Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, В. В. Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе / В. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81615/ (дата обращения: 28.01.2022).



В данной статье проведен анализ деятельности государственных органов по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных служащих со стажем работы до трех лет, совершенствованию методов наставнической деятельности, внедрению современных методик обучения молодых специалистов, на примере прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: молодой специалист, наставник, государственная служба, наставническая деятельность, органы прокуратуры.

При проведении анализа были выявлены недоработки в данной сфере деятельности, поэтому необходимо пересмотреть организацию работы с молодыми специалистами, принять дополнительные меры по устранению формализма.

Для начала дадим определение термину молодой специалист. На основании п. 6.1.2 Отраслевого соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2020–2022 годы [1] молодым работником является прокурорский работник, гражданский служащий, другой работник в возрасте до 30 лет и со стажем работы менее трех лет, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, принятый на работу (службу) в органы или организации прокуратуры на основании трудового договора (служебного контракта), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора.

Ежегодно на службу в органы прокуратуры Российской Федерации принимается целый ряд молодых специалистов, которые нуждаются в систематическом сопровождении с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для обеспечения добросовестного и эффективного выполнения служебных обязанностей.

Нужно отметить, что подготовка будущих прокурорских работников начинается задолго до трудоустройства в органы прокуратуры. На этапе отбора кандидатов в абитуриенты для направления обучения в образовательные организации высшего образования определяется мотивация к прохождению службы в органах прокуратуры. В ходе собеседования в рамках психодиагностического обследования психологом выясняется круг вопросов, раскрывающих профессиональную ориентацию абитуриента, мотивы выбора профессии — насколько он интересуется работой в органах прокуратуры, с чем связан этот интерес, как представляет свою будущую деятельность, почему решил поступать на юридический факультет и в дальнейшем работать в прокуратуре, что привлекает в деятельности прокурорского работника, знает ли о трудностях этой работы. Обращается внимание на преобладающие при выборе профессии мотивы общественные или личные. На мой взгляд, по результатам психологического тестирования с каждым кандидатом должно быть проведено и психологическое собеседование, которое позволит выявить потенциал для успешной профессиональной деятельности, определить социальную роль в коллективе каждого молодого специалиста, а также должны даваться рекомендации по коррекции негативных личностных качеств, в случае их выявления.

Между тем недостатки при оценке личных и деловых качеств, отсутствие помощи в период становления в должности и надлежащего контроля со стороны руководителей, просчеты в воспитательной работе зачастую являются причинами увольнения молодых специалистов из органов прокуратуры Российской Федерации.

Основными причинами увольнения являются:

  1. Неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических нагрузок и строгой ответственности;
  2. Недостаточная практическая помощь и моральная поддержка от руководства и наставников;
  3. Совершение ошибок при исполнении служебных обязанностей в вязи отсутствием практического опыта и углубленных знаний норм законодательства;
  4. Проблема повышенного уровня нагрузки в связи с длительным исполнением обязанностей временно отсутствующего работника.
  5. Отсутствие стимулирования при добросовестном исполнении служебных обязанностей.

В связи с этим требуют пристального внимания вопросы оказания всесторонней поддержки молодым специалистам с целью ускорения процесса их профессионального становления.

Содействовать овладению профессиональными знаниями и практическими навыками развитию способности переносить физические нагрузки, связанные с прохождением службы, неукоснительному соблюдению дисциплины и норм служебной этики работника прокуратуры, воспитанию преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры призван институт наставничества, закрепленный в Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации [2].

Между тем не единичны случаи формального подхода к процессу организации и осуществления наставничества или отсутствия указанной деятельности как таковой.

За каждым работником, имеющим стаж работы до 3 лет, должен быть закреплен наставник, в помощь наставникам может быть разработана памятка по работе с молодыми специалистами или методические рекомендации по развитию наставнической деятельности.

Важное значение имеет стимулирование наставнической деятельности, с целью совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки наставников, раскрытия их профессионального и творческого потенциала, развития базовых ценностей государственной службы проводится конкурс «Лучший наставник прокуратуры» так, в прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020 года» [2].

Работа наставников оценивается аттестационной комиссией, на основе отчётов, результатов прохождения первичной аттестации молодого специалиста, а также по представленным на конкурс творческим работам молодых специалистов о наставнике в выбранном ими формате (эссе, видеосюжет) определяется победитель конкурса.

Лучший наставник в торжественной обстановке награждается дипломом, денежной премией, его фотография заносится на доску почета. Результаты наставничества отражаются в аттестационных листах, учитываются при внесении предложений о поощрении, продвижении по службе.

Следует определять наставников из числа прокурорских работников, которые в силу личных и деловых качеств способны передать навыки молодым специалистам, также необходимо использовать потенциал пенсионеров и ветеранов органов прокуратуры, проводить заседания аттестационных комиссий по аттестации молодых специалистов с участием наставников, все чаще использовать форму обучения в режиме видео-конференц-связи, которая позволит оперативно обеспечить доведение необходимой и значимой информации до максимально широкой аудитории, практиковать проведение конкурсов для определения лучших наставников, осуществлять мероприятия, направленные на воспитание чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры.

Особое значение имеет и проведение семинарских занятий, которые проводят руководители и работники отделов, кроме того приглашаются преподаватели ведущих ВУЗов, специалисты в области ораторского искусства, филологии, практикующие психологи. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, дискуссий, деловых игр, что представляет интерес у молодых специалистов. Так, 10.12.2019 г. Управлением кадров прокуратуры города Москвы организован и проведен семинар с неаттестованными молодыми специалистами. В работе семинара приняли участие неаттестованные помощники прокуроров межрайонных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, всего 59 молодых специалистов. Руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры города ознакомили участников семинара с основными направлениями и особенностями осуществления прокурорской деятельности, ответили на интересующие молодых специалистов вопросы [4].

Практикуется участие ветеранов в работе по наставничеству, воспитанию молодых прокурорских работников, а также встречи ветеранов с молодыми специалистами перед проведением аттестации работников, во время которых молодые специалисты рассказывают об основных направлениях своей деятельности, делятся впечатлениями о работе, ветераны прокуратуры приводят наиболее яркие примеры из своей профессиональной деятельности, высказывают свои пожелания, дают напутственное слово перед аттестацией.

С целью стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей следует использовать методы морального и материального поощрения молодых специалистов. При реализации предоставленных полномочий необходимо обеспечивать разумный баланс в применении взысканий и поощрений.

Литература:

  1. Отраслевое соглашение между ГП РФ и Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ на 2020–2022 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Статья: «В прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020года».//https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/massmedia/news?item=57759925.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»(ред. от 16.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Статья: «В прокуратуре города прошел семинар для молодых специалистов»//https://old.mosproc.ru/news/moscow/v_prokurature_goroda_proshel_seminar_dlya_molodykh_spetsialistov/
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, молодой специалист, наставническая деятельность, Российская Федерация, молодая, специалист, воспитательная работа, государственная служба, добросовестное исполнение, Хабаровский край.


Ключевые слова

наставник, молодой специалист, государственная служба, органы прокуратуры, наставническая деятельность
Задать вопрос