Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Соловьева, А. П. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте / А. П. Соловьева, К. В. Ким. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81745/ (дата обращения: 28.01.2022).



В данной статье рассматривается переживание одиночества в подростковом возрасте. Причин для переживания одиночества в подростковом возрасте очень много, и исходя из разных причин, дети могут по-разному воспринимать одиночество. В статье приведены результаты проведенного нами эмпирического исследования Дифференциального опросника переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева.

Ключевые слова: одиночество, подростковый возраст, переживание одиночества, позитивное одиночество.

Сейчас достаточно популярным является мнение о том, что проблема одиночества наиболее актуальна для старшего поколения. Да, действительно, людям старших возрастных групп сложнее поменять привычные для них социальные стереотипы. Но нельзя забывать, что сейчас наша социальная ситуация такая, что сильнее всего переживаниям одиночества подвержены люди именно подросткового возраста.

Причин для возникновения переживания одиночества подростками очень много. Основные из них: возрастные особенности личности подросткового периода, а именно: развитие рефлексии, самонаблюдения и самоанализ, потребности в самопознании и самооценке; индивидуально-личностные особенности подростка, требования к себе или другим, нереалистичные ожидании и представления о любви, дружбе и общении; социально-психологические факторы, приводящие к одиночеству [1].

Как показывают результаты психологических исследований Л. Б. Волынской, М. Б. Калашниковой, Г.Крайга, О. В. Лишина, О. П. Макушкиной, и др., наиболее остро в подростковом периоде переживается чувство отверженности. Это чувство возникает у подростка не только в ответ на нежелание других людей контактировать с ним, но и в случае проявления по отношению к нему непонимания или неуважительного отношения. Игнорирования его мнения, а зачастую и предательства со стороны не только сверстников, но и взрослых. В подростковом возрасте ведущую роль играет общение и построение взаимоотношений со сверстниками, близкими, а также незнакомыми людьми. Межличностное общение способствует формированию личностной сферы подростка, его самосознания, самоуважения и т. п. Если же подросток сталкивается с непониманием и отвержением в своем круге общения, то это приводит к обострению чувства одиночества и усиливает его личностную изоляцию [2].

Цель исследования — изучение отношения к одиночеству у подростков. Методы исследования — дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева (краткая версия). Данная методика представляет собой опросник, основанный на экзистенциальных представлениях об отношении личности к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить случаи уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводят к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста [3].

Объем выборки 30 человек, диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 12 до 16 лет.

Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице (результаты исследования одиночества у подростков (N=30)).

Таблица

Результаты исследования одиночества у подростков ( N =30)

Шкала

Степень выраженности, %

Высокая

Средняя

Низкая

Общее одиночество

30

40

30

Зависимость от общения

20

40

40

Позитивное одиночество

76,6

23,4

0

У 30 % испытуемых имеется высокая степень выраженности по шкале «Общее одиночество», что говорит нам о том, что у них выраженные переживания изоляции. У этих респондентов нехватка эмоциональной близости или контактов с людьми и осознанием респондентом себя как одинокого, изолированного человека. У них могут быть трудности в адаптации и социализации, которые характерны для подростков, в переходном возрасте. А низкие баллы по данной шкале характерны для тех подростков, которые не испытывают болезненного переживания одиночества, связанного с нехваткой близости или общения, и не считает себя одиноким человеком — это 30 % выборки. Средняя степень выраженности у 40 % процентов респондентов, они не испытывали на момент исследования острого переживания одиночества, но время от времени, сталкиваются с данным переживанием [3].

По шкале «Зависимость от общения» только 20 % имеют высокую степень выраженности, 40 % среднюю степень и 40 % имеют низкую. Высокая степень выраженности говорит нам о негативном представлении респондента об одиночестве и его склонности искать общение любой ценой. Это делается с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями. 40 % респондентов набрали низкие баллы, что позволяет предположить наличие у них спокойного, толерантного отношения к переживанию одиночества и к одиноким людям. Вероятно, эта группа испытуемых способна к уединению, не испытывая при этом острых негативных переживаний. 40 % респондентов набрали баллы, которые можно соотнести к средним, что говорит об отсутствии ярко выраженного неприятия переживания одиночества и страха остаться наедине собой [3].

Одиночество как положительный аспект (шкала «Позитивное одиночество») рассматривает 76,6 % подростков, это люди, которые испытывают положительные эмоции в ситуациях уединения, умеют их ценить и стремятся уделять время себе и собственной жизни. У 23,4 % подростков средняя степень выраженности. И ни один из опрошенных подростков не неспособен находить ресурс в ситуациях уединения и отсутствие положительных эмоций в связи с уединением [3].

Таким образом, выявлено, что для большинства опрошенных респондентов характерно «Позитивное одиночество», их 76,6 %. Подростки умеют использовать уединение как ресурс и творчески используют его для саморазвития и самопознания. Такие люди не боятся оставаться одни, не ищут общения только ради того, чтобы не чувствовать себя одиноко и тем самым заполнять пустоту. 76,6 % респондентов испытывают положительные эмоции в ситуациях, когда остаются в уединении.

Литература:

  1. Ермолаева М. В. Практическая психология старости. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2000.
  3. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10, № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): переживание одиночества, подростковый возраст, подросток, одиночество, ситуация уединения, выраженность, личностный рост, общение, подростковый период, позитивное одиночество.


Ключевые слова

одиночество, подростковый возраст, переживание одиночества, позитивное одиночество
Задать вопрос