Особенности профессиональной деятельности тренера по фехтованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 23.05.2021

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Назаров, П. Ф. Особенности профессиональной деятельности тренера по фехтованию / П. Ф. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81463/ (дата обращения: 02.12.2021).



В данной раб оте рассматриваются особенности, функции, содержание профессиональной деятельности тренера по фехтованию

Ключевые слова: профессиональная деятельность тренера, педагогические функции, физическая и техническая подготовленность , фехтование

К особенностям деятельности тренера по фехтованию, согласно мнению ряда исследователей следует относить компоненты, которые в своем сочетании характеризуют методическую подготовленность и способность тренера к качественному моделированию двигательных действий. Однако стоит учитывать тот факт, что в зависимости от квалификации тренера, оценка значимости этих компонентов, а их количественное содержание ровняется примерно шестидесяти, существенно отличается. Наличие такого количества компонентов позволило разделить их на группы: общетехнологические; персонифицированные. Группу общетехнологических компонентов составляет построение урока и проведение упражнений. Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к построению урока являются:

  1. Педагогическая направленность на техническое и тактическое совершенствование;
  2. Формулировка причин появления ошибок у спортсменов;
  3. Улучшение базового состава действий;
  4. Общее совершенствование приемов и действий;
  5. Комплектование урока с учетом специфики фехтовального поединка;
  6. Баланс объема действий нападения и обороны у воспитанника и тренера при моделирование боевых ситуаций;
  7. Баланс альтернативных разновидностей нападений тренера и спортсмена.

Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к проведению упражнений являются:

  1. Разновидности методов совершенствования приемов и боевых действий;
  2. Баланс количества нападений в различные сектора;
  3. Оптимизация количества разновидности действий;
  4. Использование умеренно-длительных схваток и комбинаций действий;
  5. Создание помех спортсмену, ситуационным моментам боя;
  6. Ряд других компонентов.

Группу персонифицированных компонентов составляют движения оружием и передвижения, пространственно-временные характеристики движения оружием и передвижений, проявление свойств анализаторных систем. К группе «состав движений оружием и передвижений относят»:

  1. Шаг вперед и назад;
  2. Полувыпад, шаг вперед и полувыпад;
  3. Серия шагов вперед и полувыпад;
  4. Серия шагов назад;
  5. Бег вперед и назад;
  6. Скачок вперед;
  7. Простые атаки;
  8. Атаки с батманом и уколом (ударом) прямо (переводом, переносом);
  9. Простые защиты и ответы (контрзащиты, контрответы) уколом (ударом);
  10. Ряд других компонентов.

К пространственно-временным характеристикам движений оружием и передвижениям относят:

  1. Амплитуда переводов (переносов), финтов уколом (ударом), батманов и захватов;
  2. Момент выполнения защит (контрзащит);
  3. Направленность клинка в поражаемую поверхность противника при выполнении атак и подготовок;
  4. Глубина и быстрота отступлений;
  5. Ряд других компонентов.

К группе «проявление свойств анализаторных систем относят»:

  1. Стартовая характеристика во время выполнения движений оружием;
  2. Создание модели по продолжительности выполнения серий атак (серий финтов);
  3. Сохранение дистанции;
  4. Выбор альтернативных вариантов защит;
  5. Ряд других компонентов.

Проводя анализ качества освоения выше представленных компонентов в группе своих воспитанников, тренер по фехтованию может дать оценку своей специализированной деятельности, установить динамику освоения конкретных составляющих и повысить их уровень.

Несомненно, что личность и деятельность тренера играют незаменимую роль в осуществлении множества профессиональных задач и обязанностей, имеющих высокую требовательность. Помимо личных достижений спортсмена, к задачам тренера также относятся всестороннее воспитание развитого и образованного человека. Для реализации этой задачи необходимо усвоить опыт и знания предшествующих поколений и постоянно совершенствовать их [3, с. 36–38].

По своей сути профессиональная деятельность тренера равносильна профессиональной деятельности педагога. Выражается это в постоянном управлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов. Учебная и воспитательная функция педагогической деятельности тренера проявляются в процессе развития физических качеств, улучшения техники, а также в воспитании интереса к тренировкам, и воспитании личных качеств.

В своей профессиональной деятельности тренер обязан обладать еще и знаниями о психическом состоянии спортсменов, а также их особенностях. К роду его профессиональной деятельности стоит отнести и необходимость умений доходчиво объяснить спортсменам варианты выполнения заданий и упражнений, возможность понятно донести до спортсменов главную задачу выполнения каких-либо конкретных действий [2, с. 50–54]. Итак, тренер должен уделять основное внимание физической и технической подготовленности, но не менее важным в его деятельности является формирование личности спортсменов. Всю тренерскую деятельность можно охарактеризовать в соответствии со следующими психологическими компонентами, к которым относятся:

  1. Постоянные стрессовые ситуации. Особенно ярко они проявляются в период соревновательных выступлений;
  2. Тренерская деятельность несет нестабильный характер, а именно нестабильный статус в социуме. Иными словами, тренерская деятельность имеет профессиональный риск;
  3. Постоянное активное общение, как с учениками, так и с их родителями, а также с коллегами;
  4. Постоянная удаленность от семьи;
  5. Напряжение от постоянной публичной деятельности. Этому способствует постоянная физическая и психическая нагрузка [1, с. 33].

Формирование у спортсменов, занимающихся фехтованием, неправильных навыков, приводящих к некачественному выполнению приемов, а также различным ошибкам, зачастую вызывается типовыми недостатками в деятельности тренера. В конце концов, во время соревнований спортсмен начнет допускать ошибки, из-за которых в итоге может потерпеть поражение. Изучение данной темы основывается на эмпирических исследованиях специалистов и является важным, поскольку изучение процесса взаимоотношений между тренером и учеником в их совместной деятельности, а также выявлении и устранении в ней недостатков служит толчком для роста спортивных результатов.

Литература:

  1. Горбань, А. П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: метод. пособие / А. П. Горбань; МГОИФК. — Малаховка, 2018.
  2. Дробинин Г. В. Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в РФ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта, 2019.
  3. Жариков, Е. С. О некоторых интеллектуально-психологических качествах современного тренера // ежегодник. — М., 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): компонент, профессиональная деятельность тренера, тренерская деятельность, деятельность тренера, компонент деятельности тренеров, построение урока, проведение упражнений, профессиональная деятельность, проявление свойств, техническая подготовленность.


Ключевые слова

фехтование, профессиональная деятельность тренера, педагогические функции, физическая и техническая подготовленность
Задать вопрос