Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Букштын, Е. В. Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе / Е. В. Букштын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81685/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.

Ключевые слова: коррупция, противодействия коррупции, отделы по профилактике коррупции на государственной службе.

Организация работы по профилактике, предупреждению и противодействию коррупции обязательная функция в рамках государственной деятельности любого уровня. В соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерацией определяется немалый перечень видов деятельности по соблюдению антикоррупционного законодательства. Тема коррупции была остра всегда, но в эпоху активного и всестороннего развития экономической стороны общества, данный вопрос стоит как один из наиболее пристально рассматриваемых.

Противодействие коррупции на государственной службе — это не основная роль, на которую направлена вся деятельность государственных работников. Но в то же время, без осуществления функции соблюдения законности среди государственных служащих при исполнении ими своих трудовых обязанностей на сегодняшний день не может работать ни один орган власти. Законодательство в области антикоррупционной политики обновляется ежегодно, отвечая запросам, ситуациям, возникающим в обществе. Поэтому так важно грамотно и структурированно организовывать работу на государственных предприятиях и в органах власти.

Правовую основу противодействия коррупции составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. [1]

Деятельность отдельных лиц, отделов, организаций, осуществляющих антикоррупционную деятельность на государственной службе регулируется следующими основными законными актами: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».. [2]

Это малая часть нормотворческих документов, которые так или иначе касаются деятельности в области профилактики и противодействия коррупции в учреждениях и органах государственной власти. Таким образом функциональную составляющую организации профилактики и противодействия коррупции диктует целый ряд нормативных актов, методических рекомендаций Минтруда, локальных актов, судебных решений и т. д.

Надо отметить, что сейчас на международном и государственном уровнях прослеживается тенденция по замене слова «противодействие», всё чаще в наименовании структурных подразделений органов и учреждений, в литературе и нормативных актах встречается слово «профилактика».

Именно профилактика является основной функцией государства и отдельного учреждения государственной власти — предупредить, провести комплекс мер по предотвращению коррупционных и иных правонарушений, нежели «борьба» с ними.

Многообразие задач, стоящих перед органами и учреждениями государственной власти, в некоторой степени, структурируют планы различного уровня и ведомств. Основным является план утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». На период, начиная с 2021 года Национальный план, по состоянию на сегодняшний день, пока не утвержден. Тем не менее, действуют внутриведомственные планы противодействия коррупции, в которых прописан функционал, сроки, обязанности, исполнители внутри каждого государственного органа.

Перечислим основные функции организации работы по противодействию коррупции в органах и учреждениях государственной власти:

1. Проведение декларационной кампании.

Контроль предоставлений и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, входящие в перечень должностей в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами.

2. Мониторинг ситуации по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов.

Контроль трудоустройства близких родственников/свойственников. Трудоустройство и увольнение бывших государственных служащих.

Проведение в рамках законов о противодействии коррупции закупок в учреждениях и органах государственной власти.

3. Проведение мероприятий по просвещению сотрудников и населения по профилактике коррупционных проявлений в обществе, воспитание нетерпимости к данным проявлениям, работа с подшефными организациями.

4. Мониторинг, изучение законодательства в области профилактики и противодействия коррупции и применение его на практике. Список задач и функциональных особенностей в зависимости от ведомства, органа или отдельной организации количественно и качественно изменяется. Но основные направления, указанные в регламентирующих деятельность документах, должен быть соблюден. Министерство труда Российской Федерации ежегодно издает различные методические материалы, которые помогают и разъясняют отдельные государственные функции по профилактике коррупции. К ним относятся: «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений, Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках, Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных и другими федеральными законами.

5. Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений

6. Организация антикоррупционного обучения государственных служащих.

Как видим, документов регламентирующих деятельность отделов по противодействию коррупции на государственной службе большое множество, так же и велик объем функционального исполнения указанных документов. Для качественной организации работы в данном направлении специалисты, занимающие должности по соблюдению антикоррупционной политики, должны быть профессионально грамотны и ориентироваться во всем многообразии нормативно-правовых актов, постоянно проводить мониторинг актуальности, внесения изменений в отельные акты и руководствоваться ими в своей работе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции».
  2. https://fsin.gov.ru/anticorrup2014/
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, Российская Федерация, государственная власть, государственная служба, орган, профилактика коррупции, акт, антикоррупционная политика, область профилактики, орган власти.


Ключевые слова

коррупция, противодействия коррупции, отделы по профилактике коррупции на государственной службе
Задать вопрос