Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Дошкольное образование в Узбекистане: тенденции и современное состояние / Д. К. Юсупалиева, С. С. Жумаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81473/ (дата обращения: 21.01.2022).



В данной статье анализируется деятельность дошкольных образовательных учреждений в Узбекистане. Отмечается, что за счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике осуществляется поэтапный охват детей дошкольным образованием.

Ключевые слова: государственные и негосударственные дошкольные образовательные учреждения, воспитатель-педагог, качество образования, правовая база, материально-техническая база.

Key words: state and non-state preschool educational institutions, educator-teacher, quality of education, legal base, material and technical base.

В условиях, когда во всём мире процесс глобализации набирает обороты, особое значение приобретает развитие общества путём качественного образования молодёжи, являющейся основной опорой в овладении современными знаниями и технологиями, во внедрении их в практику. Исходя из этого, научный анализ развития системы образования, преобразований в данной сфере и имеющихся проблем становится одной из важнейших задач, стоящих перед разными отраслями науки.

В ряде ведущих научных центров и университетов мира ведутся научные исследования по вопросам развития личных и творческих способностей учащихся и студентов, стимулирования их самостоятельного мышления, перехода от традиционного обучения к модульному, ориентирования на профессиональную деятельность, вовлекая их в самостоятельную работу в процессе обучения. В этом плане важное значение имеют выводы, сделанные на основе международных исследований по результатам внедрения в сферу опыта, оправдавшего себя на практике, служащего повышению качества образования.

После обретения Узбекистаном независимости в системе образования, как и во всех сферах жизни общества, стали проводиться широкомасштабные реформы. В этом процессе, наряду с достижениями, было выявлено наличие ряда недостатков и проблем. «Мы должны дать достойное образование нашему молодому поколению, стимулировать его интерес к науке и знаниям. Необходимо, — подчеркнул руководитель государства, — развивать систему дошкольного образования, укреплять материально-техническую базу учреждений среднего и высшего образования, кардинально повысить качество научного и учебного процессов» [1]. Для улучшения качества образования и выхода его на новый уровень, в республике был осуществлен ряд мероприятий, приняты государственные программы. Важное значение в изучении вопросов осуществления реформ в системе образования, имеют областные и региональные особенности развития данной сферы.

Не умаляя достижения советского периода, необходимо остановиться о целом ряде существовавших в сфере образования проблем и недостатков. В частности, очевиден тот факт, что к 1980-м годам система образования в республике стала отставать от требований времени. Это наглядно видно при сравнении достижений в сфере образования в бывших союзных республиках. Например, в 1988 году Узбекистан по охвату детей детсадовского возраста ДОУ занимал 11 место среди союзных республик. Кроме этого, неуспеваемость среди учеников школ стала обычным явлением. Это объясняется их частым привлечением к сбору хлопка и другим сельскохозяйственным работам. Такие обязательные трудовые мероприятия занимали 3–4 месяца учебного года. Это оставляло узбекистанских учеников далеко позади от уровня мировых стандартов и делало невозможным усвоение ими современных знаний [2].

Ещё одним недостатком системы образования в советский период было недостаточное её материальное обеспечение. К тому же советское образование оказалось изолированным от мировых стандартов, передовой мировой опыт не внедрялся в систему [3]. Это, в свою очередь, стало причиной отставания системы образования республики от уровня современных требований.

После обретения Узбекистаном независимости, наряду с поисками решения насущных проблем в системе образования, особое внимание стало уделяться укреплению правовой базы этой сферы. С этой целью в 1992 году был принят “Закон об образовании” [4]. Были разработаны и внедрены в практику государственные программы по развитию направлений образования. Особое внимание было уделено развитию национальной системы, на основе изучения опыта и достижений передовых моделей образования стран Америки, Европы и Азии. В качестве примера можно отметить государственную поддержку обучения молодёжи в развитых странах мира.

С первых лет независимости в Узбекистане стали возникать дошкольные образовательные учреждения нового типа. К их числу относятся “Хонадон боғчаси” (“Домашний садик”), “Мактаб боғчаси” (“Школьный садик”) [5]. Большое внимание уделялось развитию личностных качеств воспитателей. Однако, если критически подойти к оценке деятельности дошкольных образовательных учреждений в первые двадцать пять лет независимости, то можно заметить, что они были далеки от уровня современных требований и в количественном, и в качественном отношении.

«Первая задача касается сферы дошкольного образования, — отмечал Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев, — Надо откровенно признать, что мы упустили этот важнейший участок работы» [6]. Действительно, если обратиться к статистическим данным, охват дошкольными образовательными учреждениями детей от 1 до 6 лет по республике с 35,1 процентов в 1991 году сократился до 17,3 процентов в 2016 году [7]. В годы независимости одной из основных причин резкого падения охвата детей дошкольными образовательными учреждениями стало сокращение их количества. Если по всей республике в 1991 году действовало 9834 дошкольных образовательных учреждений, к 2016 году их численность уменьшилось до 5138, то есть в течение этих лет количество ДОУ сократилось на 47 процентов [8].

Если причиной ежегодного сокращения количества дошкольных образовательных учреждений, ухудшения качества учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, стал недостаток внимания к этой сфере, ограниченность экономических возможностей, с другой стороны, это произошло вследствие безответственности на местах должностных лиц, низкого уровня знаний и квалификации работавших в этой сфере педагогов-воспитателей.

Вместе с этим, в результате недостаточного выделения средств из республиканского бюджета, нехватки средств на местах, многие дошкольные образовательные учреждения прекратили свою деятельность. В частности, в начале 2000-х в районах и городах республики из-за нехватки средств не смогли функционировать сотни таких учреждений. Из-за нехватки средств возникли проблемы с обеспечением детских садов продуктами питания. Например, в 2006 году вследствие нехватки финансовых ресурсов, дошкольными образовательными учреждениями вместо положенного получили всего лишь 83,5 % мяса, 72,2 % сливочного масла, 65,6 % сахарного песка, 76 % картошки и овощей [9].

Низкий уровень знаний педагогов и воспитателей, работающих в этой сфере, недостатки в материальном обеспечении дошкольных образовательных учреждений, также стали причиной их отставания и несоответствия современным требованиям. Так, обеспечение детей необходимыми для учебно-воспитательного процесса игрушками, составляло всего лишь 50 % [10].

В целом, несмотря на достижения в системе образования в стране в годы, предшествовавшие независимости, оно не развивалось в соответствии с требованиями времени. После обретения независимости началось реформирование системы образования республики. Из-за неравномерного подхода к различным ступеням образования дошкольные образовательные учреждения стали отставать в своем развитии. Такое положение наиболее явно проявилось в деятельности дошкольных образовательных учреждений во всех регионах республики.

В последние годы правительство уделяет большое внимание развитию этой отрасли. В целях эффективного осуществления реформ в данном направлении, соответствующим Указом Президента Республики были образованы Министерство дошкольного образования и его территориальные управления в областях. Более того, только в 2017 году были реконструированы и построены свыше ста дошкольных образовательных учреждений, проведён капитальный ремонт около 200 детских садов [11]. Поэтапность выполнения этих работ нашла своё отражение в планах последующих лет [12].

Для комплектации этой отрасли воспитателями-педагогами с высшим образованием проводится целый ряд мероприятий. В частности, в ВУЗах республики открылись специальные заочные отделения, а также налажена подготовка педагогов-воспитателей в филиалах зарубежных ВУЗов.

Коренные изменения в системе дошкольных образовательных учреждений повлияли на их качество и количество. Так, в начале 2020 г. в Узбекистане действовали 13500 дошкольных образовательных учреждений. В 2019 г. году Министерство дошкольного образования довело охват детей до 52 процентов против 37,7 процента в 2018 году [13]. С учетом передового зарубежного опыта создаются условия для интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста. За счет создания здоровой конкурентной среды среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений в республике осуществляется поэтапный охват всех детей дошкольным образованием, предоставляются налоговые льготы и преференции, выделение субсидий из бюджета для рациональных форм образования и воспитания детей.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева Олий Мажлису // Народное слово. 29 декабря 2018 г.
  2. Ўзбекистон тарихи (1917–1991 йиллар). Иккинчи китоб. / Масъул муҳаррирлар: Абдуллаев Р., Рахимов М., Ражабов Қ. — Тошкент: Ўзбекистон. 2019. — Б. 226.
  3. Там же.
  4. https://lex.uz/ru/docs/56523
  5. Раҳматуллаев Ш. Фарғона водийси шаҳарларида иқтисодий трансформация жараёнлари (1991–1996 йиллар). — Тошкент: Нишон ношир. 2017. — Б. 151.
  6. Мирзиёев Ш. М. Танқидий таҳлил, қатъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик — ҳар бир раҳбар фаолиятининг кундалик қоидаси бўлиши керак. — Тошкент: Ўзбекистон. 2017.– Б.45.
  7. https://www.stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/social-protection
  8. https://www.stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/social-protection
  9. Образование в Узбекистане. UNDP, — Тошкент-2007/2008, — С. 95.
  10. https://www.uzedu.uz/ru/tahliliy-malumotlar
  11. http://prezident.uz/uz/lists/view/1369 (25.12.2017)
  12. Мирзиёев Ш. Буюк келажагимизни мард ва олийжаноб халқимиз билан қурамиз. — Тошкент: Ўзбекистон. 2017. — Б. 60.
  13. С каждым годом ширится охват дошкольным образованием // https://uza.uz/ru/posts/s-kazhdym-godom-shiritsya-okhvat-doshkolnym-obrazovaniem-27–12–2019
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, система образования, учреждение, Узбекистан, нехватка средств, республика, высшее образование, здоровая конкурентная среда, материальное обеспечение, особое внимание.


Ключевые слова

качество образования, материально-техническая база, правовая база, государственные и негосударственные дошкольные образовательные учреждения, воспитатель-педагог
Задать вопрос