самой глубине его духа сохранилась связь с Богом. Эта внутренняя связь с Богом должна стать той твердыней, о которую разбиваются все соблазны современного мира. Помочь подростку в этом деле может, прежде всего, благотворная среда живой религиозной веры и любви к Богу. Как свеча загорается от другой свечи, так и в детской душе загорается божественный огонь не от наставлений и правил, а от окружающего ее духа веры и любви.

С особой теплотой и любовью следует относиться к тем подросткам, которые решаются высказать свои сомнения или недоумения. Яркий пример такого пастырского снисхождения и понимания содержится в житии преподобного Силуана Афонского. Однажды на Святую Гору пришел юноша «искать Бога». На исповеди он признался священнику в своих сомнениях и сказал, что не верит в Бога. Духовник рассердился, стал кричать молодому человеку о том, что страшно не верить в Бога Творца, что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь, но его встретил отец Силуан, и мягко стал с ним разговаривать: «Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но Любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь». После этого разговора начала крепнуть вера юноши, и он остался в монастыре [17, с.133–134].

О подобном подходе пишет профессор протоиерей Глеб Коляда. «К любым сомнениям и мировоззренческим «заскокам» надо относиться уважительно, любовно–терпеливо, подобно тому, как Иисус относился к апостолу Фоме (Ин. 20;19–21). Конечно, в ответ должно быть не молчание, а свое собственная, спокойно сформулированная принципиальная позиция» [10, с.65].

Протоиерей Василий Зеньковский, рассуждая о неизбежности и даже необходимости подобных сомнений, утверждает даже, что: «Чем серьезнее сомнения, тем менее они могут вывести из Церкви, ибо в напряженной работе духа, в страстной борьбе его с самим собою, ближе, дороже, роднее становится Церковь, — и, наоборот, в уходе из Церкви можно видеть косвенное указание на некоторую несерьезность сомнений, вернее говоря, уход из Церкви часто лишь прикрывается какими–либо сомнениями» [6, с.15].

Очень важны, в этот период мировоззренческих исканий юношества, апологетические темы в религиозных собеседованиях. Не следует делать главный упор на них, но все же разумные доводы в пользу христианства от того, кому молодой человек доверяет, могут иметь большую ценность. «Христиане, которые имеют дело с молодежью, — пишет монахиня Магдалина, — должны владеть некоторыми основными апологетическими знаниями» [13, с.47].

Без запаса подобных знаний, а также «без искренней убежденности, что истинная философия и наука являются друзьями, а не врагами веры, лучше указанных апологетических тем не касаться». Хорошим подспорьем, при апологетических беседах, могут быть биографии известных ученых, которые обладали глубокой верой, и среди которых было не мало священнослужителей: «Полезно, чтобы эти имена знала христианская молодежь» [10, с.13].

Прекрасным средством укрепления в вере и защиты христианских убеждений является личный пример педагогов-мирян. Молодые люди считают естественным, что священнослужители верят в Бога. Но если о вере, о своем обращении к Богу и духовном опыте «рассказывает инженер или профессиональный художник, то эффект гарантирован даже, если богословски он подготовлен недостаточно (лишь бы он не был чрезмерно самоуверен)» [12, с.65].

Безусловно, нужно стараться, по возможности, раскрывать перед подростками глубину православного вероучения. «Не надо прятать догматы и прятаться от них, — увещевает руководитель юношества епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). — Без догматов можно предложить только суррогат христианства, который не выдержит встречи с безбожным или неоязыческим догматизмом» [2, с.94–95].

В юности человек особенно тяготеет к догматическому оформлению своей веры. «Если же христианские догматы представляются для современной молодежи чем-то скучным и несуществующим, то это потому, что те, кому надлежит говорить о них с молодежью, сами недостаточно переживают их значение» [2, с.14]. Беседы на догматические темы должны быть живыми и сопровождаться конкретными примерами житий святых или просто из жизни.

Важные мысли о качествах молодежного руководителя высказывает протоиерей Василий Зеньковский. Его размышления могут помочь при выборе священником помощников-мирян. Не помешают эти качества и самому пастырю. Отец Василий замечает, что удачный руководитель совмещает в себе типы «воспитателя», «апостола» и «командира». Более всего он, несомненно, должен быть воспитателем, — т. е. угадывать индивидуальность подростка, работать над исправлением его дефектов, стремиться стать другом для каждого юноши или девушки, входить в проблемы их жизни, дружески поднимать молодого человека над его буднями, будить в нем высшие и лучшие стремления.

«Апостольская» сторона раскрывается в том, что пастырь пробуждает в душе подростка стремление к Высшему Идеалу Добра и Красоты, сверяют его жизненные планы с высшими задачами жизни христианина. Однако, зажигая молодые сердца ярким одушевлением, руководитель должен сам жить этим одушевлением, ибо юная душа не выносит никакой фальши. Наконец, тип «командира» должен проявляться редко, в моменты трудностей и испытаний (если руководитель умножит эти моменты и станет «командиром» вообще, он или разгонит организацию, или испортит ее жизнь.) Подростки сами хорошо чувствуют важность беспрекословного повиновения, лишь бы оно вызывалось «делом», а не капризом, не произволом руководителя [5, с.121–122].

О необходимости твердости, в некоторые моменты работы с молодежью, говорят и психологи. «Подросток, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает (конечно, неосознанно), что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы… Вот почему либеральное «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию» [22, с.19]. Помнить это следует и при проведении урока. «Учитель должен выработать некий «санитарный» уровень, ниже которого никакие «шевеления» в классе не замечаются, а выше которого следует мгновенная реакция» [18, с.125].

Важные дополнения делает протоиерей Максим Козлов: «Человек, работающий с молодёжью, должен быть не слишком гордый. Гордый человек будет собирать людей вокруг себя. Это опасное явление. Второе — он должен обладать элементарной ответственностью, в-третьих, руководитель молодежи должен быть человеком внимательным. Такой человек будет замечать личность подопечных. Делом заниматься нетрудно, людьми, которые это дело делают, значительно труднее» [7].

Существует мнение и о том, что священнику, работающему с молодыми прихожанами, не следует занимать административного положения в молодежной организации. «Он не должен быть для подростков «начальством», не должен пользоваться правом административного взыскания» [23, с.2]. Но, конечно же, священнику надлежит внимательно следить не только за личностными качествами своими, и своих помощников. Ему необходимо учитывать многообразие личностных проявлений и разнообразных характеров в самих молодых людях. Традиционно различают четыре типа темпераментов.

Для подростков с преобладающей меланхоличностью, темперамента свойственна замедленность реакции и действий, повышенная утомляемость, пессимизм, склонность к уединению… Они с трудом вступают в конфликт, затем с трудом выходят из него, имеют… устойчивую самооценку, предпочитают не признавать свои недостатки и маскировать их. Подросткам с холерическим темпераментом присущи стремление к самоутверждению путем упрямства или критики других, склонность переоценивать себя, общительность.

Во время конфликта они ведут себя агрессивно, стремятся быть лидерами в дружбе, бравируют недостатками, не поддаются внушению. У них легко можно воспитать ответственность и самокритичность. Сангвиники активны в порученном деле, склонны переоценивать себя, легко внушаемы, эмоционально заразительны, многое могут сделать в хорошем настроении, и почти ничего в плохом, претендуют на руководящую роль в дружбе и коллективной жизни. Хвастливы, охотно играют роль мужа, быстро входят в конфликт и быстро из него выходят, необидчивы. Для флегматиков характерно ответственное отношение к порученному уделу, у них легко воспитать работоспособность, дисциплинированность, выдержку; в конфликт флегматики не вступают, действуют изолированно или с группой проверенных друзей. [20, с.22].

Однако, чистые типы темперамента являются скорее исключением, чем правилом. Важно учитывать тип темперамента, чтобы не сломать подростка в стремлении привести его к некоему абстрактному стандарту. «Полностью темперамент изменить невозможно, но он поддается изменению в пределах определенных индивидуальных границ» [14, с.92].

Жития святых Православной Церкви предлагают множество ярких примеров того, как природные качества души человека, — его характер, его темперамент сказываются не только на особом свойстве его святости (скажем, суровый человек будет и суровым святым), но и на самом служении Господу и человеку. Господь премудро и изящно устроил так, что многообразные оттенки природных свойств личностей, преображенных Божественным Светом, благодатью Святого Духа, звучат взаимодополняющими мелодиями в единой гармонии Православной церкви.

Кроме того, пастырю следует учитывать при общении с молодыми людьми, различие восприятия слов священника юношами и девушками. Святитель Иннокентий Московский считает, что «с двенадцатилетнего возраста надобно иногда детей разделять по полу, и каждый пол учить своим обязанностям» [8, с.33]. Особенное же внимание, считает он, нужно уделять девушкам. Их следует «особенно назидать в слове Божием, как будущих матерей. Никто не может лучше научить нравственности, как мать» [9, с.104]. «Девушки дольше, и с большим трудом, чем юноши воспринимают смысл полученной информации… Именно при повторном слушании, рассматривании девочки воспринимают сведения более ярко, полно, эмоционально… Мальчики же по большей части повторов не воспринимают… Для юношей первостепенным является смысл. Занятия с юношами должны отличаться четкостью, продуманностью и особой теплотой… Девушки более общительны, их интересует сам процесс занятий. Для них важна не только содержательная сторона обучения, но и само общение с учителем… Благой пример сразу действует на них укрепляюще и вдохновляюще» [21, с.36].

При совместном обучении юношей и девушек, неминуемо будет возникать сложность из–за того, что внимание у них будет направлено больше друг на друга, чем на учителя или пастыря. Учитывая все это, некоторые педагоги рекомендуют практиковать раздельное обучение. Они считают, что эффективность занятий, благодаря этому, сразу возрастет.

Протоиерей А. Ельчанинов предлагает иное различие юношей и девушек. «Почти все юноши унылы, мрачны, тяжелы. У всех девушек — легкость, простота, лучистость какая–то. Им все дается легче в обращении к христианству, им легче дается сердечность этого обращения. Для юноши надо преодолеть гораздо больше — прежде всего рассудочность и самолюбие» [4, с.129]. «Девушки сравнительно быстро достигают внутренней устойчивости… Недаром 16–17–летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста» [1, с.547]. Однако поэтому и «перевоспитать трудную девочку значительно сложнее» [20, с.22].

Однако увлекаться разделением молодых людей не следует. «Юношей и девушек надо знакомить, — считает священник Алексей Уминский, — круг общения у верующей молодежи ограничен, возможность познакомиться невелика. Это их очень беспокоит. Храм мог бы очень помочь в этом. Из подобных знакомств могут развиться глубокие отношения» [7].

Занимаясь психолого-педагогическом сопровождением при приходе, священник, проводящий работу с молодыми людьми, есть педагог в изначальном смысле слова. «Так называли слугу, в обязанности которого входило сопровождать ребенка в школу, оберегать от грозивших на пути опасностей физического и нравственного характера» [11, с.11–12]. Таким детоводителем является каждый священник и, безусловно, вести молодые души он должен к Христу. Это водительство не только великая ответственность пастыря перед Богом, но и великая радость, духовное приобретение для самого священника.

Участие в духовном развитии и нравственном становлении своих прихожан, невольно обогащает и самого пастыря. «Вы становитесь проводником, — обращает внимание руководителей юношества С. С. Куломзина, — через который течет мощный «электрический» ток… Если вы испытали это воодушевление хотя бы единожды, значит, вы обрели истинное призвание, и оно останется с вами на всю жизнь» [12, с.103]. Суть этого призвания в светлой радости «взаимного общения, которую дает Христос православным христианам» [19, с.100].

В вопросе методов, используемых православными пастырями и педагогами при психолого-педагогическом сопровождении при приходе, основной акцент делается на личный пастырский пример, неформальное общение и деятельное участие подростка в жизни приходской общины. Самое главное, к чему стремится православный педагог — это гармоничное развитие личности, устойчивой к всевозможным искушениям мирской жизни, позволяя ей сохранить бесценную душу от гибели, и являться для общества “солью земли” (Мф. 5;13).

Таким образом, своими формами, методами, принципами, приемами, средствами и программами, Православная Церковь способна заинтересовать любого думающего педагога, небезразличного к своей деятельности, и судьбе молодых людей. Однако обращение светского педагога к православной традиции воспитания, не является проблемой знаний, теории или ума. Это выбор сердца, нередко затрудненный в использовании, даже для религиозно настроенных педагогов.

Подводя итог, можно утверждать, что Православная Церковь, с собственным вековым психолого-педагогическим опытом, способна благотворно влиять на развитие личности подростка. Однако анализ литературы позволяет отметить недостаточную практическую разработку проблемы, поскольку многие говорят о трудностях переходного возраста, но далеко не все имеют практический опыт работы с подростком, позволяющий ему помочь пройти свой сложный жизненный период с наименьшими эмоциональными и душевными потерями.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
  2. Александр (Семенов Тян-Шанский), еп. О работе священника в летних детских лагерях // Детские лагеря / Сборник статей. — М., 1995.
  3. Библия. — М., 1990.
  4. Ельчанинов А., прот. Записи. — Рига, 1991.
  5. Зеньковский В. В., прот. О руководителях юношеских организаций // Русское возрождение. 1997.
  6. Зеньковский В. Психология религиозных кризисов // Духовный мир студенчества. 1923, № 3.
  7. Из интервью, сохраненного на аудиодиске.
  8. Иннокентий Московский, святой. Записи о детском воспитании // Воскресная школа. Материалы. — М., 1998.
  9. Иннокентий Московский, святой. Спасайте детей: Поучения. — СПб., 1998.
  10. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь. — М., 1997.
  11. Климент Александрийский. Педагог: Вступительная статья прот. И. Свиридова. — М., 1996.
  12. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. — М.: Мартис, 1993.
  13. Магдалина, монахиня. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. — М., 1992.
  14. Макарова Г. А. Особенности темперамента детей и подростков / Дис. К псих.н. — СПб., 1998.
  15. Масгутова С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  16. Миссионерство в Ракове // Царкоунае слова. — март 2000. — № 3(97).
  17. Николай Сербский, святой. Памяти старца Силуана Афонского (Некролог) // Кассиана. Повесть о христианской любви: Статьи. Проповеди. — СПб., 2000.
  18. Петропавловский М., свящ. Как повысить воспитательную значимость школьного урока // Церковь, дети и современный мир /Сборник статей. — СПб., 1997.
  19. Подвиг семейного воспитания / Сборник бесед, выступлений, статей. — М., 2000.
  20. Подросток в семье. — Мн., 1980.
  21. Пожановская О. Жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери // Воскресная школа. Материалы. — М., 1998.
  22. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997, № 1.
  23. Шумкин Г., свящ. Священник среди подростков // Приложение к Вестнику РСХД. 1929, № 4. (Бюллетень религиозно-педагогического кабинета).
Основные термины (генерируются автоматически): молодой человек, подросток, Православная Церковь, психолого-педагогическое сопровождение, Бог, девушка, молодая, юноша, неформальное общение, основной акцент.


Похожие статьи

Молодежное служение и работа в РПЦ | Статья в журнале...

Одновременно растущая индивидуализация делает молодых людей более критичными по

Православное молодежное служение и работа — это не просто работа «Церкви взрослых» с

Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса... подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения...

Краснова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков / М. А. Краснова.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на: ‒ развитие умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие...

Исследование психологических особенностей подростков...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков

Психолого-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом

Общение выступает как средство компенсации неудовлетворенности своим положением, средство самоутверждения.

Особенности воспитательной работы с обучающимися...

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подросток реагирует часто агрессивно на окружающих его людей, не осознавая причины — почему это происходит и, не анализируя сути проблемы.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех

Таким образом, основными причинами межличностных проблем в среде подростков могут

3. Социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических...

Особенности межличностного общения среди подростков

В современном мире человеку необходимо общение, поэтому люди обучаются

Общение между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер, который

подросток, общение, процесс общения, подростковый возраст, семейное общение, взрослый...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, межличностное общение

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Нравственное воспитание подростков в условиях современной...

Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет предположить, что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания подростков в условиях современной школы.

Похожие статьи

Молодежное служение и работа в РПЦ | Статья в журнале...

Одновременно растущая индивидуализация делает молодых людей более критичными по

Православное молодежное служение и работа — это не просто работа «Церкви взрослых» с

Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса... подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения...

Краснова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков / М. А. Краснова.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на: ‒ развитие умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие...

Исследование психологических особенностей подростков...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков

Психолого-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом

Общение выступает как средство компенсации неудовлетворенности своим положением, средство самоутверждения.

Особенности воспитательной работы с обучающимися...

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подросток реагирует часто агрессивно на окружающих его людей, не осознавая причины — почему это происходит и, не анализируя сути проблемы.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех

Таким образом, основными причинами межличностных проблем в среде подростков могут

3. Социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических...

Особенности межличностного общения среди подростков

В современном мире человеку необходимо общение, поэтому люди обучаются

Общение между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер, который

подросток, общение, процесс общения, подростковый возраст, семейное общение, взрослый...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, межличностное общение

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Нравственное воспитание подростков в условиях современной...

Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет предположить, что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания подростков в условиях современной школы.

Задать вопрос