Механизмы предупреждения утечки персональных данных при чрезвычайной ситуации в области здравоохранения на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в странах Европы и Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 23.05.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Киселева, А. В. Механизмы предупреждения утечки персональных данных при чрезвычайной ситуации в области здравоохранения на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в странах Европы и Азии / А. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81456/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор рассматривает существующие механизмы по предупреждению утечки персональных данных на примере механизмов, которые использовались странами Европы и Азии в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Ключевые слова: персональные данные, пандемия, коронавирусная инфекция COVID-19, защита персональных данных, предупреждение утечки персональных данных, механизмы по предупреждению утечки персональных данных, нормативная правовая база, GDPR.

Проблема утечки персональных данных является актуальной, на мой взгляд, на данный момент в связи с распространением такого течения, как цифровизация общества и государства в частности.

До появления и распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в различных странах существовали разного рода механизмы по защите конфиденциальности персональных данных, предупреждению их утечки и т. д., некоторые из таких механизмов появились в ответ на вызов распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

В одной из своих статей Privacy International (организация, которая защищает и продвигает право на неприкосновенность частной жизни во всем мире начиная с 1990 г.) «Tracking the Global Response to COVID-19» заявила:

« Технологические компании, правительства и международные агентства объявили о мерах по сдерживанию распространения вируса COVID-19, известного также как коронавирус.

Некоторые из этих мер накладывают серьезные ограничения на свободу людей, в том числе на их частную жизнь и другие права человека. Беспрецедентные уровни слежки, использования данных и дезинформации испытываются по всему миру.

Многие из этих мер основаны на чрезвычайных полномочиях, которые могут быть использованы только временно в чрезвычайных ситуациях. Другие используют исключения в законах о защите данных для обмена данными.

Некоторые из них могут быть эффективными и основанными на советах эпидемиологов, другие — нет. Но все они должны быть временными, необходимыми и соразмерными.

Очень важно следить за их соблюдением. Когда пандемия закончится, такие чрезвычайные меры должны быть отменены и за них необходимо отчитаться » [1].

Не согласиться с данной цитатой невозможно, т. к. меры, принимаемые ради граждан, ради их защиты, а именно это пропагандируется от представителей правительств разных стран, должны быть реализованы на законных основаниях.

В данной статье будет проведен анализ механизмов, используемых в период пандемии коронавирусной инфекции СОVID-19 для защиты персональных данных, предупреждению их утечки, раскрытия их конфиденциальности в странах Европы (Финляндия, Эстония) и странах Азии (Сингапур, Южная Корея).

Финляндия . В Финляндии к вопросу о персональных данных граждан относятся «на высшем уровне» и конфиденциальность данных граждан является приоритетом в политике государства даже в условиях распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

В Финляндии существует расширенная нормативная правовая база покрывающая сферу персональный данных, сюда относятся Закон об услугах электронных коммуникаций [2], который направлен на обеспечение защиты конфиденциальности и конфиденциальности электронных сообщений, Закон о конфиденциальности / Положение о защите данных (Tietosuojalaki) 1050/2018 [3], Закон о защите персональных данных (Henkilötietolaki) 523/1999 [4], Закон о Совете по защите данных и Уполномоченном по защите данных 389/1994 [5], так же относятся отраслевые законы касающееся действий силовых структур — Закон об обработке персональных данных в действиях полиции [6], Закон об обработке персональных данных в пограничной службе [7], Закон об обработке персональных данных на таможне [8]. Естественно, как и на других территориях Европейского союза на территорию Финляндии распространяется GDPR [9].

Так же для защиты персональных данных своих граждан в структуре органов Правительства Финляндии существуют институт Уполномоченного по защите персональных данных и Совет по защите данных. Полномочия и принимаемые решения Совета по защите данных включают толкование Закона о персональных данных, а полномочия и решения Уполномоченного по защите данных распространяются на толкование Положения о защите данных и Закона о защиты персональных данных.

Эстония. ВЭстонии как механизм по защите персональных данных существует отдельный институт — Инспекция по защите данных (AKI) [10] она основана на национальных законах, таких как Закон о защите личных данных [11], Закон о публичной информации [12], Законе об электронной связи [13], Регламента о Системе мер безопасности информационных системах [14], также на основе международный правовых актов, таких как GDPR.

Еще одним немаловажным механизмом, на мой взгляд, является закрепление определенных прав в Конституции государства, таким образом у прописанных прав будет статус конституционных прав, что еще больше, на мой взгляд, акцентирует внимание на защите их со стороны государства.

Право получать информацию о деятельности учреждений, право на неприкосновенность частной и семейной жизни при использовании личных данных, право получения доступа к данным, собранным относительно Вас, являются конституционными правами в Эстонии, т. е. прописаны в Конституции Эстонской Республики [15].

Сингапур. Сингапур является первой страной, применявшей технологию отслеживания контактных заболеваний коронавирусом.

В Сингапуре запустилось приложение Trace Together как дополнительный инструмент для предотвращения распространения инфекции. Trace Together построен на протоколе Blue Trace, разработанном командой правительственных цифровых услуг в государственном технологическом агентстве Сингапура.

Мобильные приложения и носимые устройства (в будущем), которые развертывают протокол Blue Trace, способны сочетать децентрализованные и централизованные модели отслеживания контактов. Сбор и протоколирование данных о встречах/близости между устройствами, реализующими Blue Trace, осуществляется одноранговым децентрализованным способом для сохранения конфиденциальности [16]. Так же очень важным аспектом является сохраняющий конфиденциальность протокол для отслеживания контактов Government Technology Agency Singapore [17]. Создание подобного рода приложения не может осуществляться без Закона о защите персональных данных (Personal Data Protection Act 2012) [18].

Также в Сингапуре существует Комиссия по защите личных данных (PDPC) [19]. Она была создана 2 января 2013 года для администрирования и обеспечения соблюдения Закона о защите личных данных 2012 года (PDPA). PDPC служит главным органом Сингапура в вопросах, касающихся защиты персональных данных, и представляет правительство Сингапура на международном уровне по вопросам, связанным с защитой данных.

Южная Корея. Южная Корея является одной из передовых стран по внедрению информационных технологий в повседневную жизнь людей, поэтому ее нормативно-правовая база о персональных данных внушительная. К примеру, Закон о защите персональных данных № 16930 с поправками от 4 февраля 2020 г. (PIPA) [20], Постановление об использовании видеоданных видеонаблюдения для других целей [21].

В Южной Корее существуют ряд институтов для защиты информации, к примеру Комиссия по защите персональных данных (PIPC) [22]. PIPC является независимым органом, созданным в соответствии с Законом о защите личной информации (PIPA) для защиты прав частных лиц. Ключевая роль PIPC состоит в том, чтобы обдумывать и принимать решения в отношении политики в отношении персональных данных, координировать разногласия между другими государственными органами в отношении обработки персональных данных.

В Корее, как и во многих других странах, персональными данными занимается Министерство внутренних дел и безопасности (MOIS). Как компетентный орган Закона о защите личной информации, MOIS отвечает за разработку и расследование политики в отношении персональных данных, а также за соблюдение законодательства о защите личных данных.

Существует также такой механизм как Корейская комиссия по связи (KCC) [23], являясь компетентным органом Закона о содействии использованию информационных и коммуникационных сетей и защите информации [24], KCC регулирует деятельность поставщиков услуг вещания и связи, защищает пользователей услуг вещания и связи, а также устанавливает и внедряет политики защиты персональных данных, связанных с вещанием и связью.

Корейское агентство Интернета и безопасности (KISA) [25] в качестве уставной организации, установленной в Законе о содействии использованию информационных и коммуникационных сетей и защите информации, роль KISA в отношении защиты персональных данных заключается в оказании поддержки и помощи правительству и органам местного самоуправления в устранении нарушений данных и исследовать, и предоставлять консультации по стандартам и политикам защиты персональных данных.

Таким образом можно сделать вывод, что существуют следующие механизмы по предупреждению утечки персональных данных: институциональный (создание органа/организации в системе государственных органов или независимого для обеспечения и соблюдения защиты персональных данных), нормативно-правовой (создание более обширной базы законодательства в данной области). На мой взгляд, это два основных механизма, также можно как дополнительный, но не менее важный, добавить конституционный механизм (четкое регламентирование прав в данной области в Конституции государства для еще большей гарантии защиты).

Литература:

  1. Tracking the Global Response to COVID-19 // Официальный сайт Privacy International. — URL: https://privacyinternational.org/examples/tracking-global-response-covid-19 (дата обращения: 26.04.2021).
  2. Закон об услугах электронных коммуникаций // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2014/20140917?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Tietosuojalaki %20 %281050 %2F2018 %29 %20#O1L1P1 (дата обращения: 20.03.2021).
  3. Закон о конфиденциальности / Положение о защите данных (Tietosuojalaki) 1050/2018 // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2018/20181050?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Tietosuojalaki %20 %281050 %2F2018 %29 %20#highlight2 (дата обращения: 20.03.2021).
  4. Закон о защите персональных данных (Henkilötietolaki) 523/1999 // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/smur/1999/19990523?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Henkil %C3 %B6tietolaki (дата обращения: 20.03.2021).
  5. Закон о Совете по защите данных и Уполномоченном по защите данных 389/1994 // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/smur/1994/19940389 (дата обращения: 20.03.2021).
  6. Закон об обработке персональных данных в действиях полиции // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2019/20190616?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Tietosuojalaki %20 %281050 %2F2018 %29 %20 (дата обращения: 20.03.2021).
  7. Закон об обработке персональных данных в пограничной службе // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2019/20190639?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Tietosuojalaki %20 %281050 %2F2018 %29 %20 (дата обращения: 20.03.2021).
  8. Закон об обработке персональных данных на таможне // Законодательная база FINFLEX Министерства юстиции Финляндии. — URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2019/20190650?search %5Btype %5D=pika&search %5Bpika %5D=Tietosuojalaki %20 %281050 %2F2018 %29 %20 (дата обращения: 20.03.2021).
  9. Регламент N 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)» // СПС «Консультант плюс» — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=60453#003767032763740463 (дата обращения: 21.05.2021).
  10. Официальный сайт Инспекции по защите данных. — URL: https://www.aki.ee/ru/inspekciya (дата обращения: 21.05.2021).
  11. Закон о защите личных данных // Государственная канцелярия Министерства Юстиции Эстонии. — URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/106012016010 (дата обращения: 20.05.2021).
  12. Закон о публичной информации // Государственная канцелярия Министерства Юстиции Эстонии. — URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/122032011009 (дата обращения: 20.05.2021).
  13. Закон об электронной связи // Государственная канцелярия Министерства Юстиции Эстонии. — URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/123032011011 (дата обращения: 20.05.2021).
  14. Регламент о Системе мер безопасности информационных системах // Государственная канцелярия Министерства Юстиции Эстонии. — URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/13125331 (дата обращения: 20.05.2021).
  15. Конституция Эстонской Республики // Государственная канцелярия Министерства Юстиции Эстонии. — URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/rhvv/act/530122020003/consolide (дата обращения: 20.05.2021).
  16. Официальный сайт Blue Trace Protocol. — URL: https://bluetrace.io/manifesto/ (дата обращения: 14.05.2021).
  17. Официальный сайт Government Technology Agency Singapore. URL: https://www.tech.gov.sg/ (дата обращения: 14.05.2021).
  18. Закон о защите персональных данных (Personal Data Protection Act 2012) // Официальный сайт Правительства Сингапура. — URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PDPA2012 (дата обращения: 14.05.2021).
  19. Официальный сайт Комисcии по защите персональных данных Сингапура. — URL: https://www.pdpc.gov.sg/ (дата обращения: 14.05.2021).
  20. Закон о защите персональных данных № 16930 с поправками от 4 февраля 2020 г. (PIPA) // Корейский законодательный информационный центр. — URL: https://www.law.go.kr/ %EB %B2 %95 %EB %A0 %B9/ %EA %B0 %9C %EC %9D %B8 %EC %A0 %95 %EB %B3 %B4 %EB %B3 %B4 %ED %98 %B8 %EB %B2 %95 (дата обращения: 21.05.2021).
  21. Постановление об использовании видеоданных видеонаблюдения для других целей // Официальный сайт Комиссии по защите персональных данных Южной Кореи. — URL: http://www.pipc.go.kr/cmt/english/news/selectBoardArticle.do?nttId=6441&bbsId=BBSMSTR_000000000126 (дата обращения: 21.05.2021).
  22. Официальный сат Комиссии по защите персональных данных. — URL: http://www.pipc.go.kr/ (дата обращения: 21.05.2021).
  23. Официальный сайт Комиссии по коммуникациям Южной Кореи. — URL: https://kcc.go.kr/user.do (дата обращения: 21.05.2021).
  24. Закон о содействии использованию информационных и коммуникационных сетей и защите информации // https://www.law.go.kr/LSW//lsSc.do?section=&menuId=1&subMenuId=15&tabMenuId=81&eventGubun=060101&query= %EC %A0 %95 %EB %B3 %B4 %EB %B3 %B4 %ED %98 %B8+ %EB %B2 %95+ %EC %8B %9C %ED %96 %89 %EB %A0 %B9+ %EC %A0 %9C+28355+ %ED %98 %B8#undefined (дата обращения: 21.05.2021).
  25. Официальный сайт Корейское агентство Интернета и безопасности. — URL: https://www.kisa.or.kr/main.jsp (дата обращения: 21.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): данные, защита данных, GDPR, PIPC, защита, Сингапур, KCC, KISA, мой взгляд, Южная Корея.


Ключевые слова

персональные данные, защита персональных данных, нормативная правовая база, пандемия, коронавирусная инфекция COVID-19, предупреждение утечки персональных данных, механизмы по предупреждению утечки персональных данных, GDPR

Похожие статьи

Защита информации в «Облачных технологиях» как...

2. Защита данных при передаче. Для безопасной обработки данных обязательным условием является их шифруемая передача.

На сегодняшний день наиболее популярны четыре метода защиты информации в "Облачных технологиях"

Институциональные механизмы защиты персональных данных...

 В статье автор рассматривает механизмы защиты персональных данных в правовой парадигме Европейского союза при

В соответствии с GDPR был учрежден независимый европейский орган, который способствует последовательному применению правил защиты...

The advantages and disadvantages of cryptographic protecting...

Защита данных путем полного шифрования внешних дисков... – AES128 c Elephant diffuser (Модуль укрепляющий шифрование).

Симметричное (одноключевое) шифрование данных при защите... К криптографическим одноключевым системам можно отнести стандарты DES, DES3...

Этические вопросы в контексте Общего регламента...

Ключевые слова: защита персональных данных, конфиденциальность, этика, робототехника, искусственный интеллект.

Интерпретируя и применяя нормы GDPR, можно считать обоснованным этический подход, несмотря на упомянутые принципы.

Актуальные проблемы защиты персональных данных при...

Оператор персональных данных в этом случае, соответственно, обязан осуществлять адекватную защиту прав

Определяя смысл и содержание понятия «адекватная защита», следует учитывать, что в ряде случаев при трансграничной...

Защищенность бесконтактных платежей при оплате...

И необходимость наличия антивирусной защиты, во избежание обхода данного рода защиты нарушителем, не ставится под сомнение. Основным защитным механизмом является наличие парольной защиты на осуществление бесконтактных платежей.

Обзор требований безопасности для криптографических...

Данная статья посвящена исследованию основных стандартов, применяемых для криптографических модулей. Рассмотрены отличительные особенности и разделы стандартов. В заключении статьи приведен краткий вывод.

Киберпреступность в период пандемии коронавируса...

Статья посвящена изменениям современной киберпреступности в период пандемии COVID-19. Рассмотрены причины увеличения преступлений в форме мошенничества, названы новые способы совершения «вирусных» мошенничеств, приведены...

Правовые последствия шифрования персональных данных...

Ключевые слова: персональные данные, европейское законодательство, шифрование данных, защита персональных данных, обезличивание персональных данных. Шифрование персональных данных становится все более важным для многих субъектов в экономической...

Похожие статьи

Защита информации в «Облачных технологиях» как...

2. Защита данных при передаче. Для безопасной обработки данных обязательным условием является их шифруемая передача.

На сегодняшний день наиболее популярны четыре метода защиты информации в "Облачных технологиях"

Институциональные механизмы защиты персональных данных...

 В статье автор рассматривает механизмы защиты персональных данных в правовой парадигме Европейского союза при

В соответствии с GDPR был учрежден независимый европейский орган, который способствует последовательному применению правил защиты...

The advantages and disadvantages of cryptographic protecting...

Защита данных путем полного шифрования внешних дисков... – AES128 c Elephant diffuser (Модуль укрепляющий шифрование).

Симметричное (одноключевое) шифрование данных при защите... К криптографическим одноключевым системам можно отнести стандарты DES, DES3...

Этические вопросы в контексте Общего регламента...

Ключевые слова: защита персональных данных, конфиденциальность, этика, робототехника, искусственный интеллект.

Интерпретируя и применяя нормы GDPR, можно считать обоснованным этический подход, несмотря на упомянутые принципы.

Актуальные проблемы защиты персональных данных при...

Оператор персональных данных в этом случае, соответственно, обязан осуществлять адекватную защиту прав

Определяя смысл и содержание понятия «адекватная защита», следует учитывать, что в ряде случаев при трансграничной...

Защищенность бесконтактных платежей при оплате...

И необходимость наличия антивирусной защиты, во избежание обхода данного рода защиты нарушителем, не ставится под сомнение. Основным защитным механизмом является наличие парольной защиты на осуществление бесконтактных платежей.

Обзор требований безопасности для криптографических...

Данная статья посвящена исследованию основных стандартов, применяемых для криптографических модулей. Рассмотрены отличительные особенности и разделы стандартов. В заключении статьи приведен краткий вывод.

Киберпреступность в период пандемии коронавируса...

Статья посвящена изменениям современной киберпреступности в период пандемии COVID-19. Рассмотрены причины увеличения преступлений в форме мошенничества, названы новые способы совершения «вирусных» мошенничеств, приведены...

Правовые последствия шифрования персональных данных...

Ключевые слова: персональные данные, европейское законодательство, шифрование данных, защита персональных данных, обезличивание персональных данных. Шифрование персональных данных становится все более важным для многих субъектов в экономической...

Задать вопрос