Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности профессиональной деятельности тренера по фехтованию

Педагогика
23.05.2021
313
Поделиться
Библиографическое описание
Назаров, П. Ф. Особенности профессиональной деятельности тренера по фехтованию / П. Ф. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81463/.


В данной раб оте рассматриваются особенности, функции, содержание профессиональной деятельности тренера по фехтованию

Ключевые слова: профессиональная деятельность тренера, педагогические функции, физическая и техническая подготовленность , фехтование

К особенностям деятельности тренера по фехтованию, согласно мнению ряда исследователей следует относить компоненты, которые в своем сочетании характеризуют методическую подготовленность и способность тренера к качественному моделированию двигательных действий. Однако стоит учитывать тот факт, что в зависимости от квалификации тренера, оценка значимости этих компонентов, а их количественное содержание ровняется примерно шестидесяти, существенно отличается. Наличие такого количества компонентов позволило разделить их на группы: общетехнологические; персонифицированные. Группу общетехнологических компонентов составляет построение урока и проведение упражнений. Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к построению урока являются:

  1. Педагогическая направленность на техническое и тактическое совершенствование;
  2. Формулировка причин появления ошибок у спортсменов;
  3. Улучшение базового состава действий;
  4. Общее совершенствование приемов и действий;
  5. Комплектование урока с учетом специфики фехтовального поединка;
  6. Баланс объема действий нападения и обороны у воспитанника и тренера при моделирование боевых ситуаций;
  7. Баланс альтернативных разновидностей нападений тренера и спортсмена.

Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к проведению упражнений являются:

  1. Разновидности методов совершенствования приемов и боевых действий;
  2. Баланс количества нападений в различные сектора;
  3. Оптимизация количества разновидности действий;
  4. Использование умеренно-длительных схваток и комбинаций действий;
  5. Создание помех спортсмену, ситуационным моментам боя;
  6. Ряд других компонентов.

Группу персонифицированных компонентов составляют движения оружием и передвижения, пространственно-временные характеристики движения оружием и передвижений, проявление свойств анализаторных систем. К группе «состав движений оружием и передвижений относят»:

  1. Шаг вперед и назад;
  2. Полувыпад, шаг вперед и полувыпад;
  3. Серия шагов вперед и полувыпад;
  4. Серия шагов назад;
  5. Бег вперед и назад;
  6. Скачок вперед;
  7. Простые атаки;
  8. Атаки с батманом и уколом (ударом) прямо (переводом, переносом);
  9. Простые защиты и ответы (контрзащиты, контрответы) уколом (ударом);
  10. Ряд других компонентов.

К пространственно-временным характеристикам движений оружием и передвижениям относят:

  1. Амплитуда переводов (переносов), финтов уколом (ударом), батманов и захватов;
  2. Момент выполнения защит (контрзащит);
  3. Направленность клинка в поражаемую поверхность противника при выполнении атак и подготовок;
  4. Глубина и быстрота отступлений;
  5. Ряд других компонентов.

К группе «проявление свойств анализаторных систем относят»:

  1. Стартовая характеристика во время выполнения движений оружием;
  2. Создание модели по продолжительности выполнения серий атак (серий финтов);
  3. Сохранение дистанции;
  4. Выбор альтернативных вариантов защит;
  5. Ряд других компонентов.

Проводя анализ качества освоения выше представленных компонентов в группе своих воспитанников, тренер по фехтованию может дать оценку своей специализированной деятельности, установить динамику освоения конкретных составляющих и повысить их уровень.

Несомненно, что личность и деятельность тренера играют незаменимую роль в осуществлении множества профессиональных задач и обязанностей, имеющих высокую требовательность. Помимо личных достижений спортсмена, к задачам тренера также относятся всестороннее воспитание развитого и образованного человека. Для реализации этой задачи необходимо усвоить опыт и знания предшествующих поколений и постоянно совершенствовать их [3, с. 36–38].

По своей сути профессиональная деятельность тренера равносильна профессиональной деятельности педагога. Выражается это в постоянном управлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов. Учебная и воспитательная функция педагогической деятельности тренера проявляются в процессе развития физических качеств, улучшения техники, а также в воспитании интереса к тренировкам, и воспитании личных качеств.

В своей профессиональной деятельности тренер обязан обладать еще и знаниями о психическом состоянии спортсменов, а также их особенностях. К роду его профессиональной деятельности стоит отнести и необходимость умений доходчиво объяснить спортсменам варианты выполнения заданий и упражнений, возможность понятно донести до спортсменов главную задачу выполнения каких-либо конкретных действий [2, с. 50–54]. Итак, тренер должен уделять основное внимание физической и технической подготовленности, но не менее важным в его деятельности является формирование личности спортсменов. Всю тренерскую деятельность можно охарактеризовать в соответствии со следующими психологическими компонентами, к которым относятся:

  1. Постоянные стрессовые ситуации. Особенно ярко они проявляются в период соревновательных выступлений;
  2. Тренерская деятельность несет нестабильный характер, а именно нестабильный статус в социуме. Иными словами, тренерская деятельность имеет профессиональный риск;
  3. Постоянное активное общение, как с учениками, так и с их родителями, а также с коллегами;
  4. Постоянная удаленность от семьи;
  5. Напряжение от постоянной публичной деятельности. Этому способствует постоянная физическая и психическая нагрузка [1, с. 33].

Формирование у спортсменов, занимающихся фехтованием, неправильных навыков, приводящих к некачественному выполнению приемов, а также различным ошибкам, зачастую вызывается типовыми недостатками в деятельности тренера. В конце концов, во время соревнований спортсмен начнет допускать ошибки, из-за которых в итоге может потерпеть поражение. Изучение данной темы основывается на эмпирических исследованиях специалистов и является важным, поскольку изучение процесса взаимоотношений между тренером и учеником в их совместной деятельности, а также выявлении и устранении в ней недостатков служит толчком для роста спортивных результатов.

Литература:

  1. Горбань, А. П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: метод. пособие / А. П. Горбань; МГОИФК. — Малаховка, 2018.
  2. Дробинин Г. В. Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в РФ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта, 2019.
  3. Жариков, Е. С. О некоторых интеллектуально-психологических качествах современного тренера // ежегодник. — М., 2019.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профессиональная деятельность тренера
педагогические функции
физическая и техническая подготовленность
фехтование
Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 407-408):
Часть 6 (стр. 375-455)
Расположение в файле:
стр. 375стр. 407-408стр. 455

Молодой учёный