Россия в международном туристическом бизнесе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ложкарева, А. В. Россия в международном туристическом бизнесе / А. В. Ложкарева, Е. А. Мирошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81569/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Ключевые слова: конкурентоспособность, международный туристический бизнес, экспорт и импорт туристических услуг, развитие туризма.

Для двадцать первого века характерен процесс глобализации. Массовый туризм можно отнести к проявлению социальной глобализации. В связи с тенденцией сплочения стран в современном мире сфера туризма приобретает все большее распространение и становится одной из главной отраслью на международном рынке услуг, так как на сегодняшний момент туристический бизнес является довольно прибыльным делом.

Под туризмом фактически понимается активный отдых, подразумевающий выезд человеком или группой лиц за пределы постоянного места проживания. В России туристская сфера регулируется Федеральным законом № 132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Данный закон определяет такие виды туризма, как выездной и въездной. Первый вид подразумевает, что Россия импортирует туристические услуги, второй же вид (въездной) предполагает экспорт услуг в сфере туризма. Также выделяется еще один вид туризма — внутренний (перемещение жителей Российской Федерации внутри территории России) [1].

Место России в международном туристическом бизнесе

На 2019 год общий вклад ВВП в мировую экономику составляет 10,3 % [9]. Хоть Российская Федерация довольно привлекательное место для иностранных туристов, но наша страна находится практически на последних позициях в рейтинге общего вклада туризма во внутренний валовой продукт (далее ВВП) страны. Общий вклад туризма в ВВП России по данным World Travel&Tourism Council составляет 5 % за 2019 год. Для сравнения данный показатель на Мальдивах составляет 56,6 %, в Армении –11,8 %, в Китае 11,3 % [9].

Что же касается конкурентоспособности России на международной арене в сфере туризма, то согласно докладу о конкурентоспособности стран в туристической отрасли на 2019 год Всемирного Экономического Форума (World Economic Forum) Российская Федерация занимает 39 позицию среди 140 стран [8]. Первые три места в этом рейтинге поделили между собой Испания, Франция и Германия. Нельзя сказать, что наша позиция в данном рейтинге слишком низка, так как Россия занимает самое высокое место среди стран Содружества Независимых Государств.

В основном среди иностранных граждан самым популярным городом для посещения в России является, конечно же, столица — Москва, далее следует Санкт-Петербург. Однако сейчас активно развивается в качестве туристического направления как для соотечественников, так и для иностранцев Дальний Восток, Восточная Сибирь (многие стремятся увидеть озеро Байкал).

Помимо этого, по-прежнему довольно часто посещаемым местом среди туристов является Краснодарский Край. Значительную популярность это место обрело в результате проведения Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Проведение такого масштабного мероприятия повлекло за собой развитие инфраструктуры, в том числе и туристской. Сегодня Сочи является популярным курортным местом как в летнее время, так и в зимнее, что позволяет принимать и обслуживать туристов в течение всего года.

Популярными направлениями выездного туризма россиян можно отметить Турцию (доля выезжающих составляет 15 %), Украину (6 %), Италию (5 %) и Таиланд (5 %) [9].

Несмотря на стремление нашей страны все активнее развиваться в международном туристическом бизнесе, в России сохраняются факторы, которые замедляют процесс развития туризма и привлечения иностранных граждан. В первую очередь к таким факторам можно отнести наличие визового режима для большинства стран мира. Россия демонстрирует самый низкий уровень международной открытости. Хотя данный вопрос государство старается урегулировать и решить посредством введения электронных виз и организацией групповых поездок, не требующих виз, основанием которых служат соглашения между правительствами. На данный момент такое соглашение заключено только между Россией и Китаем, соответственно, организация таких поездок возможна только с гражданами Китая [4, с.39].

Еще одним факторам, способствующим замедлению темпов развития России в сфере туризма, является наложение экономических санкций странами ЕС и США. Это усложнило работу многих туроператоров, которые, оказавшись в сложном финансовом положении, в принципе решили уйти с рынка.

Помимо перечисленных, также следует назвать такой фактор, как падение курса рубля. Данное обстоятельство способствует значительному сокращению количества возможных выездных поездок гражданами России, а также вынуждает прекращать свою деятельность многим туристическим фирмам. Ведь в России не предусмотрены какие-либо программы поддержки малому и среднему бизнесу в сфере туризма [5, с.128].

Направления развития экспорта туристских услуг в России

Российская Федерация, чтобы улучшить свои позиции и повысить конкурентоспособность на международном туристическом рынке, должна развивать экспорт туристских услуг в следующих направлениях:

1) Мировой тенденцией развития туризма выступает активное продвижение зеленого туризма. Он предполагает уменьшение экологических нарушений и снижение их возможных последствий. Кроме того, российской экономике следует направить свой курс развития на эффективное использование ресурсов [6, с. 62]. Например, это можно осуществить путем использования альтернативных источников энергии: установить солнечные батареи в отелях, гостиницах. Ресурсоэффективность также проявляется в использовании некогда уже переработанных различных предметов, материалов;

2) Активная поддержка малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в туристской индустрии. Правительство намерено разработать специальные программы и механизмы, направленные на выделение субсидий туристическим операторам, которые способствуют привлечению иностранных туристов и повышают спрос на российское туристическое направление [2, с.46];

3) Важно разработать маркетинговую стратегию для обеспечения большей узнаваемости регионов Российской Федерации и увеличения туристического потока в наше государство;

4) По-прежнему необходимо упрощать процедуру въезда в Россию, продолжать внедрение электронных виз, а также налаживать отношения с другими государствами для организации туристических направлений;

5) Развитие транспортных услуг, обеспечение доступной стоимости авиабилетов в Россию, так как вследствие географического расположения на данный момент цены на транспортные услуги сохраняются довольно высокими.

Правительством РФ было выделено еще больше перспективных направлений. Однако следование отмеченным задачам и их реализация поспособствует прогрессивному развитию России в международном туристическом бизнесе.

Влияние пандемии на туристический бизнес в России и в мире

В 2020 году активно стал распространятся по всему миру новый вид инфекции — COVID-19 или же коронавирус. Такое глобальное и скоротечное распространение инфекции сильно ударило по экономикам различных стран мира. В первую очередь для того, чтобы стабилизировать ситуацию, некоторые страны, в том числе и Россия, закрывали свои границы, прекращали авиасообщения с другими государствами.

Конечно же, ограничение передвижения людей по миру, а также ограничение передвижения внутри страны, как это было организовано в России в самый пик развития пандемии, оказало сильное воздействие как на въездной и выездной туризм, так и внутренний. В 2020 году люди активно отменяли забронированные ранее отели, возвращали авиабилеты, большинство международных туристов были вынуждены отказаться от путешествия в Россию. Кроме того, наши соотечественники также были лишены возможности выехать за рубеж.

В России пандемия нанесла огромный урон около 95 % туристическим операторам и фирмам, сведя их прибыль практически к нулю, в результате чего многие компании были вынуждены уйти с рынка [3, с. 69]. Помимо турфирм и туроператоров, довольно большое число мест отдыха, развлечений, гостиниц, ресторанов, некоторые авиакомпании, оказавшиеся неготовыми к возникшим обстоятельствам, прекратили свою работу. В связи с этим огромное число людей остались без рабочих мест, а по данным Международной организации труда общее число рабочих мест в принципе может сократиться на 305 миллионов во всем мире [7].

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132 // Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 08.06.2020.
  2. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 г. No 1797-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ S125RuCTUAiCH5V7RlHUhCAcOTndx9PJ.pdf (дата обращения 09.02.2021).
  3. Баева М. А., Нобель А. Ю. Влияние пандемии на туристическую отрасль и проведение спортивных мероприятий // Мониторинг экономической ситуации в России, тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 17(119). С. 68–74. URL: https://www.iep.ru/upload/iblock/501/7.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
  4. Зайцев Юрий Константинович, Исмагилова Ольга Дмитриевна Россия на международном рынке туристических услуг // Экономическое развитие России. 2020. № 1. С. 38–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-mezhdunarodnom-rynke-turisticheskih-uslug (дата обращения: 09.02.2021).
  5. Ткаченко Дмитрий Игоревич Конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 8. С. 126–134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-rossii-na-mirovom-rynke-turistskih-uslug-1 (дата обращения: 09.02.2021).
  6. Фролова Елена Андреевна Тенденции и проблемы развития мирового туризма // Вестник ГУУ. 2019. № 3. С. 61–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-mirovogo-turizma (дата обращения: 09.02.2021).
  7. COVID-19 и сфера труда. Обновленные оценки и анализ // Вестник МОТ. 2020. Выпуск 3. URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_743625.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
  8. World Economic Forum. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения 07.02.2021).
  9. World Travel and Tourism Council. Economic Impact Reports. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения 07.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, международный туристический бизнес, сфера туризма, вид туризма, влияние пандемии, Китай, общий вклад туризма, Сочи, туристический бизнес.


Ключевые слова

конкурентоспособность, развитие туризма, международный туристический бизнес, экспорт и импорт туристических услуг
Задать вопрос