К проблеме уменьшения количества пропусков занятий студентами вузов: пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К проблеме уменьшения количества пропусков занятий студентами вузов: пути решения / Н. Д. Алексеева, В. Г. Матагаева, С. П. Поцелуева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 503-506. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81537/ (дата обращения: 22.09.2021).



В статье рассмотрена одна для вузов проблема — пропуски занятий студентами в период их обучения и возможность оценки качества успеваемости студента с учётов индивидуального коэффициента, учитывающего посещение студентом занятий, его участие в общественной, научной и спортивной жизни учебного заведения. Рассмотрение этой проблемы предлагается проводить с сохранением персональных данных обучаемых. Сообщается статистика несчастных случаев и травматизма среди студенческой молодёжи. Показана проблема, связанная с проведением расследования несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в вузе. Предложены рекомендации по повышению оценки качества успеваемости студентов и улучшения здоровьесбережения студентов. Цель статьи вызвать полемику, которая может привести к решению проблемы, связанной со снижением количества пропусков занятий и студенческого травматизма в период обучения.

Ключевые слова: студенты, пропуски занятий, статистика, болезнь, уважительная причина, куратор, комендант, деканат, персональные данные, справка формы 95/у, несчастные случаи, травматизм, служба охраны труда, успеваемость, унифицированный коэффициент качества подготовки.

Актуальность и цель работы

В Российской Федерации почти 30 % граждан относится к категории детей и молодёжи, при этом около 80 % молодёжи является обучающейся студенческой молодёжью.

Студенческая жизнь регламентирована «Правилами внутреннего распорядка обучающихся» в вузе. Третья часть суточного времени время студенты заняты в учебном процессе, после которого на первые позиции выходит студенческий социум. Как показывает реальная жизненная студенческая действительность, студенты в вузе принадлежат сами себе и руководствуются, как правило, только собственными убеждениями и принципами, иногда беря пример со студентов старших курсов.

В этой связи посещаемость учебных занятий студентами не является 100 % из-за прекращения родительской опеки (контроля) и невозможности организации постоянной кураторской работы преподавателями вузов и комендантами общежитий, а также с одновременно возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательностью девиантных видов поведения, таких как развлечения деструктивного характера, табакокурение, потребление алкоголя, наркотических, психоактивных веществ и других видов. Поэтому несмотря на уменьшение количества вузов в России и соответственно количества студентов, количество пропусков занятий в учебных заведениях не уменьшается, зависит только от количества студентов, и остается постоянной величиной.

Анализ пропусков занятий студентами в вузах в преобладающем большинстве случаев, как правило самый примитивный: уважительная или не уважительная причина пропуска.

Уважительные причины пропусков занятий для всех вузов России идентичные:

— болезнь (медсправка формы № 095/у);

— участие в общественных мероприятиях (приказ ректора);

— вызов в официальные органы (повестка в военкомат, суд, полицию и т.д.).

В настоящее время справка «О временной нетрудоспособности студента, учащегося техникума, профессионально-технического училища, о болезни, карантине и прочих причинах отсутствия ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение» (форма № 095/у), утвержденная приказом Минздравом СССР № 1030 от 04.10.80 г является основным документом, подтверждающим «уважительную причину» пропуска занятий студентом.

Медсправка формы № 095/у, в отличии от листа нетрудоспособности (бланк утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н), подтверждает только «уважительность» причины отсутствия студента на учебных занятиях, но не предоставляет ему права получения пособия по временной нетрудоспособности в случае его травмирования в период обучения в вузе.

В настоящее время имеется много исследований, посвященных проблеме пропусков занятий студентами, но них в большинстве отражаются только результаты исследований анкетных данных о причинах пропусков занятий студентами [1], и не анализируются и не исследуются медицинские справки формы № 095/у на предмет причины несчастного случая, произошедшего со студентом в период учебы в вузе.

Целью данной работы является обоснование изменений в подходе к оценке качества знаний студентов и обеспечению их социальных гарантий в период их обучения в вузе на основе изучения их посещаемости учебных занятий и анализа медсправок формы № 095/у.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач были обобщены, обработаны и проанализированы статистические данные о несчастных случаях и травматизме среди студенчества в России и причины не посещаемости занятий студентами. В процессе отбора статистических данных использовались методы как сплошного, так и выборочного исследования.

Сейчас о несчастных случаях в вузах страны, а тем более о травматизме студентов, становится известно, как правило, только из средств массовой информации.

В образовательных учреждениях нашей страны ежегодно происходит около 20 тысяч несчастных случаев [2] Студенческий травматизм составляет 8–10 % от общего травматизма. Травмы, полученные на уроках физкультуры, составляют 20 % [3].

Присутствие студентов на занятиях является профилактическим и оберегающим мероприятием от несчастных случаев различного рода. В этой связи необходима государственная поддержка программ сохранения и укрепления здоровья молодежи и формирования здорового образа жизни, включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов [4].

Количество несчастных случаев от внешних причин, к которым относятся физические повреждения, вызванные механическим, тепловым, химическим или радиационным воздействием, в России за 2015–2019 гг. свидетельствуют о сохранении их высокой распространённости среди населения нашей страны без чёткой тенденции к снижению. Так транспортные происшествия и самоубийства составляют по 14 % среди всех внешних причин смерти, отравления — 12 %, в том числе алкогольные — 6,5 %), убийства — 6 % и случайные утопления — 4 %.

За последние 8 лет ежегодно по поводу травм, отравлений, ожогов и других последствий воздействия внешних причин в лечебно-профилактические организации за медицинской помощью обращается в среднем более 13 млн человек.

Результаты исследования

Сейчас при оценке успеваемости в вузе такие показатели как болезнь студентов, несчастные случаи и травматизм студентов и пропуск занятий, не учитываются, так как их нет в перечне показателей успеваемости. Это очевидно и конечно безусловно сказывается на результатах успеваемости студентов во всех вузах нашей страны и на здоровьесбережении студенческой молодежи.

Проведённый анализ причин пропусков студентами занятий в различных вузах нашей страны показывает, что более 50 % студентов по несколько раз за семестр пропускают занятия без уважительных причин и только до 20 % студентов вузов вообще не допускают пропусков занятий [5- 7].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»), а также приказ Минобнауки РФ № 602 от 27 июня 2017 г утвердивший «Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность», обязывают руководителей образовательных организаций обеспечить безопасность образовательного процесса, проводить профилактику травматизма и расследовать несчастные случаи с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Мы полагаем, что необходимо введение индивидуального коэффициента для оценки качества успеваемости, учитывающего пропуски занятий студентами:

— в связи с участием в общественных, научных и спортивных мероприятиях за престиж вуза;

— «по уважительной причине», который бы позволил выявить взаимосвязь пропусков занятий с ростом заболеваемости и травматизма среди студентов, при совместном исследовании медицинских справок формы № 95/у деканатами и службой охраны труда учебных заведений.

В настоящее время проведены исследования в нашей стране по вопросу установления зависимости качества обучаемости студентов от количества пропуска ими занятий. Была предложена эмпирическая формула для оценки качества успеваемости студента посредством учёта индивидуального балла посещаемости занятий студентом [8]:

где — коэффициент качества подготовки студента за отчетный период, — средний балл успеваемости студента по предметам за отчётный период, — индивидуальный бал посещаемости студентом занятий.

где: — общее количество часов аудиторных занятий за учебный период, — часы пропусков занятий студентом за отчетный период.

Нами предлагается прибавлять к коэффициенту качества студента за отчётный период до 0,5 баллов за активную общественную, научную и спортивную деятельность, которые подтверждены соответствующими грамотами:

Из уточнённой формулы следует, чем меньше пропусков занятий и выше активность студента в общественной, научной и спортивной жизни вуза тем выше у студента показатель успеваемости и меньше вероятность несчастных случаев, так как студент не предоставлен сам себе и «улице».

Обсуждение

Существует постоянная проблема в вузах страны — пропуски учебных занятий студентами. Анализ причин не посещения студентами плановых занятий показывает отсутствие унифицированных коэффициентов для оценки качества успеваемости студентов и слабую взаимосвязь деканатов факультетов учебных заведений со службами охраны труда и студенческим профсоюзом в части исследования медицинских справок формы № 95/у. Данная проблема стала следствием отсутствия четкого регламента по работе в вузах с медсправками формы № 95/у в соответствии с требованиями п. 7 ст. 6 152-ФЗ «О персональных данных», приказа Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. N 602 и письма от 18.08.2020 № МН-20/128, т.е нет законодательной основы осуществлять обработку медсправок формы № 95/у для достижения общественно значимых целей — пресечения самовольных пропусков занятий и выработки конкретных стимулов для повышения качества успеваемости студентов, а также разработки обоснованных профилактических мероприятий в области здоровьесбережения студентов.

Следует способствовать развитию «института старост академических групп», который является традиционным для российских вузов [9], которые ведут, совместно с преподавателями, первичный сбор сведений об отсутствующих на занятиях и проводят в объёме своих полномочий воспитательно-контрольную деятельность среди студентов учебной группы.

Введение унифицированных коэффициентов для оценки качества успеваемости студентов и анализ медсправок формы № 95/у позволит принять эффективные меры по уменьшению пропусков занятий студентами и предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, а также обосновать предложения по улучшению положения с финансовым обеспечением мероприятий по охране труда в образовательных организациях.

Заключение

В вузах России при оценке успеваемости не рассматриваются и не учитываются такие показатели, как общественная, научная и спортивная деятельность студентов, болезнь студентов, несчастные случаи и травматизм студентов и пропуск занятий, так как их нет в перечне показателей успеваемости.

На основании изучения и проведения анализа подведения итогов успеваемости студентов авторами предлагается следующие рекомендации для повышения стимула студентов участвовать в общественной, научной и спортивной жизни вуза и улучшения здоровьесбережения студентов:

  1. При оценке качества успеваемости студента и при его поощрении учитывать унифицированный коэффициент, показывающий его участие в общественной, научной и спортивной жизни вуза и процент посещаемости занятий студентом.
  2. В соответствии с п. 7 ст. 6 152-ФЗ «О персональных данных» и приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н, определить и законодательно принять «статус» листов временной нетрудоспособности для обучающейся молодежи и установить обязательное участие служб охраны труда и студпрофкомов вузов при анализе медсправок формы № № 95/у.

Литература:

  1. Kazantseva A. V., Anufrieva E. V. The organizational aspects of health care of students of institutions of higher professional education // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny. 2019. Volume 27. Issue 6. P. 992–996. DOI: 10.32687 / 0869–866X-2019–27–6-992–996
  2. https://rg.ru/2016/01/18/bezopasnost-site.html
  3. Мандриков, В. Б. Организация охраны труда и профилактика травматизма на занятиях по физической культуре: учебно-методическое пособие / В. Б. Мандриков, Н. Р. Садыкова. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. — 136 с.
  4. Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017, 312 с.
  5. Урываев Ю. В., Маскаева Т. Ю. Цена профилактики травматизма студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 229–234. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26602745_48845956.pdf
  6. Цыганенко Н. В., Никишина К. А. Здоровье в системе ценностей студентов // Русский мир и евразийская интеграция. Русский мир в духовном сознании народов России: Материалы студенческого семинара, прошедшего 27 марта 2019 г. в рамках Международной научно-практической конференции «Социокультурный потенциал и перспективы развития Русского мира в трансграничном пространстве Центральной Азии», 27–29 марта 2019 г. Барнаул: АлтГТУ, 2019. С. 98–104. URL: https://www.altstu.ru/media/f/Russkij-mir-i-evrazijskaya-integraciya.-Russkij-mir-v-duhovnom-sozna-nii-narodov-Ros.pdf
  7. Shestera, A.A., Kijunova, V.Y., Kiku, P.F., Kuzmina, T.N., Sturova, E. V. The characteristics of health condition of students of medical university // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny. 2020. Volume 28. Issue 3. P. 400–404. DOI: 10.32687/0869–866X-2020–28–3-400–404
  8. Григораш О. В. Современные технологии оценки эффективности работы кафедры технического вуза: монография. Чебоксары: ООО ИД «Среда», 2018, 216 с. DOI: 10.31483/r-21565. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36584274_31637246.pdf
  9. Эзрох Ю. С. О роли института старост академических групп в российской высшей школе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 51–65. DOI: 10.31992/0869–3617–2020–29–1-51–65
  10. Рахманов Р. С. Оценка заболеваемости студентов высшего учебного заведения, обучающихся на различных курсах/ Р. С. Рахманов, Е. С. Богомолова. А. В. Тарасов, А. В. Евдокимов// Санитарный врач № 11 / 2020. С.65–72
  11. Мандель Б. Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий/ Б. Р. Мандель// Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102–117.
Основные термины (генерируются автоматически): пропуск занятий, студент, вуз, отчетный период, Россия, занятие студентами, медицинская справка формы, служба охраны труда, спортивная жизнь вуза, травматизм студентов.


Ключевые слова

статистика, студенты, болезнь, успеваемость, куратор, персональные данные, травматизм, несчастные случаи, пропуски занятий, уважительная причина, комендант, деканат, справка формы 95/у, служба охраны труда, унифицированный коэффициент качества подготовки
Задать вопрос