Сравнительный анализ контрактных систем России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Валеева, А. С. Сравнительный анализ контрактных систем России и Германии / А. С. Валеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81750/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье исследованы основные положения законодательного регулирования, организации и особенностей контрактных систем России и Германии.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, совершенствование государственных закупок.

Германия является локомотивом Европейского союза и, соответственно, крупнейшей экономикой в Европе. Давние правовые традиции проведения государственных закупок в ФРГ, где исторически особое внимание уделялось системе планирования бюджета в муниципалитетах, регионах и министерствах, привели к жесткой нацеленности контрактной системы на достижение экономической эффективности.

Для развития и успешного функционирования российской контрактной системы представляется актуальным изучение зарубежного опыта в области становления, формирования и применения механизмов закупочной деятельности, а также современные тенденции развития данной сферы. Кроме того, опыт Германии как государства-члена ЕС представляет интерес ввиду интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, а в частности по гармонизации национального законодательства членов ЕАЭС в сфере контрактной системы.

Законодательная база ФРГ в сфере государственных закупок включает в себя национальные и наднациональные нормы права ввиду членства в Евросоюзе и развитию интеграционных процессов в Европе. Контрактная система Германии регулируется бюджетным законодательством, Законом против ограничений конкуренции 1958 года, Положением о размещении заказов 1994 года, положениями, регулирующими сферы по оказанию услуг коммунальных предприятий, оборонную промышленность и строительство.

Наличие единого рынка товаров и услуг в Европейском союзе накладывает на государства обязанность по гармонизации законодательства путем приведения национальных правовых норм в соответствие с европейскими директивами: директива № 2014/24/EC о регулировании государственных закупок, директива № 2014/25/EC о регулировании закупок компаний, занятых в сферах водоснабжения, электроэнергетики, транспорта и почтового обслуживания и директива № 2014/23/EC о присуждении договоров концессии. Положения директив применяются при закупках, денежный эквивалент которых превышает пороговую сумму, положения национального законодательства — при заявках с более низкой стоимостью [1].

Контрактная система России регулируется ст. 506–522 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также подзаконными актами, детализирующими организацию и проведение государственных закупок: Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» от 21.06.2012 № 616, Постановлением Правительства РФ «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок» от 30.09.2019 № 1279, Постановлением Правительства РФ «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» от 23.12.2015 № 1414.

Обе контрактные системы являются децентрализованными: закупки проводятся напрямую органами власти и подразделениями компаний. Благодаря такой модели управления контрактной системой возникают следующие преимущества: уменьшение коррупционных рисков, сокращение временных затрат на приобретение товаров, работ, услуг, на сбор и обработку информации [2].

Контрактные системы Германии и России являются социально-ориентированными: учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, малым предпринимательствам предоставляется ряд преимуществ при участии в государственных закупках, что способствует экономическому развитию государства, сопровождающемуся высоким уровнем развития конкуренции и полной занятостью населения.

В контрактной системе ФРГ осуществляет деятельность Комитет по государственным закупкам, уникальность которого заключается в том, что он функционирует как форум для представителей публичной власти, частного сектора, промышленных и торговых палат федерального, земельного и муниципального уровня. В результате проведения таких форумов создаются акты третичного права, содержащие правила закупок, в которых отражены обоюдные интересы, а также проходят обсуждения новых явлений в сфере зарубежных и национальных государственных закупок. Благодаря деятельности Комитета по государственным закупкам, а в частности, наличию в нем диалога между субъектами контрактной системы, Германия находится в лидерах по эффективному управлению государственными закупками [3].

Закон против ограничений конкуренции в германской контрактной системе запрещает установление ограничений по участию в закупках иностранных участников не зависимо от того, является ли государство членом Евросоюза, помимо этой нормы данным законом запрещается оказание протекции национальным участникам закупочных процедур для обеспечения равных условий [4].

В российском законодательстве пунктом 4 ст. 3 44-ФЗ разрешено участие иностранных компаний и физические лица, ст. 14 устанавливает национальный режим — равные условия участия в государственных закупках как для иностранных производителей, так и для российских в соответствии с международными договорами, однако в данной статье содержатся оговорки о возможности установления запретов и ограничений по национальному режиму в соответствии постановлениями Правительства РФ [5].

В Европейском союзе активно продвигается идея проведения экологически безопасных государственных закупок в рамках концепции по устойчивому развитию, разработаны и внедрены типовые экологические критерии для 19 видов продукции, закупаемой в Евросоюзе. Включение «зеленых» государственных закупок в законодательство о контрактной системе приведет к получению таких преимуществ, как улучшение экологических показателей, экономия бюджетных средств благодаря закупке товаров с меньшей стоимостью жизненного цикла.

На сегодняшний день законодательством России не предусмотрено применение устойчивых государственных закупок. Тем не менее, имеются отдельные примеры применения экологических требований к закупаемым товарам в Москве. Однако необходимо отметить, что, во-первых, такие экологические требования не имеют официального статуса, во-вторых, у большинства российских поставщиков отсутствует опыт производства экологичной продукции.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что изучение опыта Европейского союза по созданию наднационального законодательства, регулирующего функционирование контрактных систем стран-участниц, представляет не только академический, но и практический интерес для совершенствования государственных закупок в ЕАЭС, а также, возможно, окажет влияние на ускорение процессов интеграции в данной сфере.

Изучение опыта Германии в вопросах по построению эффективной системы государственных закупок в части архитектуры органов в сфере закупок, разработки экологических критериев, поддержания и развития конкуренции, конечная цель которых заключается в увеличении экономии расходуемых бюджетных средств, позволит России переосмыслить контрактную систему с учетом современных реалий, адаптировав наиболее перспективные направления по повышению эффективности управления государственными закупками в законодательство.

Литература:

  1. Public procurement — Study on administrative capacity in the EU Germany Country Profile. European Commission [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/how/improving-investment/public-procurement/study/ (дата обращения: 22.05.2021).
  2. Centralised and Decentralised Public Procurement. OECD.org [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5kml60w5dxr1-en.pdf?expires=1621329645&id=id&accname=guest&checksum=1082C9817D32A07A2074DA314862FBF0 (дата обращения: 22.05.2021).
  3. Проданова Н. А. Особенности системы государственных закупок Федеративной Республики Германия / Н. А. Проданова, К. И. Лытова // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 373–376.
  4. Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz [Электронный ресурс] URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gwb/ (дата обращения: 24.05.2021).
  5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020). «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 24.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, закупка, Европейский союз, Европа, контрактная система Германии, контрактная система России, национальный режим, ограничение конкуренции, Россия, сфера.


Ключевые слова

государственные закупки, контрактная система, совершенствование государственных закупок
Задать вопрос