Стратегия развития организации: подходы и определение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Мацегора, В. А. Стратегия развития организации: подходы и определение / В. А. Мацегора. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81466/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и управления организацией.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, инструменты управления, подходы к управлению организацией.

В настоящее время экономические отношения в любом государстве направлены на поддержку и развитие бизнеса. Однако не любая компания может стать успешной в своем развитии, а значит и не сможет получать планируемую прибыль, если не выберет определенную стратегию своего развития.

Многие начинающие предприниматели не совсем понимают сущность и значимость построения стратегии развития организация и роли в ее управлении, а ведут свою деятельность только по собственным убеждениям и имеющимся навыкам. Однако экономические отношения не стоят на месте, а среди предпринимателей выдерживают высокую конкуренцию только те, кто эффективно умеет ей управлять. Согласно статистическим данным в 2020 году на одну открытую компанию приходилось 2,3 организаций, прекративших свою деятельность [4]. Все это говорит о необходимости разработки стратегии развития организаций.

В настоящее время существует множество трактовок понятия «стратегия» как в отечественном, так и в зарубежном понимании. В Толковом словаре С. И. Ожегова под стратегией понимается искусство ведения войны, а также планирование руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах, способных достичь желаемого результата [6, с. 608].

Среди зарубежных ученых сложилось две основные точки зрения на данное понятие. В исследованиях М. Портера, стратегия представляет собой уникальный инструмент, созданный для обеспечения развития предпринимательской деятельности [7, с. 33]. По утверждению Ф. Котлера, стратегия компании представляет собой определенный системный подход руководства к правильному функционированию ее деятельности, основанный не только на извлечении прибыли, но и поддержании сбалансированности [5, с. 162].

Отечественные исследователи, посвятившие свою деятельность разработке стратегического управления организацией, имеют схожие мнения с зарубежными теоретиками и основываются на концепции планирования деятельности компании. Как утверждают А. И. Буравлев, Г. И. Горчица и другие исследователи, стратегия организации представляет собой совокупность способов для достижения поставленных целей [2, с. 19].

По мнению Д. Ю. Каталевского, стратегия управления предприятием представляет собой модель ведения бизнеса с помощью определенного набора инструментов, чтобы позволить предприятию достичь конкурентных преимуществ перед контрагентами [3, с. 21].

Интересной является и точка зрения, высказанная В. А. Агафоновым, что стратегия представляет собой руководство для достижения цели, включающая в себя определенный набор правил для принятия управленческих решений [1, с. 50].

Таким образом, можно отметить, что стратегия включает в себя два составляющих компонента: долгосрочный план достижения цели и процесс ее достижения. Такой подход основывается на изменчивости экономических отношений, способах осуществления продуктивной предпринимательской деятельности, выработке позиций контроля и управления.

По нашему мнению, все представленные трактовки термина «стратегия» имеют место быть, так как преследуют одну общую цель — получить определенные преимущества в ведении бизнеса с помощью выполнения определенных правил, закрепленных внутри организации, основанных на стратегических планах и решениях. Стратегия является определенной программой действий компании для достижения намеченных задач и целей.

Стратегия развития любой организации не может существовать сама по себе, для этого необходимо осуществление определенных действий, которые в совокупности представляют собой стратегическое управление. Сам термин неоднократно являлся предметом обсуждения среди теоретиков и практиков, занимающихся изучением стратегического менеджмента.

Не вдаваясь в рассмотрение различных подходов к стратегическому управлению, отметим, что в общем виде оно представляет собой определенный процесс принятия и реализации стратегических планов и решений, основанных на стратегическом выборе, который должен быть основан на имеющихся ресурсах организации и влиянии внешней среды на ее развитие.

В российской практике стратегическое управление организацией нельзя назвать совершенным, потому что оно постоянно находится в развитии и не применяется в большинстве компаний, что делает их более уязвимыми от влияния внешней среды. Стратегия организации должна зависеть от многих факторов, а также от состояния, в котором она находится. Любая фирма в зависимости от положения на рынке постоянно решает принципиально важные вопросы о том, какие действия необходимо совершить, чтобы оставаться конкурентоспособной. Планирование и реализация таких действий и осуществляется с помощью стратегического управления.

Выработка стратегии управления основывается на определенных подходах, которых как в теории, так и на практике существует довольно много. Но среди всех подходов управления следует выделить самые основные:

  1. Стратегический подход. Данный подход основан сразу на нескольких показателях, таких как результаты производственной и сбытовой деятельности, управления персоналом и достижение миссии организации. Он предусматривает умение рационально оценивать все возможности и риски развития предприятий, предотвращать возможные угрозы и последствия, исходящие как от внутренней, так от внешней среды.
  2. Маркетинговый подход основан на разработке новых сегментов производства и продаж, улучшении ассортимента, развитии сбытовой способности и маркетинговых технологий.
  3. Производственный подход связан с развитием новых технологий, производства и снижении его издержек, оптимальное расходование сырья и эффективный сбыт готовой продукции или услуг.
  4. Финансовый подход основывается на входящих и исходящих денежных потоках, регенерирует финансовые возможности производства, маркетинга, персонала для достижения цели компании.

Многие успешные компании при разработке стратегии организации используют не один подход, а сразу несколько. Это позволяет им своевременно контролировать существующую ситуацию на рынке и принимать необходимые своевременные решения для изменения своей деятельности.

Таким образом, в современных рыночных условиях стратегия развития организации имеет определяющее значение для ее развития. Выбор наилучшего варианта стратегии зависит от того, насколько руководство компании ориентируется на рынке, умеет правильно определять миссию и цели, учитывает факторы внутренней и внешней среды, влияющие на будущее развитие организации.

Литература:

  1. Агафонов В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. Монография. — М: Инфра-М, 2018. — 276 с.
  2. Буравлев А. И., Горчица Г. И. Стратегическое управление промышленными предприятиями и корпорациями: методология и инструментальные средства. — М: Издательство Физико–математической литературы, 2008. — 176 с.
  3. Каталевский Д. Ю. Стратегическое управление организацией на основе концепции возрастающей отдачи дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.05. — М., 2008. — 172 с.
  4. Количество компаний в России неуклонно снижается. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/01/20/854868-kolichestvo-kompanii (21.04.2021).
  5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. — 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб: Питер, 2006. — 464 с.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., дополненное. — М: Азбуковник, 1999. — 938 с.
  7. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
  8. Мерзляков С. Э. Коррупционная преступность в России и основные направления правовой борьбы с ней // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 1. — С. 161–164.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, внешняя среда, деятельность, подход, развитие, стратегия, стратегия организации, стратегия развития организации, управление организацией.


Ключевые слова

стратегия, стратегическое управление, инструменты управления, подходы к управлению организацией
Задать вопрос