Возбуждение прокурором дела об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите детей от вредоносной информации как один из механизмов осуществления прокурорского надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Дзаурова, Ж. И. Возбуждение прокурором дела об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите детей от вредоносной информации как один из механизмов осуществления прокурорского надзора / Ж. И. Дзаурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81628/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье поднимается вопрос реализации прокурором права на возбуждение дела об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

Ключевые слова : административное правонарушение, прокурорский надзор, защита прав несовершеннолетних, административная ответственность

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении — одна из основных мер прокурорского реагирования, посредством которой прокурор привлекает лицо к административной ответственности за совершение правонарушения в той или иной сфере деятельности. Значимость данной меры подтверждается закреплением статьей 28.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) перечня составов административных правонарушений, возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокурора.

Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предусмотрена ст.6.17 КоАП РФ. В частности, пунктом первым указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Возбуждение дела об административном правонарушении по данной статье не относится к исключительной компетенции прокурора, что не лишает его возможности вынесения постановления по указанной статье в целях привлечения должностных (юридических) лиц к административной ответственности.

Путем обозревания официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4], официального сайта судебных и нормативных актов Российской Федерации [5], можно проследить тенденцию использования последние несколько лет данной меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений в сфере организации квест игр, киносеансов и некоторых иных мероприятий развлекательного характера, предназначенных для лиц старше 18 лет.

Так, прокуратурой г. Архангельска по результатам проведенной проверки установлено, что ИП Юшманов при осуществлении деятельности по предоставлению услуг на территории МО «Город Архангельск» в виде участия в квестах-комнатах, организовал квест «Игра разума» под названием «Ограбление банка», допустив к участию в нем несовершеннолетних, несмотря на то, что в сценарии проведения игры имелась информация, которая могла быть оценена детьми, как оправдывающая противоправное поведение, тем самым нарушив установленные требования распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию, т. е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения, районным судом г. Архангельска предпринимателю назначено наказание за данное правонарушение в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Прокуратурой Советского района г. Липецка по результатам проверки по обращению о допуске несовершеннолетних на киносеанс фильма «Джокер», содержащего сцены насилия и ненормативную лексику, предназначенного для просмотра лиц, старше 18 лет, установлено, что на просмотр фильма были допущены двое подростков, которые свободно приобрели билеты в кассе кинотеатра в ТРЦ «Малибу» и прошли на киносеанс.

В связи с допущенными нарушениями в отношении заместителя директора ООО «Киномир-прокат» прокурор возбудил административное дело по ч.1 ст.6.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностному лицу судом было назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

При этом наиболее распространенным направлением работы прокуроров по реализации права привлечения к ответственности по статье 6.17 КоАП РФ является выявление нарушений при обеспечении контентной фильтрации в образовательных учреждениях.

К примеру, прокуратура Дульдургинского района Забайкальского края по результатам проведения проверки исполнения в образовательных организациях законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию установила, что в 10 из 11 проверенных школах имеются рабочие компьютеры, подключенные к сети «Интернет», однако необходимые административные, технические и организационные меры в целях защиты детей от негативной информации, содержащейся на сайтах, к которым имеется открытый доступ, должностными лицами учреждений не приняты.

Прокуратурой была инициирована процедура возбуждения в отношении юридических лиц дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ. После вмешательства прокуратуры нарушения были устранены.

Однако практика привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, не является безусловной. Имеют место случаи допущения прокурорами на этапе проведения проверочных мероприятий ошибок, недоработок, которые в итоге приводят к вынесению судами определений о прекращении дел об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения.

Так, судьей Ленинского районного суда г. Костромы производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ в отношении Диденко А. Г. было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения [6].

В ходе рассмотрения постановления первого заместителя прокурора г. Костромы дела было установлено, что Диденко А. Г. разместил в нарушение Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» на страницах интернет-сайта объявления о проведении зрелищных мероприятий — квестов в реальности (игр) в отсутствие предусмотренных законом знаков информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении распространения информационной продукции среди детей; осуществлял в нарушение закона оборот информационной продукции посредством оказания услуг по организации зрелищных мероприятий — квестов в реальности (игр) без проведения перед началом оборота указанной информационной продукции ее классификации в отсутствие предусмотренного законом экспертного заключения, касающегося каждого в отдельности из квестов в реальности (игр).

При этом суд установил, что в материалах дела об административном правонарушении, а также в самом постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не имеется сведений о том, что зрелищные мероприятия — квесты в реальности (игры), которые организовал и информацию о которых распространял Диденко А. Г., содержат информацию, подпадающую под требования, изложенные в ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Учитывая данные обстоятельства, суд постановил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани было прекращено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Киномакс» по ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ [7].

В ходе рассмотрения дела было установлено, что прокуратурой района по заданию Прокуратуры Астраханской области «О проведении проверки исполнения законов о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» проведена проверка деятельности филиала кинотеатра «Киномакс IMAX Астрахань». В результате проверки выявлено, что двое малолетних детей допущены к просмотру на фильм драма-спорт «Гонка» с установленным возрастным ограничением «16+», при приобретении билетов на кинофильм и при входе в кинозал сотрудниками документы у указанных лиц проверены не были.

Суд не усмотрел в данном деянии состава преступления, ссылаясь на положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г. № 436 ФЗ, в котором не предусмотрена прямая норма, обязывающая сотрудников кинотеатра проверять документы, удостоверяющие личность, у несовершеннолетних при продаже билетов и допуске их к просмотру сеансов фильмов с возрастным ограничением.

При этом в ходе судебного заседания были представлены сведения, подтверждающие факт того, что кассир спросил посетителя о его возрасте, на что получил ответ, что ему есть 16 лет, т. е. работником были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению норм закона, в связи с чем суд не установил оснований для привлечения его к административной ответственности.

Таким образом, прокуратурами различных субъектов активно используется право привлечения должностных (юридических) лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью. Однако следует заметить, что данная практика является единообразной, поскольку прокуроры, как правило, выявляют типичные нарушения закона в данной сфере, прецедентные случаи практически не имеют места.

Пожалуй, прокуратурам следует активизироваться в указанном направлении путем расширения горизонтов предмета прокурорской проверки, в том числе при выявлении вредоносной информации в сети Интернет в условиях сложившейся интернетизации, которая не может не отразиться на нравственном и духовном состоянии несовершеннолетних детей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2021).
  2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2021).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. от 17.05.2021) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2021).
  4. Интернет-ресурс Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт] – Текст : электронный // URL: https://epp.genproc.gov.ru/
  5. Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) : [сайт] – Текст : электронный // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 26.05.2021).
  6. Судебное делопроизводство. — Текст : электронный // Ленинский районный суд г. Кострома : [сайт] — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ojwGhGYDnKZW/?regular-txt=6.17+прокурор+квест®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=10®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1622017125257&snippet_pos=100#snippet (дата обращения: 26.05.2021).
  7. Судебное делопроизводство. — Текст : электронный // Ленинский районный суд г. Астрахань : [сайт] — URL: https://sudact.ru/regular/doc/vZjcmNX2H6gn/?regular-txt=6.17+прокурор+кинозал®ular-
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, РФ, защита детей, административная ответственность, возбуждение дела, информация, нарушение законодательства, Российская Федерация, архангельск, вред.


Задать вопрос