Концепция разделения властей Джона Локка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 1446 раз

Библиографическое описание:

Исаханов, А. Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А. Р. Исаханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81579/ (дата обращения: 23.01.2022).



Идеи о разделении государственной власти на ветви зародились уже достаточно давно и были отражены в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и других античных мыслителей. Однако, становление современной теории разделения властей связано в основном с возникновением политико-правовых теорий в Англии в семнадцатом столетии [1, с. 116].

Джон Локк, выдающийся английский мыслитель и политический деятель, является автором «Двух трактатов о правлении» (1689 г.), содержащих концепцию разделения властей. Данная идея положена в основу создания и функционирования всех существующих правовых государств, поэтому изучение обозначенной тематики представляет собой особую важность. Такое широкое признание концепция разделения властей получила благодаря тому, что на её базе между обществом и государством можно создать сбалансированные отношения власти-подчинения, где будет отсутствовать произвол со стороны государственных органов и их должностных лиц.

В отличие от современного известного нам разветвления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Джон Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти. Эквивалент последней в современных реалиях найти достаточно проблематично [2, с. 8].

Законодательная власть, по мнению Джона Локка, занимает в системе лидирующее положение, поскольку именно она указывает, каким образом должна быть использована сила государства, дарованная ему обществом. Происходит это посредством издания постоянно действующих законодательных актов. Законы природы являются неписаными, они существуют лишь в умах людей. И дело законодателя — объективизировать данные законы, которые будут закреплять права подданных, гарантировать их реализацию через осуществление правосудия [3].

Несмотря на то, что законодательную власть можно считать верховной властью в государстве, она не должна становиться абсолютно деспотической по отношению к народу, который фактически и является её создателем, так как власть законодателя — это переданная и соединенная власть всех членов общества. Также важнейшей функцией верховной власти является то, что она обеспечивает сохранность собственности каждого из его членов. Люди, вступая в общество, обладают своим «добром», как это называл Джон Локк. И лишь то, что никто не имеет права претендовать на имущество, принадлежащее человеку, свидетельствует о том, что оно является его собственным. Поэтому огромнейшим заблуждением является мнение о том, что законодательная власть в любом государстве может абсолютно деспотически, без согласия членов общества, распоряжаться их собственностью в своих интересах и по своему усмотрению [3].

Законодательный орган, будучи доверенным лицом народа, не должен и не может передавать право на издание законов в чьи-либо руки. Члены общества сами выбирают того, кому они будут подчиняться, и передоверие своих полномочий законодателем не будет иметь никакой силы, пока люди сами с ним не согласятся [3].

Законы и иные нормативные акты издаются с целью их исполнения, что является прерогативой исполнительной власти. Она обладает правом созывать и распускать законодательный орган, что делает ее уполномоченным представителем народа, действующим в его интересах [4]. Следует отметить, что данная ветвь власти является самостоятельной и никак не может находиться в тех же руках, что и законодательная власть, поскольку в таких условиях с большей долей вероятности будет установлен приоритет частных интересов над общими и, как следствие, не будут достигнуты цели ни общества, ни правления. Поэтому совершенно справедливо Джон Локк считал, что «необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять» [3].

Как уже говорилось нами ранее, английский мыслитель выделял третью ветвь власти, называя её федеративной. Он утверждал, что к ней «относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства» [3]. Иными словами, федеративная власть государства распространяется на те общественные отношения, субъекты которых находятся за его пределами. Чтобы данная ветвь власти действовала на благо общества, необходимо со всей ответственностью подходить к выбору тех лиц, в чьи руки она будет предоставлена. Они должны быть мудрыми и благоразумными.

Если относительно смешения законодательной и исполнительной власти Джон Локк высказывался негативно, то по поводу объединения федеративной и исполнительной власти у него позиция другая: эти две власти, несомненно, отличаются друг от друга в действительности, но почти всегда объединены и сосредоточены в одних руках, так как «обе эти власти требуют для своего осуществления силы общества» [3]. Из-за этого перед нами встает вопрос о целесообразности выделения в качестве третьей ветви власти федеративной.

А вот самостоятельность судебной власти, по нашему мнению, Джон Локк, наоборот, недооценил. Он считал её составным элементом исполнительной власти, не нуждающимся в независимости, а суд не отделял от администрации. Предполагаем, что концентрация полномочий по осуществлению правосудия в руках органов исполнительной власти могла бы привести к её узурпации, произволу, и, как следствие, крайне неблагоприятным для общества последствиям.

Деятельность судей Джон Локк относил к законодательной власти. Впоследствии в этом и проявилась характерная черта английского права, которая заключается в наличии в нем судебного прецедента [5, с. 188].

Таким образом, разработанная Джоном Локком концепция разделения властей, отраженная в его «Двух трактатах о правлении», не лишена недостатков. Однако, его идеи и идеи других мыслителей того времени (несколько видоизмененные) лежат в основе организации власти во всех существующих правовых государствах.

Литература:

  1. Геворкян М. В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова. 2010. № 11. С. 116–120.
  2. Григонис Э. П. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье // История государства и права. 2008. № 9. С. 8–10.
  3. Электронная библиотека «Гражданское общество в России». Дж. Локк «Два трактата о правлении». URL: https://clck.ru/MKsgf (дата обращения: 03.05.2021).
  4. Философия политики. Цифровая библиотека по философии. URL: https://clck.ru/Ud4pZ (дата обращения: 03.05.2021).
  5. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О. Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, законодательная власть, ветвь власти, концепция разделения властей, Локк, верховная власть, государственная власть, законодательный орган, осуществление правосудия, член общества.


Задать вопрос