Применение технологий нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста в условиях комплексного центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Калужских, Ю. Н. Применение технологий нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста в условиях комплексного центра / Ю. Н. Калужских, В. А. Озерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81539/ (дата обращения: 27.01.2022).



Специалисты комплексных центров Курской области в процессе своей деятельности используют обширный перечень технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста, например:

— аналитико-прогнозную: выявление и учет на подведомственной территории граждан пожилого возраста, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров [2, с. 175];

— диагностическую: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных граждан пожилого возраста;

— системно-моделирующую: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь, системы социального обслуживания на различных уровнях;

— проектно-организаторскую: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь гражданам пожилого возраста;

— активационную: содействие активации потенциала собственных возможностей граждан пожилого возраста, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;

— инструментально-практическую: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления граждан пожилого возраста своих социальных прав и т. д. [3, с. 281].

По данным комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области за 2019–2020 г.г. социальные услуги в дневных отделениях КЦСОН были предоставлены более 800 гражданам пожилого возраста и инвалидам [1].

В течение 2020 г. обратившимся 6247 гражданам пожилого возраста в отделения срочного социального обслуживания КЦСОН, оказана консультативно — информационная помощь по вопросам социального характера, содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, содействие в получении экстренной психологической помощи в форме индивидуальных психологических консультаций [1].

Для оказания социально-медицинской помощи, а также предоставления консультаций по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в 2020 г. было организовано 4387 выезда «Мобильной бригады». По всем направлениям деятельности мобильной было обслужено 25375 граждан, нуждающихся в получении услуг [1].

По данным отчетов о результатах деятельности КЦСОН за 3 квартал 2020 года, отделениями надомного социального обслуживания 56089 гражданам пожилого возраста, предоставлено 4555813 социальных услуг на дому. Отделениями дневного пребывания предоставлено 29571 социальных услуг их 777 получателям в полустационарной форме социального обслуживания. В отделениях срочного социального обслуживания 4374 гражданам оказано 8085 социальных услуг.

В результате регулярных проводимых мониторингов социально — экономического положения граждан пожилого возраста за год выявлено — 429 человек, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в нестационарной форме социального обслуживания, которые приняты на социальное обслуживание в течение 2020 года. За последние три года, наблюдается рост количества обращений граждан пожилого возраста за предоставлением социальных услуг, что составило на 26 % больше, по сравнению с 2018 годом [1].

В течение 2017–2020 гг. отделениями социального обслуживания на дому и отделениями дневного пребывания активно применялись и применяются такие стационарозамещающие технологии как: услуги сиделки, стационар на дому, хоспис на дому, санаторий на дому, приемная семья, социальное такси, мобильные бригады, социальное сопровождение. Количественные данные об объеме предоставления социальных услуг в нестационарных формах социального обслуживания посредством применения стационарозамещающих технологий с 2017 по 2020 г. отображены в таблице 1.

Таблица 1

Объем предоставления социальных услуг в нестационарных формах социального обслуживания, с применением стационарозамещающих технологий

Стационарозамещающие технологии

Применение в КЦСОН Курской области

2017 г

2018 г.

2019 г.

2020 г.

«Услуга сиделки»

174

226

319

902

«Стационар на дому»

96

124

268

642

«Хоспис на дому»

60

90

330

851

«Санаторий на дому»

56

84

98

266

«Приемная семья»

145

215

132

396

«Социальное такси»

372

404

492

2069

«Мобильные бригады»

14081

15244

8775

25375

«Социальное сопровождение»

724

803

543

1611

Отметим, что не все вышеперечисленные стационарозамещающие технологии применяются в каждом КЦСОН области. Например, такая технология, как «Услуга сиделки» не реализуется в КЦСОН Золотухинского, Медвенского и Октябрьского районах, а самой востребованной формой обслуживания стала, за 2020 г., в КЦСОН Обоянского района, и ею воспользовались 402 получателя социальных услуг. На территории Обоянского района 610 гражданам пожилого возраста предоставление социальных услуг осуществляется в надомной форме с использованием технологии «Хоспис на дому». В Щигровском районе создано больше всех по области приемных семей для граждан пожилого возраста (32), социальным сопровождением наиболее активно пользуются граждане пожилого возраста в КЦСОН Суджанского района, услуга «Социальное такси» за 2020 год более востребованной оказалось в КЦСОН Мантуровского района, ею воспользовались 436 человек. Наибольшее количество оказанных услуг в рамках реализации технологии «Мобильная бригада» было произведено специалистами КЦСОН Золотухинского района, в течение 2020 года ими было осуществлено 1962 выезда.

Таким образом, такое различие в реализации стационарозамещающих технологий в КЦСОН по всей области, на наш взгляд связано: с нехваткой профессиональных и обученных кадров; данные формы обслуживания оказались не востребованы среди граждан пожилого возраста; с неэффективной разработкой механизмов реализации платных услуг; с личной незаинтересованностью специалистов. Тем не менее, на сегодняшний день непосредственная задача Центров состоит в том, чтобы совершенствовать уже имеющиеся формы социального обслуживания, повышать качество предоставления социальных услуг и развивать новые формы, обеспечивающие повышение степени социальной защищенности и качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.

Литература:

  1. Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области [сайт] // О ходе реализации регионального проекта «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. — URL: http://ksokursk.ru/index.php?id=937
  2. Социальная работа с пожилыми людьми: монография / Г. П. Медведева, Т. Е. Демидова, С. Н. Козловская, Т. Б. Кононова, Л. И. Старовойтова, Т. Ю. Тяпкина, А. С. Щеглова. — М.: Русайнс, 2020. — 258 с.
  3. Холостова, Е. И. Технология социальной работы: учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и K, 2020. — 478с.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, социальное обслуживание, услуга, гражданин, дом, дневное пребывание, Курская область, Обоянский район, социальное сопровождение, срочное социальное обслуживание.


Задать вопрос