Номинация якутских шумовых инструментов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Стручкова, Н. В. Номинация якутских шумовых инструментов / Н. В. Стручкова, Г. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 164-165. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81616/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов. Далее описаны авторские уникальные инструменты семьи Ксенофонтовых из г. Якутска и приведены объяснения их номинаций, даваемых авторами на основе якутского словаря Эдуарда Карловича Пекарского.

Ключевые слова: номинация, шумовые инструменты, самобытные музыкальные инструменты, звук.

Словарь лингвистических терминов О. С. Ахмановой предлагает нам следующее определение: «Номинация — (от лат. nominatio — название, наименование) — это наделение названием, установление (посредством речевого акта) отношения между сущностью (предметом, ситуацией) и именем» [1]. В настоящее время номинация определяется как процесс образования языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний и предложений. Под номинацией также понимается и результат процесса именования, т. е. значимая языковая единица [2]. Изучение этого языкового процесса и его результатов относится к сфере интересов специального раздела языкознания — теории номинации. Предметом теории номинации являются выявление и анализ закономерностей образования номинативных языковых единиц, изучение взаимосвязи между понятийными формами мышления, а также то, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности, так называемую языковую технику номинации: её акты, средства и способы. В теории номинации различают ономасиологический и семасиологический подходы, используемые в зависимости от целей номинативного анализа и состояния изучаемого фрагмента дискурса. Первый представляет собой изучение отношения «реалия (денотат, референт)» — «смысл (сигнификат)» имени, то есть анализ продвигается по направлению от вещи или явления к мысли об этой вещи или явлении и к их обозначению языковыми средствами. Второй, семасиологический, подход подразумевает анализ смысла имени с целью вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата) [4].

Шумовые инструменты — это инструменты самозвучные с определенной и с неопределенной высотой звука.

Из истории развития ударно-шумовых музыкальных инструментов саха мы приведем экскурс. Лишь начиная с 18 в. упоминаются якутские музыкальные инструменты в трудах исследователей, путешественников и политических ссыльных Я. И. Линденау, А. Ф. Миддендорфа, Р. К. Маак, В. Л. Серошевского, В. Н. Васильева, Э. К. Пекарского и др. Первое изображение ударного инструмента в виде шаманского бубна приводится в труде лингвиста Я. И. Линденау — яйцевидный бубен изображен с крестовиной и с колотушкой. Р. Маак, участвовавший в первой Сибирской экспедиции по Вилюйскому округу, отмечал существование тюнгюрь с колотушкою ( былаях ) и дюнгюрь. Рисунок колотушки былаях, можно увидеть в труде В. Л. Серошевского, где автор более подробно описал платье и подвески, побрякушки, железки на ритуальном кафтане куму шамана.

В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, М. Н. Жирков собрал и дал описание 14 видов инструментов. Первым классифицировал музыкальные инструменты якутов по следующим видам: языково-щипковые, духовые, ударные, струнные, шумовые, музыкальные инструменты из бересты [3].

К шумовым инструментам относится дьаҕа. Он издает трескучий звук от ударов друг от друга деревянных бабок, нанизанных на веревку, привязанную к палке. Иирэр дьаҕа , по описанию И. Д. Избекова, существует два вида. Первый вид дьаҕа издает трескучий звук от ударов друг о друга деревянных бабок, нанизанных на ровдужную веревку, привязанную или к палке, прикрепленной к столбу или между двумя украшенными столбами. Второй вид состоит их деревянных поплавков (как у невода) привязанных к круглой вращающейся палке, вдетой верхнюю часть двух изящных столбиков с нарезными рисунками. При вращении или движении палки поплавки ударяются друг о друге и издают шумовой звук. Следующим видом шумовых инструментов является ветряной табык . Табык вращается под напором ветра на дощатые крылья. Одним из видов шумовых инструментов является хабардьа . Это — вращающийся инструмент, который представляет собой деревянную пустую коробку, внутри которой находятся колокольчики, маленькие камешки, соединенные веревкой. Для игры его встряхивают. Еще к шумовым инструментам относится бадьаайах . Это-прикрепленные деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. К тому же, к шумовым инструментам относится дьаҥа . Это- круглый или удлиненный вращающийся инструмент, окруженный маленькими пустыми коробками или костями. Для игры встряхивают. Одним из видов шумовых инструментов якутов является атара . Это-вращающийся инструмент в форме треугольника. Внутри имеются маленькие кусочки металла и камешки. Также еще к шумовым инструментам относится мас хобо . Это — инструмент, который представляет собой маленькие пустые коробочки, соединенные между собой тонкой веревкой, диапазон которых — октава. Следующий вид шумовых инструментов трещотка . Это — деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Последующий вид шумовых инструментов — это лоҕуор , который представляет собой “доску, употребляемую сторонами в качестве трещетки о которую они ударяют деревянным молотом”. И наконец, очередной вид шумовых инструментов арык “кольцеобразная медная побрякушка, погремушка (у двери бубна, его рукоятки, недоуздка или оброти)».

К самодельным шумовым инструментам семьи Ксенофонтовых относится таһырҕас. Внешний вид этого инструмента показывает связь поколений. В одном связующим находятся, камень, кости, рога. Напоминают звук топота оленей на бескрайней тундре. По словарю Э. К. Пекарского тас- звукоподражающее слово. Звук перелома и падения. Хлопь! Щелкъ! Следующий шумовой инструмент табыгыратар. Этот инструмент сделан из сосны, растянут шкурой, бубенчики из копыт, костей, которые при игре издают звук бегущих оленей. По словарю Пекарского Э. К. табыгырас - стук, звук от топота, беспрерывного боя. Одним из видов шумовых инструментов является тобугурас . Тобугурас сделан из сосны с двух сторон удобные для детей ручки. При встряхивании внутренние и внешние бусы издают звуки. Тобугураа- стучать (о дятле), клевать (зерно, мерзлое мясо, сало). Еще к шумовым инструментам относится дүпсүүр. Этот еще один вид шумовых инструментов сделан из дерева сосны, оленьих копыт и костей, украшен кожей и звенящими колокольчиками. Издает звук путем встряхивания. И наконец, к шумовым инструментам относится тоҥсуур- сделан из дерева сосны. Украшен деревянными бусами, волосами конских махалок. Издает звук при встряхивании и ударом в пол . Тоҥсуй - стучаться в (дверь)- стучать, стучаться (в дом), колотить (в дверь), стукать, подстукивать; долбить, клевать сл стуком [5].

Таким образом, рассмотрена номинация шумовых народных инструментов якутов. Проанализированы пять видов номинаций и выявлено, что они в основном, образованы из эмоционально-экспрессивной лексики якутского языка. В большинстве случаев, из звукоподражательных глаголов.

Литература:

  1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-ое, стереотип. М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. — 316–317 с.
  2. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М., 1977. — 312 с.
  3. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. — Якутск Кн. Изд-во, 1981. — 120 с.
  4. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. — М.: Наука, 1975. — 230 с.
  5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т-I, II III, — Л.: Академия наук, 1958–1959. 3858 ст.
Основные термины (генерируются автоматически): вид шумовых инструментов, инструмент, друг, вид, встряхивание, дерево сосны, звук, номинация, теория номинации, трескучий звук.


Ключевые слова

номинация, звук, шумовые инструменты, самобытные музыкальные инструменты

Похожие статьи

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ

Не исключены и другие формы. Звук инструмента зависит от количества звенящих элементов, чем их больше, тем ярче и насыщеннее звук. В детских дошкольных заведениях принято называть тамбурины бубнами, в этом нет ошибки. Основные приёмы игры: удар и встряхивание.

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые. Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты (треск, скрип, стук, гром, шорох). Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной...

Педагогический проект «Где прячутся звуки?» (из опыта работы)

‒ в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.); ‒ неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; ‒ невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или...

Исследовательская работа «Тайны звука» | Статья в журнале...

 Цель: изучить свойства звука; проверить остроту слуха медицинских работников и вывести закономерность влияет ли возраст и пол участвующих в исследовании на уровень слуха.

Звук — механические колебания частиц среды, распространяющиеся в виде продольной.

Влияние звуков и шумов на человека | Статья в журнале...

Звук — это в первую очередь воздействие. Громкие звуки в природе — относительная редкость, а шум довольно слаб и краток. Комбинация звуковых раздражителей позволяет людям и животным оценить характер ответной реакции.

Использование современного оборудования для музыкального...

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Это самый важный и трудный психический процесс для ребёнка, но именно с помощью восприятия он может воспроизводить, исполнять музыкальное произведение, чувствовать его, переживать, полюбить.

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

Их яркое оформление, колоритный звук — всё это

Этот вид музыкальной деятельности учащихся способствует становлению и развитию их волевых качеств

С помощью народного музыкального инструмента ученик не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Звук на домре не является готовым, определенным конструкцией инструмента. На домре качество звука находится в зависимости от умения его извлекать. Одно из первых условий, обеспечивающих хороший звук — качество инструмента и медиатора.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Русские народные инструменты». Особое внимание обращается на обучение детей игре на деревянных ложках, начиная с младшего дошкольного возраста и участие родителей в совместном творческом процессе с детьми.

Похожие статьи

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ

Не исключены и другие формы. Звук инструмента зависит от количества звенящих элементов, чем их больше, тем ярче и насыщеннее звук. В детских дошкольных заведениях принято называть тамбурины бубнами, в этом нет ошибки. Основные приёмы игры: удар и встряхивание.

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые. Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты (треск, скрип, стук, гром, шорох). Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной...

Педагогический проект «Где прячутся звуки?» (из опыта работы)

‒ в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.); ‒ неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; ‒ невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или...

Исследовательская работа «Тайны звука» | Статья в журнале...

 Цель: изучить свойства звука; проверить остроту слуха медицинских работников и вывести закономерность влияет ли возраст и пол участвующих в исследовании на уровень слуха.

Звук — механические колебания частиц среды, распространяющиеся в виде продольной.

Влияние звуков и шумов на человека | Статья в журнале...

Звук — это в первую очередь воздействие. Громкие звуки в природе — относительная редкость, а шум довольно слаб и краток. Комбинация звуковых раздражителей позволяет людям и животным оценить характер ответной реакции.

Использование современного оборудования для музыкального...

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Это самый важный и трудный психический процесс для ребёнка, но именно с помощью восприятия он может воспроизводить, исполнять музыкальное произведение, чувствовать его, переживать, полюбить.

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

Их яркое оформление, колоритный звук — всё это

Этот вид музыкальной деятельности учащихся способствует становлению и развитию их волевых качеств

С помощью народного музыкального инструмента ученик не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Звук на домре не является готовым, определенным конструкцией инструмента. На домре качество звука находится в зависимости от умения его извлекать. Одно из первых условий, обеспечивающих хороший звук — качество инструмента и медиатора.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Русские народные инструменты». Особое внимание обращается на обучение детей игре на деревянных ложках, начиная с младшего дошкольного возраста и участие родителей в совместном творческом процессе с детьми.

Задать вопрос