Урок открытия нового знания «Первообразная» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Горбунов, М. В. Урок открытия нового знания «Первообразная» / М. В. Горбунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 460-462. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81664/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор рассматривает урок открытия нового знания на примере темы «Первообразная». Здесь раскрываются методические особенности ведения данного урока в условиях ФГОС и проблемы, возникающие при рассмотрении данной темы.

Ключевые слова: профилизация обучения, современный урок, урок открытия нового знания, функция, производная, первообразная, неопределённый интеграл.

В связи с изменениями парадигмы образования современное общество ставит перед школой задачу профилизации будущих выпускников. Главной целью профильного обучения для учащихся является обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием [2].

Изменения также коснулись и требований, предъявляемых к школьному уроку. Возьмём, например, урок открытия нового знания. В условиях деятельностного подхода, данный урок подразумевает в себе не просто подачу материала как это было раньше, а создание условий для самостоятельного изучения.

Образовательная цель урока открытия нового знания в соответствии с ФГОС состоит или в выявлении учеником субъективно новых для него знаний, или в овладении новым содержанием на определённом уровне, в преобразовании нового теоретического знания в способы деятельности. Определение же развивающих и воспитательных аспектов целей вызывает у учителей ряд трудностей.

Заметим, что новые знания включают в себя не только информационный компонент, который явно отражён в школьном учебнике, но и методологические знания, познавательные средства. Одновременно с формулировкой определений или описанием понятий, теорем и их доказательства, правил ученик должен усваивать методы и способы их получения, осознавать, что математика в целом является методом познания реального мира.

Например, приступая к изучению первообразной следует после того, как у ученика уже сформированы следующие методологические знания: определение понятия производной, производные элементарных функций, суммы, разности, произведения, правила нахождения производных, применение производных (задачи на максимум и минимум).

В условиях современного урока обучение предполагает самостоятельную учебную деятельность от ученика. С точки зрения современной дидактики самостоятельной работой признаётся не только, когда ученик работает без учителя, но и, когда в ходе познавательной деятельности, осуществляется взаимодействие с коллективом, под руководством учителя, в ключе «учитель — ученик». Ключевым механизмом создания условий для самостоятельной деятельности учащихся на уроке является учебная задача, которую ученик должен принять как значимую для себя, которая должна заинтересовать его и побудить в нём желание решать её. Уровень самостоятельности учащихся будет у каждого свой, но самое главное, чтобы каждый ученик стал соучастником получения для него нового знания, осознавал и понимал свой вклад постановку и решение учебной задачи.

Каждое новое открытие предполагает формулировку проблемы (в нашем случае — в форме учебной задачи), поиска её решения и решение. А это в свою очередь, требует от учащихся, во-первых, овладения необходимой базой знаний и умение ей оперировать, во-вторых, иметь опыт поисковой деятельности и владения её методами и способами, в-третьих, личностной потребности и заинтересованности в её осуществлении.

Безусловно, система методологических знаний не зависит только от урока открытия нового знания, но по большей части знакомятся учащиеся впервые именно на этих уроках, все это вместе создает условия для достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.

Рассмотрим урок открытия нового знания, на примере «Первообразной (неопределённого интеграла)». Изучение раздела начинается на уроках математики в старших классах и рассматривается в такой дисциплине, как алгебра и начала математического анализа.

Формирование умения находить первообразную является важным аспектом при изучении алгебры и начала анализа. В настоящее время старшеклассники сдают ЕГЭ, где умение находить первообразную, посредством решения интеграла может способствовать уменьшению трудностей в решении не только алгебраических заданий, но и геометрических. Поэтому необходимо, чтобы обучающиеся со старшей школы знали азы как самой первообразной, так и всей алгебры в целом (функции и их графики, предел функции м непрерывность, обратные функции, производные, применение производных). Знания, умения и навыки решения интегральных функций, учащиеся приобретут в старшей школе изучая различные свойства, теоремы и формулы. Также не мало важную роль в процессе формирования умений играет учитель. Учитывая методические особенности той или иной темы, он сможет грамотно выстроить процесс обучения, в результате которого обучающиеся смогут лучше воспринимать полученный материал.

Однако, анализ опыта педагогической практики показывает, что проблемы по преподаванию данной темы, не уменьшаются. Знания школьников носят лишь формальный характер, а структура знаний отсутствует, не формируется представление о понятии неопределённый интеграл и не вырабатываются прочные навыки решения задач.

Причинами проблем и трудностей является очень высокая степень абстракции понятий, сложная логическая структура их определений, недостаточное время для осмысления и усвоения сложных вопросов и ряд других факторов. Поэтому успешное изучение раздела «Интеграл» зависит от необходимости решения проблем, связанных правильной постановкой целей изучения курса, тщательным отбором содержания теоретического и дидактического материалов и методическими приёмами, и особенностями [3, с. 198].

С дидактической точки зрения взаимообратные операции дифференцирования и интегрирования целесообразно рассматривать одновременно, поскольку решение взаимообратных задач позволит рассмотреть определения производной, как данной функции, так и функции имеющей данную производную.

В связи с тем, что понятие первообразной функции и понятие неопределённого интеграла, как совокупности первообразных вводятся позже в связи с изучением производной, будет разумно в простых случаях решать и обратную задачу, но при этом не пользоваться специальной терминологией и символикой. Это послужит пропедевтикой для введения понятия интеграла в явном виде. Так, после ознакомления с производного многочлена учащиеся могут не только отыскать производную по заданному многочлену, но и по производной находить функцию. [5, с. 322]

Прежде чем вводить понятие неопределённого интеграла, учащихся необходимо познакомить с понятием первообразной функции. Для этого на наш взгляд целесообразно начать изучение данной темы с рассмотрения таблицы производных функций. Здесь перед учащимися необходимо поставить следующую задачу: отыскать функции, производная которой равна данной (взятой из столбца производных)

,

.

,

.

,

.

,

.

,

.

,

.

,

.

,

.

,

.

Дальнейшее развитие этой задачи: найти функции, производные которых равны .

Данная задача, поставленная перед учащимися, решается неоднозначно: для каждой функции найдётся бесконечное множество функций, производная которых равна данной функции; эти функции отличаются только одной постоянной. Например, является и производной функции

, и производной функции , и вообще производной любой функции , где .

После подобных упражнений вводится определение первообразной функции или просто первообразной: «Функция называется первообразной для функции в данном промежутке, если для всех из этого промежутка ».

В большинстве приведённых примеров промежутком, в котором функции определены, является вся числовая прямая, найденные первообразные для них тоже определены на всей числовой прямой; в примерах 5, 6 и примере 7 найденные функции являются первообразными бля данных в каждом из промежутков

.

Использованную нами таблицу можно теперь переписать так, чтобы по ней удобно было находить первообразные данных функций

.

.

.

.

.

.

.

.

.

На первых уроках на наш взгляд необходима проверка правильности решения задачи дифференцированием для закрепления понятия первообразной и для ликвидации вероятных ошибок: первое время учащиеся путают формулы дифференцирования и интегрирования.

Далее доказываются следующие теоремы.

1) Если — одна из первообразных для данной функции в некотором промежутке (конечном или бесконечном), то любая функция , где произвольная постоянная, также является первообразной для в этом промежутке.

2) Если

— первообразная для , то любая другая первообразная для имеет вид , где какая-то постоянная.

Таким образом, выражение обозначает множество всех первообразных данной функции.

После доказательства этих теорем могут быть решены задачи, подобные задачам в таблице, и некоторые задачи физического содержания, например: «Скорость тела как функция времени задана формулой . Найти путь как функцию времени движения».

Такого рода задачи могут и предшествовать введению понятия первообразной, демонстрирую необходимость этого понятия для решения задач прикладной направленности. Но необходимо понимать, что при этом физическое содержание задач должно быть максимально прозрачным, чтобы не перекрывать сущность математического вопроса.

Что же касается введения понятия неопределённого интеграла и символа

его обозначения, то оно не является строго необходимым в том небольшом курсе математического анализа, который рассматривается в школе. Кроме того, запись вызывает трудности в объяснении происхождения символа. Однако введение данного символа позволяет в более наглядной форме записывать формулы интегрирования. Отметим ещё, что при проверке интегрирования дифференцированием мы имеем дело не с одной функцией, а с бесконечным множеством их, записанным в форме , сохраняется отчасти и в случае, когда понятие неопределённого интеграла не вводится. Ещё один аргумент в пользу введения символа — его общепринятость: ученики должны быть подготовлены к тому, что в литературе будет встречаться такое обозначение. Символ и термин «неопределённый интеграл» можно ввести после доказательства приведённых выше теорем 1 и 2. При этом делается акцент на употреблении слова «неопределённый» и показывается связь между интегрированием и дифференцированием. [4, с. 217–218]

Литература:

  1. Иванова Т. А., Современный урок математики: теория, технология, практика: Книга для учителя. / Т. А. Иванова. — Н. Новгород: НГПУ, 2010. — 288 с.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 13–33.
  3. Марчук Н. А. Методические особенности преподавания темы «Интеграл» [Текст] / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов, А. А. Асетов // International scientific review / ООО «Олимп». — Иваново, 2016. — № 3. — С. 197–201.
  4. Мишин В. И. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математической специальности. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; Сост. В. И. Мишин. — М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  5. Столяр А. А. Педагогика математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов. / А. А, Столяр. — Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 414 с.
Основные термины (генерируются автоматически): функция, неопределенный интеграл, урок открытия нового знания, производная, задача, первообразная функция, учащийся, учебная задача, ученик, математический анализ.


Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

Под обучающими функциями задач будем понимать такие функции, которые направлены на формирование системы математических знаний, умений, навыков у обучающихся (как предусмотренных программой, так и расширяющих и углубляющих ее содержание) на различных этапах ее усвоения. Обучающие функции задач можно подразделить на функции общего характера, специального и конкретного характера.

Под конкретными функциями задач будем понимать частные виды специальных функций. Ограничимся одним примером. Формирование у учащихся некоторого понятия (на уровне представлений о нем) — общеобучающая функция; формирование представления о натуральном числе — специальная обучающая функция; формирование представления о числе нуль конкретная обучающая функция.

Организация активного учения учащихся при изучении некоторых...

Задача должна быть поставлена в такой форме, чтобы ученики при решении данной задачи могли найти вывод в более простом и запоминающемся виде. На уроках математики учитывается последовательность усваивания знаний, а также процесс перехода упражнений от простого к сложному.

Актуализировались следующие математические знания: прямоугольная система координат на плоскости, функция, график функции, криволинейная трапеция, производная, первообразная, определенный интеграл. Изучение функциональной линии в курсе алгебры средней школы...

- графики функций, заявленных в данном курсе; - условия применения знаний математического анализа при решении задач с параметрами; - специфику применения аналитических и графических методов решения задач с параметрами.

Приложения определенного интеграла к решению задач экономики

Ключевые слова: определенный интеграл, первообразная,предельные величины, производственная функция, дисконтирование, дисконтирование денежного потока при непрерывном начислении процентов, кривая Лоренца, коэффициент Джини, математическая модель. Часто размышляя над повышением мотивации к изучению высшей математики на «нематематических» специальностях, понимаю, что четко прослеживается важная роль в этом прикладных задач. Исходя из этого, программу следует строить так, чтобы после знакомства на лекции с новым понятием и после того как студент на практике освоил технику решения примеров с использованием данного понятия, необходимо уделить внимание задачам, непосредственно принадлежащим специализации данной студенческой группы.

Прикладные задачи как средство обучения вычислению...

В старшей школе для современных учащихся со средней успеваемостью в курсе математического анализа педагоги аккуратно вводятся понятия производной и интеграла. Далее трепетно они открывают тайну связи этих понятий и откровенного взаимодействия между ними.

В рамках тематического планирования на уроках по вычислению интегралов учащимся были предложены задания, где нужно было вычислить длину кривой (в частности параболы) на заданном промежутке.

Найти производную функции, которая изображена на рисунке. Записать формулу для нахождения длины заданной кривой на заданном промежутке. Вычислить интеграл.

Применение прикладных задач при изучении сложных математических понятий и формул способствуют большему пониманию и усвоению, формируют математические знания, умения и навыки, а так же способствуют развитию математических способностей обучающихся.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная задача — это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т. е. достигают поставленной цели.

Прием деятельности называется обобщенным, если он получен на основе анализа менее общих (частных) приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных учебных задач.

Классификация приемов учебной деятельности учащихся по изучению математики учитывает особенности ее содержания и основных задач и может быть проведена по различным основаниям как в отношении общеучебных приемов (умственной деятельности, решения задач), так и в отношении отдельных, разделов и тем школьного курса математики.

Самостоятельная деятельность обучающихся на урока физики...

Для того чтобы решить новые задачи, разобраться в незнакомых проблемных ситуациях, учащийся должен использовать определенную часть знаний из числа тех, которые были им ранее получены. От заданий предшествующего типа эти работы отличаются тем, что при их выполнении требуется проводить обобщения, отделять главное от второстепенного и применять знания в существенно новых условиях, т. е. в них явно присутствует элемент творчества, что создает необходимые условия для развития мыслительных способностей ребят в процессе обучения.

Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель.

Развитие познавательной активности студентов через...

При этом перед преподавателем встают новые задачи: - Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы. - Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью повышения интереса студента к объяснению учителя и активизации их мышления в процессе восприятия нового материала. Организацию деятельности студентов можно пояснить на примере фрагмента урока по теме «Первообразная и интеграл».

Например, преподаватель показывает серию решения математических задач (для решения используется рисунок, таблица) и ставит задачу сформулировать общее условие решения данной задачи. Результаты решения по мере их выполнения учитель записывает на доске.

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

анализ школьной успеваемости учащихся класса для оценки успешности усвоения школьной программы; − собеседования с родителями для получения всесторонних данных об успешности учащихся; − тестирование детей до и после проведения системы уроков с использованием сотрудничества с целью проверки сформированности учебной мотивации по рисуночному тесту «В школе» и сформированности мыслительных процессов — по методике Переслени

Во втором выражении множители переставлены на основе переместительного свойства умножения, в третьем выражении во втором множители, представляющего в виде суммы, переставили местами слагаемые на основе переместительного закона сложения. В итоге выражения 1, 2, 3 равны, значит, все части будут равны - так как все выполнялось строго по математическим законам. Снова все лаборатории представляю свой результат на ватмане.

Воспитательные функции задач | Статья в журнале...

Конкретные контролирующие функции задач, как правило, имеют целью оценку эффективности реализации той или иной конкретной цели обучения, воспитания и развития и потому формулируются по аналогии с соответствующими конкретными функциями задач, в которых эти цели отражены. Следует отметить, что в практике школьного обучения математике (за исключением разве что этапа проведения экзаменов) контролю знаний и развития учащихся (и в том случае, когда он осуществляется через задачи) присущ обучающий и воспитывающий характер.

Проблемы решения математических задач занимали и занимают одно из важных мест в педагогике. Однако, следует учесть, что решение педагогических вопросов применения задач в обучении не будет полноценным без логико-психологического анализа структуры и типов тех...

Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

Под обучающими функциями задач будем понимать такие функции, которые направлены на формирование системы математических знаний, умений, навыков у обучающихся (как предусмотренных программой, так и расширяющих и углубляющих ее содержание) на различных этапах ее усвоения. Обучающие функции задач можно подразделить на функции общего характера, специального и конкретного характера.

Под конкретными функциями задач будем понимать частные виды специальных функций. Ограничимся одним примером. Формирование у учащихся некоторого понятия (на уровне представлений о нем) — общеобучающая функция; формирование представления о натуральном числе — специальная обучающая функция; формирование представления о числе нуль конкретная обучающая функция.

Организация активного учения учащихся при изучении некоторых...

Задача должна быть поставлена в такой форме, чтобы ученики при решении данной задачи могли найти вывод в более простом и запоминающемся виде. На уроках математики учитывается последовательность усваивания знаний, а также процесс перехода упражнений от простого к сложному.

Актуализировались следующие математические знания: прямоугольная система координат на плоскости, функция, график функции, криволинейная трапеция, производная, первообразная, определенный интеграл. Изучение функциональной линии в курсе алгебры средней школы...

- графики функций, заявленных в данном курсе; - условия применения знаний математического анализа при решении задач с параметрами; - специфику применения аналитических и графических методов решения задач с параметрами.

Приложения определенного интеграла к решению задач экономики

Ключевые слова: определенный интеграл, первообразная,предельные величины, производственная функция, дисконтирование, дисконтирование денежного потока при непрерывном начислении процентов, кривая Лоренца, коэффициент Джини, математическая модель. Часто размышляя над повышением мотивации к изучению высшей математики на «нематематических» специальностях, понимаю, что четко прослеживается важная роль в этом прикладных задач. Исходя из этого, программу следует строить так, чтобы после знакомства на лекции с новым понятием и после того как студент на практике освоил технику решения примеров с использованием данного понятия, необходимо уделить внимание задачам, непосредственно принадлежащим специализации данной студенческой группы.

Прикладные задачи как средство обучения вычислению...

В старшей школе для современных учащихся со средней успеваемостью в курсе математического анализа педагоги аккуратно вводятся понятия производной и интеграла. Далее трепетно они открывают тайну связи этих понятий и откровенного взаимодействия между ними.

В рамках тематического планирования на уроках по вычислению интегралов учащимся были предложены задания, где нужно было вычислить длину кривой (в частности параболы) на заданном промежутке.

Найти производную функции, которая изображена на рисунке. Записать формулу для нахождения длины заданной кривой на заданном промежутке. Вычислить интеграл.

Применение прикладных задач при изучении сложных математических понятий и формул способствуют большему пониманию и усвоению, формируют математические знания, умения и навыки, а так же способствуют развитию математических способностей обучающихся.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Учебная задача — это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т. е. достигают поставленной цели.

Прием деятельности называется обобщенным, если он получен на основе анализа менее общих (частных) приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных учебных задач.

Классификация приемов учебной деятельности учащихся по изучению математики учитывает особенности ее содержания и основных задач и может быть проведена по различным основаниям как в отношении общеучебных приемов (умственной деятельности, решения задач), так и в отношении отдельных, разделов и тем школьного курса математики.

Самостоятельная деятельность обучающихся на урока физики...

Для того чтобы решить новые задачи, разобраться в незнакомых проблемных ситуациях, учащийся должен использовать определенную часть знаний из числа тех, которые были им ранее получены. От заданий предшествующего типа эти работы отличаются тем, что при их выполнении требуется проводить обобщения, отделять главное от второстепенного и применять знания в существенно новых условиях, т. е. в них явно присутствует элемент творчества, что создает необходимые условия для развития мыслительных способностей ребят в процессе обучения.

Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель.

Развитие познавательной активности студентов через...

При этом перед преподавателем встают новые задачи: - Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы. - Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью повышения интереса студента к объяснению учителя и активизации их мышления в процессе восприятия нового материала. Организацию деятельности студентов можно пояснить на примере фрагмента урока по теме «Первообразная и интеграл».

Например, преподаватель показывает серию решения математических задач (для решения используется рисунок, таблица) и ставит задачу сформулировать общее условие решения данной задачи. Результаты решения по мере их выполнения учитель записывает на доске.

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

анализ школьной успеваемости учащихся класса для оценки успешности усвоения школьной программы; − собеседования с родителями для получения всесторонних данных об успешности учащихся; − тестирование детей до и после проведения системы уроков с использованием сотрудничества с целью проверки сформированности учебной мотивации по рисуночному тесту «В школе» и сформированности мыслительных процессов — по методике Переслени

Во втором выражении множители переставлены на основе переместительного свойства умножения, в третьем выражении во втором множители, представляющего в виде суммы, переставили местами слагаемые на основе переместительного закона сложения. В итоге выражения 1, 2, 3 равны, значит, все части будут равны - так как все выполнялось строго по математическим законам. Снова все лаборатории представляю свой результат на ватмане.

Воспитательные функции задач | Статья в журнале...

Конкретные контролирующие функции задач, как правило, имеют целью оценку эффективности реализации той или иной конкретной цели обучения, воспитания и развития и потому формулируются по аналогии с соответствующими конкретными функциями задач, в которых эти цели отражены. Следует отметить, что в практике школьного обучения математике (за исключением разве что этапа проведения экзаменов) контролю знаний и развития учащихся (и в том случае, когда он осуществляется через задачи) присущ обучающий и воспитывающий характер.

Проблемы решения математических задач занимали и занимают одно из важных мест в педагогике. Однако, следует учесть, что решение педагогических вопросов применения задач в обучении не будет полноценным без логико-психологического анализа структуры и типов тех...

Задать вопрос