В данной раб оте рассматриваются особенности, функции, содержание профессиональной деятельности тренера по фехтованию
Ключевые слова: профессиональная деятельность тренера, педагогические функции, физическая и техническая подготовленность , фехтование
К особенностям деятельности тренера по фехтованию, согласно мнению ряда исследователей следует относить компоненты, которые в своем сочетании характеризуют методическую подготовленность и способность тренера к качественному моделированию двигательных действий. Однако стоит учитывать тот факт, что в зависимости от квалификации тренера, оценка значимости этих компонентов, а их количественное содержание ровняется примерно шестидесяти, существенно отличается. Наличие такого количества компонентов позволило разделить их на группы: общетехнологические; персонифицированные. Группу общетехнологических компонентов составляет построение урока и проведение упражнений. Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к построению урока являются:
- Педагогическая направленность на техническое и тактическое совершенствование;
- Формулировка причин появления ошибок у спортсменов;
- Улучшение базового состава действий;
- Общее совершенствование приемов и действий;
- Комплектование урока с учетом специфики фехтовального поединка;
- Баланс объема действий нападения и обороны у воспитанника и тренера при моделирование боевых ситуаций;
- Баланс альтернативных разновидностей нападений тренера и спортсмена.
Компонентами деятельности тренеров по фехтованию, относящиеся к проведению упражнений являются:
- Разновидности методов совершенствования приемов и боевых действий;
- Баланс количества нападений в различные сектора;
- Оптимизация количества разновидности действий;
- Использование умеренно-длительных схваток и комбинаций действий;
- Создание помех спортсмену, ситуационным моментам боя;
- Ряд других компонентов.
Группу персонифицированных компонентов составляют движения оружием и передвижения, пространственно-временные характеристики движения оружием и передвижений, проявление свойств анализаторных систем. К группе «состав движений оружием и передвижений относят»:
- Шаг вперед и назад;
- Полувыпад, шаг вперед и полувыпад;
- Серия шагов вперед и полувыпад;
- Серия шагов назад;
- Бег вперед и назад;
- Скачок вперед;
- Простые атаки;
- Атаки с батманом и уколом (ударом) прямо (переводом, переносом);
- Простые защиты и ответы (контрзащиты, контрответы) уколом (ударом);
- Ряд других компонентов.
К пространственно-временным характеристикам движений оружием и передвижениям относят:
- Амплитуда переводов (переносов), финтов уколом (ударом), батманов и захватов;
- Момент выполнения защит (контрзащит);
- Направленность клинка в поражаемую поверхность противника при выполнении атак и подготовок;
- Глубина и быстрота отступлений;
- Ряд других компонентов.
К группе «проявление свойств анализаторных систем относят»:
- Стартовая характеристика во время выполнения движений оружием;
- Создание модели по продолжительности выполнения серий атак (серий финтов);
- Сохранение дистанции;
- Выбор альтернативных вариантов защит;
- Ряд других компонентов.
Проводя анализ качества освоения выше представленных компонентов в группе своих воспитанников, тренер по фехтованию может дать оценку своей специализированной деятельности, установить динамику освоения конкретных составляющих и повысить их уровень.
Несомненно, что личность и деятельность тренера играют незаменимую роль в осуществлении множества профессиональных задач и обязанностей, имеющих высокую требовательность. Помимо личных достижений спортсмена, к задачам тренера также относятся всестороннее воспитание развитого и образованного человека. Для реализации этой задачи необходимо усвоить опыт и знания предшествующих поколений и постоянно совершенствовать их [3, с. 36–38].
По своей сути профессиональная деятельность тренера равносильна профессиональной деятельности педагога. Выражается это в постоянном управлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов. Учебная и воспитательная функция педагогической деятельности тренера проявляются в процессе развития физических качеств, улучшения техники, а также в воспитании интереса к тренировкам, и воспитании личных качеств.
В своей профессиональной деятельности тренер обязан обладать еще и знаниями о психическом состоянии спортсменов, а также их особенностях. К роду его профессиональной деятельности стоит отнести и необходимость умений доходчиво объяснить спортсменам варианты выполнения заданий и упражнений, возможность понятно донести до спортсменов главную задачу выполнения каких-либо конкретных действий [2, с. 50–54]. Итак, тренер должен уделять основное внимание физической и технической подготовленности, но не менее важным в его деятельности является формирование личности спортсменов. Всю тренерскую деятельность можно охарактеризовать в соответствии со следующими психологическими компонентами, к которым относятся:
- Постоянные стрессовые ситуации. Особенно ярко они проявляются в период соревновательных выступлений;
- Тренерская деятельность несет нестабильный характер, а именно нестабильный статус в социуме. Иными словами, тренерская деятельность имеет профессиональный риск;
- Постоянное активное общение, как с учениками, так и с их родителями, а также с коллегами;
- Постоянная удаленность от семьи;
- Напряжение от постоянной публичной деятельности. Этому способствует постоянная физическая и психическая нагрузка [1, с. 33].
Формирование у спортсменов, занимающихся фехтованием, неправильных навыков, приводящих к некачественному выполнению приемов, а также различным ошибкам, зачастую вызывается типовыми недостатками в деятельности тренера. В конце концов, во время соревнований спортсмен начнет допускать ошибки, из-за которых в итоге может потерпеть поражение. Изучение данной темы основывается на эмпирических исследованиях специалистов и является важным, поскольку изучение процесса взаимоотношений между тренером и учеником в их совместной деятельности, а также выявлении и устранении в ней недостатков служит толчком для роста спортивных результатов.
Литература:
- Горбань, А. П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: метод. пособие / А. П. Горбань; МГОИФК. — Малаховка, 2018.
- Дробинин Г. В. Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в РФ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта, 2019.
- Жариков, Е. С. О некоторых интеллектуально-психологических качествах современного тренера // ежегодник. — М., 2019.