Основы логистики снабжения на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бекжанова, С. Е. Основы логистики снабжения на предприятии / С. Е. Бекжанова, А. Е. Камалова, Э. Т. Наргилов, М. К. Райдоллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81726/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматривается теоретические аспекты управления логистикой снабжения на предприятии, а также методы и оценки повышения её эффективности.

Ключевые слова: логистика, снабжение, закупочная деятельность

Современная логистика в сфере бизнеса управляет материальными, информационными, финансовыми и прочими потоками на всем протяжении жизненного цикла товара: от проектирования и производства, до сбыта и послепродажного сервиса. То есть логистика интегрирована во все сферы деятельности предприятия.

Реализуемые виды логистики на предприятии, образуют целостную логистическую систему субъекта хозяйствования. Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой проиллюстрируем это на рис.1.

Гаторн Дж. предлагает разделить понятия «закупки», «снабжение» и «стратегический сорсинг» и не воспринимать их как синонимы, рассматриваемые взаимозаменяемостью при обсуждении видов деятельности, относящихся к закупкам компании. Термин «закупки» рекомендуется применять к трансакционным функциям при приобретении товаров и услуг по самой низкой из всех возможных цене. Под «снабжением» автор понимает более широкое понятие, включающее, помимо закупочных трансакций, управление товарами и услугами как материалами. Стратегический сорсинг должен охватить все виды деятельности, входящие в цикл процесса снабжения, начиная от разработки спецификации продукта до получения товаров и услуг и их оплаты.

Логистическая система субъекта хозяйствования [1, с.229–232]

Рис. 1. Логистическая система субъекта хозяйствования [1, с.229–232]

Лайсонс К., Джилингем М. определяют «закупочную деятельность» как приобретение товаров и услуг с ответным осуществлением денежного или эквивалентного перевода [2]. При этом они считают «снабжение» более широким понятием, в сравнении с закупками, объясняя это тем, что «снабжение» часто вытесняет использовавшееся в прошлом словосочетание «закупочная деятельность».

Родников А. Н. определяет снабжение как процесс материально-технического обеспечения производства, включая закупки сырья и материалов, мобилизацию внутренних резервов, в том числе неиспользованных запасов [3]. Исходя из этого определения, закупку следует считать ключевой операцией в процессе снабжения, необходимой для приобретения товарно-материальных ценностей и услуг с целью обеспечения нужд организаций. То есть процесс снабжения, помимо фактической покупки ценностей, включает в себя все взаимосвязанные виды деятельности, необходимые организации для получения товаров и услуг от поставщиков: выбор поставщиков, проведение переговоров и согласование условий с ними, транспортировку и экспедирование товарно-материальных ценностей, приемку, складирование и грузопереработку товаров.

Таким образом, можно сказать, что целостного и единого мнения в части определения терминов «поставка», «закупка» и «снабжение» на сегодня не существует, и воспринимаются они в практической деятельности в качестве взаимозаменяемых.

В современных условиях логистика снабжения предприятия не может быть обособленной, она является часть общепроизводственной системы. Поэтому управления снабженческой деятельностью осуществляется с применением основного инструментария логистики и менеджмента.

С учетом современных тенденций в менеджмент и логистике каждое предприятие ориентируются на формирования в своей деятельности качественной логистической цепи.

Формирование цепи поставок и его дальнейшее функционирование основывается на использовании маркетингового и логистического подхода с комплексным сочетанием информационных технологий. Несмотря на это, применение интегрированного подхода в цепи поставок позволяет полнее удовлетворять потребности потребителя и достигать поставленной цели организации, непосредственно или косвенно связав отдельные фирмы, как элементы цепи поставок, в едином интегрированном процессе, в отличие от логистического канала.

Основными методами управления закупками являются:

1) метод увеличение объема закупаемых МЦ;

2) метод уменьшение объема закупаемых МЦ;

3) метод прямого счета закупаемых МЦ. [4]

Одним из основополагающих критериев осуществления выбора оптимального метода управления закупками является учет принципа минимизации затрат на саму закупки МР и содержание определённого объема складских запасов. С этой целью используют разные статистические и экономико-математические модели (методы). К таким относятся следующие модели:

— АНМ модель — предназначена для определения оптимального объёма поставки материалов, которая основывается на принципе минимизации общих годовых затрат, складывающихся из постоянных издержек (на саму закупку МЦ) и переменных издержек (на обслуживание запасов на складе);

— АВС-метод — выступает в качестве категоризации МЦ, работающий как наиболее примитивный механизм расстановки приоритетов, позволяющий направить основные ресурсы и усилия на то, что наиболее важно для предприятия.

Автоматизация снабженческой деятельности позволяет в значительной степени сократить расходы самого производственного предприятия, предприятий поставщиков и сервисных предприятий (доставляющих МЦ), что в целом позволяет повысить рентабельность данной деятельности.

В целом можно сказать, что к вопросу реализации успешной и эффективной закупочной деятельности на производственном предприятия необходимо подходить системно и комплексно, органично интегрирую все основные функции логистики закупок (планирование, организация, мотивация, контроль) во все внутренние бизнес-процессы предприятия, обеспечивая данную деятельность необходимыми ресурсами, информацией и управленческим воздействием.

Литература:

  1. Коновалова Т. Е. «О принципах построения логистической системы в сфере дополнительного образования // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12–6. — С. 229–232
  2. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / Пер. с 6-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 798 с.
  3. Родников А. Н. Логистика: терминологический словарь — изд. 2-е — М.: ИНФРА-М, 2000. — 352с.
  4. Методы управления закупками http://logistclub.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=140&Itemid=166
Основные термины (генерируются автоматически): получение товаров, предприятие, приобретение товаров, процесс снабжения, сама закупка, снабженческая деятельность, услуга.


Задать вопрос