Апробация программы профилактики ролевого виктимного поведения в рамках группового консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Гритчина, М. Д. Апробация программы профилактики ролевого виктимного поведения в рамках группового консультирования / М. Д. Гритчина, Е. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81520/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена апробации, созданной нами программы профилактики ролевого виктимного поведения и анализу результатов проведенного контрольного исследования для заключения об эффективности данной программы.

Ключевые слова : ролевая виктимность; виктимное поведение; профилактика; интернальность; групповое консультирование.

В современном мире быть жертвой очень легко: человек может испытывать на себе буллинг в школе, травлю в интернете, давление и стресс на работе, абьюзивные и созависимые отношения в семье, тревогу из-за своей безопасности в связи с событиями, транслируемыми в СМИ. Под влиянием подобных событий формирование виктимного поведение вполне закономерно, ведь живя в таких условиях, очень сложно сохранить свое психологическое здоровье.

Т. Е. Яценко описывает ролевое виктимное поведение как исполнение индивидами роли реальной / мнимой жертвы, для которой характерно неэффективное сопротивление нарушению границ своего психологического пространства и уклонение от позиции субъекта жизнедеятельности, обусловливающее их психологическую виктимизацию в межличностном взаимодействии [3]. Что подразумевает использование манипуляций и отказ от ответственности за свою жизнь и совершаемые поступки.

В данный момент в психологии все чаще появляется потребность в консультации, терапии и профилактике людей с виктимным поведением. Причина этого не только в развитии виктимологии, но и в проявлении агрессии по отношению к личности.

Однако не только виктимное поведение может выступать маркером для предположения, что личность клиента является виктимной. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что работа исключительно с поведением, не является достаточной. Именно по этой причине, в своей программе мы решили подойти к профилактике в первую очередь со стороны личности, её потребностей и особенностей.

Виктимность как свойство личности, описывает А. В. Петровский в своем словаре общей психологии. В его трактовке виктимность заключается в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. При этом отсутствует желание отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность за свои поступки, что приводит к беспрекословному подчинению более сильным личностям [2].

Немало важным будет отметить, что в работе с виктимами нельзя забывать о том, что из-за избегания ответственности они зачастую испытывают неудовлетворенность таких потребностей как потребность в безопасности, внимании и любви. И для удовлетворения этих потребностей, осознанно или нет, прибегают к манипуляциям, которые втягивают окружающих в некие «игры» — о чем более подробно писал Э.Берн в своей книге «Игры в которые играют люди» [1].

Таким образом, наша работа в групповом консультировании опирается на такие критерии как: «интернальность», «потребности» и «манипуляции» (манипуляции в этом случае как раз выступают стилем поведения виктимов).

При работе над программой мы учли особенности личности виктима и сконцентрировались на создании условий для принятия клиентами ответственности как за свои действия и эмоции, так и за свои потребности.

Целью программы является профилактика ролевого виктимного поведения у молодых людей.

Основными задачами выступает:

— Информирование о понятиях «виктим» и «виктимное поведение». А та же определение типа виктимности у членов группы.

— Проработка характерных для виктимных личностей дефицитов, которые заключаются в интернальности, потребности в безопасности, внимании и любви, а также границах и ресурсах.

— Формирование и отработка навыков нового стиля поведения, с помощью которого виктимы смогут защитить свои границы и нести ответственность за свои поступки.

Целевая аудитория, для которой создавалась программа группового консультирования, представляет собой молодых людей от 18 до 35 лет, в независимости от половой принадлежности.

Общее количество занятий: 6 занятий продолжительностью примерно 60 минут (для небольшой группы) каждое. Количество затраченного времени на занятие может превышать указанное время, в случае если группа будет более 5–6 человек.

Разработанная программа разделяется на блоки, среди которых:

  1. Знакомство с группой и создание доверительной и безопасной атмосферы для наиболее успешного процесса консультирования.
  2. Этап повышения интернальности, с целью формирования ответственности у участников консультирования за их жизнь и совершаемые поступки. Благодаря этому этапу мы планировали повысить результативность программы за счет понимания участников важности совершаемых действий и их последствий.
  3. Этап проработки дефицитов связанных с потребностной сферой. В процессе, которого мы работали над научением участников удовлетворять свои потребности самостоятельно, а не использовать для этого посторонних.
  4. Этап формирования новых, способов поведения.
  5. Заключительный этап подведения итогов консультирования.

В ходе реализации программы группового консультирования, наиболее результативными для осознания себя, своих границ и потребностей участниками, оказались техники: «забота», «принятие ответственности на себя», «ладошка», «список обид», и игра «шесть шляп мышления». Благодаря этим техникам участники консультирования смогли пересмотреть свои взгляды на жизнь, желания и ответственность.

По обратной связи от группы мы поняли, что техники «безопасное место», «копилка ресурсов», «древо силы» и «медитативное упражнение на принятие внутреннего ребенка» позволили участникам ощутить в себе силы на изменение, связанные с ролевым виктимным поведением. В дальнейшем данные техники будут использованы участниками для поддержания внутренних ресурсов (в том числе и для восполнения дефицитов потребностей).

После проведения таких техник, как: «я беру ответственность», «неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» и «я говорю — нет» — у участников начали формироваться новые способы поведения, что позволило им отойти от привычного ролевого виктимного поведения.

После завершения программы нами было проведено повторное тестирование участников, для которого были выбраны методики: Метод парных сравнений В. В. Скворцова, опросник «Ролевой виктимности» (М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова) и методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынской, А. М. Эткинда).

По итогам проведения программы и анализа полученных результатов, которые мы проиллюстрировали в гистограмме 1, мы можем сообщить, что нам удалось довести показатель удовлетворенности социальных потребностей до полного удовлетворения у 80 % участников консультирования, а потребность в безопасности полностью удовлетворилась у 60 % участников консультирования. В то же время процент частичной удовлетворенности потребностей по итогам программы составил 20 % для социальной и 40 % для потребности в безопасности соответственно.

Потребности участников консультирования до и после проведения программы

Рис. 1. Потребности участников консультирования до и после проведения программы

С помощью опросника «Ролевой виктимности» мы смогли пронаблюдать изменение типа ролевой виктимности у участников программы группового консультирования. Как можно заметить на гистограмме 2, на этапе начала группового консультирования, общий уровень ролевой виктимности участников был не ниже средней отметки. В дальнейшем это изменилось и среди участников не осталось никого, кто стал бы придерживаться той или иной роли виктима.

Ролевая виктимность участников консультирования до и после проведения программы.

Рис. 2. Ролевая виктимность участников консультирования до и после проведения программы.

Заключительным этапом проверки эффективности программы была методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Как можно увидеть на гистограмме 3, изначально, высоких показателей общей интернальности в группе не было, что свидетельствовало о том, что участники консультирования изначально не стремились нести всю ответственность за себя и свою жизнь. Однако это изменилось после проведения программы группового консультирования, и интернальность группы возросла. Об этом можно судить по появлению высокого уровня и увеличению численности среднего уровня интернальности. Даже у участников, интернальность которых осталась на низком уровне, при детальном сравнении стен, можно заметить, что имеется положительная динамика изменений.

Интернальность участников консультирования до и после программы

Рис. 3. Интернальность участников консультирования до и после программы

По итогам анализа программы профилактики ролевого виктимного поведения мы можем сказать, что у 40 % участников группового консультирования показатель ролевого виктимного поведения снизился до минимального, а у 60 % участников до среднего. Исходя из полученных данных, мы можем заключить, что программа профилактики ролевого виктимного поведения выполнила поставленные задачи и показала свою эффективность при работе с группой.

Литература:

  1. Берн Э. М. Д. Игры, в которые играют люди / Eric Berne, M. D. GAMES PEOPLE PLAY /The Psychology of Human Relationships 1964–216 с.
  2. Петровский А. В. Общая психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. — М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. — 250 с.
  3. Яценко, Т. Е. Ориентация виктимных подростков на образ «значимого Другого» как условие их девиктимизации [Текст] / Т. Е. Яценко, Т. И. Лушкевич // Адукацыя i выхаванне. — 2016. — № 10. — С. 26–32
Основные термины (генерируются автоматически): групповое консультирование, участник консультирования, поведение, потребность, проведение программы, участник, методика диагностики уровня, программа профилактики, способ поведения, субъективный контроль.


Ключевые слова

профилактика, виктимное поведение, ролевая виктимность, интернальность, групповое консультирование

Похожие статьи

Формирование отношения к своему физическому Я у подростков...

Программа групповой консультации по проблеме принятия физического «Я». 1 Ориентировочный блок. Задачи 1 блока: 1.Знакомство с участниками и объединение их в группу. 2.Установление эмоционального контакта с группой. 3.Установление правил поведения в группе.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы...

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников...

После проведения программы нами был сделан повторный срез на участниках экспериментальной и контрольной групп, направленный на анализ изменений в уровнях развития эмпатии. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу.

Анализ эффективности программы социально-педагогической...

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел

Показатели ретестирования по диагностике стратегий поведения в конфликте (К. Томаса) и по методике

Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии.

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта...

Телефонной консультирование является сверх-короткой формой психологического консультирования, и отличается по своим целям, задачам и методам от других форм консультирования. Таким образом даже специалисты с многолетним опытом очного...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, проведение...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь личности в

Низкий уровень профессионального самосознания учителей (низкий уровень

психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по...

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Цель программы: социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков. Задачи

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению»...

Основные аспекты организации психологического...

5. Контроль и повторное консультирование. На каждом этапе консультационного процесса я

Эффективность проведения cеанса консультации во многом зависит от возможностей и навыков

1 фаза: выявление уровня понимания родителями характера проблем и уровень...

Похожие статьи

Формирование отношения к своему физическому Я у подростков...

Программа групповой консультации по проблеме принятия физического «Я». 1 Ориентировочный блок. Задачи 1 блока: 1.Знакомство с участниками и объединение их в группу. 2.Установление эмоционального контакта с группой. 3.Установление правил поведения в группе.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы...

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников...

После проведения программы нами был сделан повторный срез на участниках экспериментальной и контрольной групп, направленный на анализ изменений в уровнях развития эмпатии. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу.

Анализ эффективности программы социально-педагогической...

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел

Показатели ретестирования по диагностике стратегий поведения в конфликте (К. Томаса) и по методике

Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии.

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта...

Телефонной консультирование является сверх-короткой формой психологического консультирования, и отличается по своим целям, задачам и методам от других форм консультирования. Таким образом даже специалисты с многолетним опытом очного...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, проведение...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь личности в

Низкий уровень профессионального самосознания учителей (низкий уровень

психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по...

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Цель программы: социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков. Задачи

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению»...

Основные аспекты организации психологического...

5. Контроль и повторное консультирование. На каждом этапе консультационного процесса я

Эффективность проведения cеанса консультации во многом зависит от возможностей и навыков

1 фаза: выявление уровня понимания родителями характера проблем и уровень...

Задать вопрос