Возможности применения зарубежного антимонопольного опыта в условиях российской экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 27.05.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Загораева, Р. Р. Возможности применения зарубежного антимонопольного опыта в условиях российской экономики / Р. Р. Загораева, С. Г. Васин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 186-187. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81326/ (дата обращения: 28.01.2022).



В работе проанализирован зарубежный опыт антимонопольного регулирования и оценена возможность его применения на территории РФ. Проведено сравнение оценки эффективности мер РФ и зарубежных стран и анализ деятельности ФАС России.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антиконкурентные действия, антимонопольная политика, монополия, конкуренция.

The paper shows measures of state antimonopoly regulation of the Russian Federation that are analyzed and evaluated. A comparison of the assessment of the effectiveness of measures of the Russian Federation and foreign countries and analysis of the activities of the Russian FAS.

Keywords: antitrust regulation, anticompetitive actions, antitrust policy, monopoly, competition.

В основе антимонопольной политики многих стран мира лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, цель которых пресечь и не допустить антиконкурентные действия со стороны субъектов с рыночной властью.

Выделяют пять этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования за рубежом.

Два первых этапа — этапы становления и тестирования методов активного вмешательства государства в конкуренцию на рынке. Впервые такое антимонопольное регулирование было законодательно закреплено в США и Канаде.

В США антимонопольное законодательство было, в первую очередь, направлено на проведение антитрестовой политики с помощью трех законов: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).

Более подробно рассмотрим антимонопольное законодательство в странах ЕС, так как оно является весьма эффективным и действенным. В настоящее время Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности:

1) Контроль антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением. В 1999 г. была опубликована «Белая книга», реформировавшая механизм конкурентного регулирования в условиях интеграции и расширения ЕС. Также в 2002 г. был принят новый Регламент по применению статей 81 и 82 Римского договора. Их основными положениями являются:

– Децентрализация принятия решений по антиконкурентным соглашениям, предоставление широких полномочий национальным органам по контролю конкуренции;

– Снижение бюрократического бремени для предприятий при проведении расследований;

– Сосредоточение усилий Комиссии на расследование наиболее опасных картелей;

– Активизация последующего контроля за соглашениями и действиями компании;

– Создание единой информационной сети конкурентных органов с целью единого применения правил конкуренции.

2) Контроль над слиянием фирм. Главный принцип — если слияния создают или усиливают доминирующее положение фирмы на рынке, то они запрещены.

3) Либерализация экономических секторов, относящихся к естественным монополиям. Комиссия защищает области, где монополии все еще существуют (например, почтовые доставки). Однако для недопущения ограничения конкуренции Европейская комиссия проверяет стран-членов ЕС при создании ими естественных монополий.

4) Регулирование государственной помощи. Государство может оказывать помощь определенным организациям посредством грантов, займов, дотаций, субвенций, налоговых льгот и т. п. Однако Комиссия запрещает оказание государственной помощи компаниям, которые впоследствии не смогут функционировать самостоятельно. Данное законодательство в ЕС закреплено статьями 87–89 Римского договора. Главный принцип регулирования государственной помощи в ЕС — государственная помощь в целом недопустима, за исключением случая, когда в общих интересах имеется компенсирующее оправдание в силу неэффективности рыночного механизма, т. е. разрешены те виды помощи, которые носят социальный характер, ликвидируют последствия природных или других бедствий, направлены на развитие отстающих территорий и т. п.

Важно отметить, что каждая страна ЕС имеет собственное антимонопольное законодательство. И пока какое-либо нарушение не повлияет на всю Европу, Европейская комиссия не имеет права вмешиваться в антимонопольную политику отдельного государства.

Для успешного решения монопольных вопросов в РФ необходимо активное сотрудничество российского антимонопольного органа с зарубежными ведомствами и международными организациями, рассматриваемое как инструмент повышения эффективности реализуемой конкурентной политики.

Достижение данной цели обеспечивается путем решения двух задач в рамках реализации направлений международного сотрудничества.

Первая задача связана с активным участием в обсуждении последних мировых тенденций в области конкурентной политики. При этом ставится задача не только в использовании в практической работе результатов обсуждений и конкретных продуктов, но и участие в их выработке. Данная задача реализуется через активное участие российского антимонопольного органа в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами конкурентной политики, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная конкурентная сеть (МСК), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Вторая задача в области международного сотрудничества связана с применением современных наработок в сфере конкурентной политики в практической деятельности российского антимонопольного органа. Речь идет о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения. Все более актуальным становится направление работы, связанное с развитием практического взаимодействия антимонопольных органов при расследовании конкретных нарушений антимонопольного законодательства. В данном контексте полезными оказываются любые формы сотрудничества, начиная от обмена информацией и подходами к проводимым расследованиям, заканчивая более прогрессивными формами сотрудничества, предусматривающими координацию правоприменительной деятельности антимонопольных органов в случаях, когда нарушения затрагивают интересы более одной стороны.

Важным направлением работы ФАС России в 2018 году традиционно было сотрудничество с ведущими международными организациями, специализирующимися на вопросах защиты и развития конкуренции — ОЭСР, ЮНКТАД, МКС, АТЭС.

С другой стороны, специфика российских монополий сказалась особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование, государственная помощь, антимонопольная политика, Европейская комиссия, конкурентная политика, российский антимонопольный орган, активное участие, международное сотрудничество, Римский договор.


Задать вопрос