Содержание профессиональной подготовки тренера по фехтованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Назаров, П. Ф. Содержание профессиональной подготовки тренера по фехтованию / П. Ф. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81401/ (дата обращения: 02.12.2021).



В данной раб оте рассматривается содержание профессиональной подготовки тренера по фехтованию, его профессионально-педагогические умения и навыки.

Ключевые слова: профессиональная д еятельность тренера, профессионально-педагогические умения и навыки, профессиональная подготовка, фехтование.

Охарактеризовать деятельность тренера в области спорта можно следующим образом. Это интеграция интеллектуальных и физических качеств, в совокупности с различными знаниями и навыками специалиста. Именно благодаря этим качествам, возможна успешная и продуктивная профессионально-педагогическая деятельность по подготовке спортсменов, а также воспитанию в них необходимых личностных качеств [1, с. 12–13]. Очевидно, что перечисленные характеристики, которые в свою очередь формируются в процессе профессиональной подготовки, играют важнейшую роль во всей деятельности педагога [2, с. 108].

Все данные умения и навыки педагог приобретает в процессе подготовки, а именно во время обучения в учебных заведениях физической культуры и спорта. Именно в тот период должно произойти качественное формирование знаний и навыков специалиста. В противном случае, в дальнейшем, в деятельности специалистов могут возникать различные трудности, такие как, узконаправленное мышление во время возникновения какой-либо проблемы, плохое понимание значимости тех или иных конкретных действий. Именно поэтому формирование нужных умений и навыков специалиста должно быть качественно организованно, иначе это скажется на продуктивности деятельности специалиста [3, с. 11–15].

На данный момент, работа по подготовке тренера реализуется через компетентностный подход. В рассмотрении нуждается проблема формирования компетенций, которые в своем составе имеют несколько различных требований и функций, что значительно затрудняет процесс диагностики уровня сформированности компетенций. В необходимой трактовке нуждаются компетенции, которые напрямую связанные с реализацией двигательных умений и навыков тренера по фехтованию.

С целью диагностики уровня профессиональной деятельности тренера по фехтованию было проведено анкетирование. Делая акцент на трактовку компетенций Г. В. Сафоновой, имеющиеся компетенции в ОПОП, направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», Кубанского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма были дополнены и представлены в группах. Структурное содержание анкеты состояло из десяти групп компетенций, в каждой группе содержался список умений или навыков необходимых тренеру по фехтованию, а именно: гностическая группа (8 компонентов); проектировочная (7 компонентов); конструктивная (7 компонентов); организаторская (10 компонентов); коммуникативная (11 компонентов); двигательная (7 компонентов), акмеологическая (6 компонентов), психолого-педагогическая (11 компонентов), физкультурно-оздоровительная (9 компонентов), научно-методическая (6 компонентов). В анкетировании принимали участие тренеры по фехтованию Краснодарского края и Республики Крым. Для оценивания представленных компонентов компетенций использовалась четырехбалльная шкала, где «5» — качество ярко выражено, «4» — достаточно, «3» — имеет место, «2» — минимальная степень сформированности. Респондентам предлагалось прочитать умения и навыки и в соответствующей графе оценить уровень их сформированности в баллах. Оценка деятельности тренера по фехтованию выявлялась как средняя арифметическая величина десяти расчетных оценок по всем группам компетенций. Основу итоговой оценки, полученной в результате проведенного анкетирования, составило одно из заключений о компетентности тренера по фехтованию:

  1. Средняя оценка от 2 до 3 баллов (критический уровень компетентности, есть острая необходимость развития умений и навыков);
  2. Оценка от 3 до 3,8 балла (средний уровень, нуждается в совершенствовании ряда компонентов);
  3. Оценка от 3,8 до 4,5 балла (достаточный уровень умений и навыков тренера по фехтованию);
  4. Оценка от 4,5 до 5 баллов (характеризуется как эталонный уровень тренера по фехтованию).

На Рисунке 1 представлены итоговые результаты оценки компетентности тренеров по фехтованию. 50 % респондентов обладают средним уровнем, 35 % достаточным уровнем, лишь 10 % тренеров имеют эталонный уровень развития компетентности и 5 % тренеров обладают критическим уровнем.

Результаты оценки компетентности тренеров по фехтованию по уровням

Рис. 1. Результаты оценки компетентности тренеров по фехтованию по уровням

В заключении хочется отметить, что характерной особенностью деятельности тренера по фехтованию является индивидуальный урок, в котором чрезвычайно важны высочайшие профессиональные качества педагога. Индивидуальный урок можно охарактеризовать рядом особенностей:

– высокие требования к физическим показателям фехтовальщика, огромный объем сложных приемов;

– проблемы различного характера, связанные с реализацией приемов и навыков, которые могут возникнуть лишь в настоящем поединке;

– имитация тренером действий соперника,

– реальные боевые ситуации, воссозданные тренером, с целью овладения учеником различных техник, а также тактик боя.

Благодаря индивидуальному уроку педагогическая значимость приобретает более высокий уровень. Для того чтобы изучить и осветить данную тему, необходимо осуществить детальный разбор деятельности специалиста во время проведения индивидуального урока, что в свое время сделал Ю. М. Бычков. Благодаря этому станет ясно, какие именно ошибки являются наиболее частыми, а также появится возможность для более качественного и продуктивного обучения будущих тренеров по фехтованию.

Литература:

  1. Лалаян, А. А. О типологии тренеров в связи с особенностями их деятельности / А. А. Лалаян // Теория и практика физ. культуры. — 2019.
  2. Родиченко В. С. Спортивные соревнования: информация, управление / В. С. Родниченко. — М. 2018.
  3. Фролова, М. И. Социально–психологические компоненты модели эффективного тренера / М. И. Фролова, А. С. Морозов // Теория и практика физ. культуры. — 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): фехтование, индивидуальный урок, компонент, навык специалиста, Физическая Культура, балл, группа компетенций, навык, навык тренера, профессиональная подготовка.


Ключевые слова

профессиональная подготовка, фехтование, профессиональная деятельность тренера, профессионально-педагогические умения и навыки
Задать вопрос