Опыт Республики Татарстан в сфере государственно-исламских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Шляпошников, А. Ф. Опыт Республики Татарстан в сфере государственно-исламских отношений / А. Ф. Шляпошников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 343-349. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81381/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена опыту Республики Татарстан в сфере государственно-исламских отношений и сотрудничеству Духовного управления мусульман Татарстана с государственными органами власти в период с 1998 по 2018 гг.

Ключевые слова: ДУМ РТ, Ислам, Камиль Самигуллин, Российская Федерация, президент, муфтий, Рафик Мухаметшин.

Республика Татарстан (РТ) известна на весь мир как регион мирного сосуществования традиционных религий России, для которого характерны добрососедские отношения между населяющими его народами. В результате плодотворного сотрудничества республиканских органов государственной власти и традиционных конфессий Татарстан представляет собой регион, стабильный в политическом отношении, развитый экономически, с привлекательным деловым климатом для отечественных бизнесменов и зарубежных инвесторов. Значительная роль в достижении такого благополучия принадлежит той модели государственно-исламских отношений, которая была создана в результате многолетнего соработничества государства и исламской уммы в РТ.

В феврале 1998 г. на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ выступил Президент республики М. Шаймиев, который заявил о большом значении для татарского народа данного объединительного мероприятия и призвал верующих к единству. В свой речи на съезде Президент озвучил оригинальный подход к этой теме: «В последнее время можно услышать суждения типа «Почему правительство вмешивается в наши религиозные дела?». Речь идет не о том, чтобы вмешиваться, заставить что-либо делать, мешать работе религиозных деятелей, органов правления мусульман, а о том, чтобы совместно служить народу». «Хотя религия и отделена от государства, религия и религиозные организации не отделены от общества». «Религия отделена от государства, но не отделена от общества», — отметил в своём выступлении руководитель республики [11, c. 69].

14 февраля 1998 г. на Объединительном съезде мусульманского духовенства республики избрание муфтия прошло путём тайного голосования. На съезде присутствовали все 6 кандидатов на пост муфтия — согласно списку, который утвердил Оргкомитет по проведению съезда: Гусман Исхаков, Габдулла Галиуллин, Фарид Салман, Камиль Бикчантаев, Габдельхамит Зиннатуллин, Мансур Джалялетдинов. Мандатная комиссия признала действительными мандаты на участие в съезде 718 делегатов, представляющих мусульманские общины всей республики. При подсчете отданных за кандидатов голосов соблюдался контроль со стороны вошедших в оргкомитет мероприятия представителей кандидатов. Большинство голосов было отдано за Гусмана — хазрата Исхакова (430 из 686), за бывшего муфтия Габдуллу Галиуллина проголосовали 111 делегатов, за представителя Талгата Таджутдина в Татарстане Фарида — хазрата Салмана было отдано 43 голоса.

Р. М. Мухаметшин констатирует, что после 1998 г. государство в лице Республики Татарстан «осознав важность укрепления своей позиции и влияния в сфере религиозных отношений», предприняло «энергичные шаги по упорядочению своей поддержки в этноконфессиональной сфере» [11, c. 47].

Закон РТ «О свободе совести и религиозных объединениях», который вступил в силу 28 августа 1999 г., внёс заметные новшества в систему государственно-исламских взаимоотношений. Объясняя цели и задачи, стоящие перед Государственным Советом РТ при принятии данного республиканского закона, глава Комиссии Госсовета по культуре и национальным вопросам Р. М. Минуллин назвал следующие из них [20, c. 84]:

а) адаптация норм права федерального закона к специфическим конфессиональным условиям Республики Татарстан;

б) конкретизация особенностей правового режима отделения религии от государства, отвечающая современным реалиям;

в) усиление позиций государства в регулировании религиозных отношений, закреплении на уровне республиканского законодательства полномочий государственного органа по делам религий;

г) гарантирование благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, нравственных устоев, гражданского согласия и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения либо вероисповедания.

В ст. 10 данного закона было зафиксировано, что исламские религиозные организации в Татарстане «управляются одной централизованной организацией — Духовным управлением мусульман Республики Татарстан». Данный закон стал одним из ключевых факторов, который способствовал благополучию республики и препятствовал возникновению конфликтов на этнорелигиозной почве.

Однако Республика Татарстан, как и Российская Федерация в целом, не могли остаться в стороне от мировых катаклизмов.

11 сентября 2001 г. весь мир потрясла новость о терактах в США. Руководители ДУМ РТ в сентябре 2001 г. сделали ряд заявлений о том, что Ислам и терроризм несовместимы. 25 сентября 2001 г. состоялась встреча Президента России с мусульманскими лидерами России, в которой принял участие муфтий Татарстана Гусман — хазрат Исхаков [13]. Участники встречи солидаризировались в том, что «исламские ценности — это любовь и ненасилие», а псевдоисламские террористы пытаются «прикрыть исламом преступные действия» [6]. Встреча с духовными лидерами Ислама состоялась по инициативе Президента РФ. Глава государства интересовался мнением муфтиев по поводу возможности участия Российской Федерации в антитеррористической операции США в Афганистане. Российские муфтии солидаризировались в том, что Россия ни в коем случае «не должна участвовать в военных действиях» на стороне США [17].

В конце 2001 г. на фоне военного конфликта в Афганистане муфтий Татарстана Гусман Исхаков в заявлениях для СМИ, в т. ч. для иностранных корреспондентов, разъяснял что Ислам — это религия мира и любви, и видимым образом это проявляется в татарском Исламе, для которого характерно мирное сосуществование с др. религиозными конфессиями.

В ноябре 2001 состоялась встреча муфтия Гусмана Исхакова с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Агентство «Татар-информ» сообщало 2 ноября 2001 года: «В связи с обострением политической ситуации в мире и развитием военного конфликта в Афганистане усилился интерес к позиции Татарстана и его мусульманской общины к данным проблемам, а также к положению внутри республики. Это требует того, чтобы сверить часы — такова была преамбула встречи Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева с председателем совета муфтиев Татарстана Гусманом — хазратом Исхаки, состоявшейся 2 ноября в президентской резиденции в Кремле».

В заявлении для СМИ муфтий Гусман Исхаков сообщил, что встреча была «весьма успешной, полезной и плодотворной». Гусман-хазрат рассказал, что в столицу Татарстана зачастили иностранные журналисты, которые — кто с недоверием и скептицизмом, а кто с радостью и удивлением интересуются межрелигиозным и межнациональным миром, стабильной и мирной жизнью в республике. По словам Исхакова, люди испытывают «огромный интерес к Исламу и исламскому миру», люди хотят получить информацию, «что это за религия, что она несет». «Мы должны показать миру, что ислам — это религия мира и любви», — подчеркнул Гусман-хазрат [1].

Вторая половина 2003 г. запомнилась российской умме заявлениями президента России Владимира Путина и ряда высокопоставленных чиновников о возможности вступления России в Организацию Исламская Конференция (ОИК), которую называют «ООН исламского мира». В августе 2003 г. глава российского государства совершал рабочую поездку в Малайзию. 5 августа 2003 года во время своего визита в эту мусульманскую страну Владимир Путин заявил о возможности вступления Российской Федерации в ОИК, оценив при этом численность российской мусульманской уммы в 20 миллионов человек. Фактически это было объявление курса российского государства на сближение с исламским миром. В октябре 2003 г. в малайзийской столице Куала-Лумпуре на встрече глав государств, состоящих в ОИК, президент В. Путин выступил с программной речью, в которой особое место было уделено описанию царящего в России согласия между христианами и мусульманами, которое «опровергает всё ещё расхожие представления о непреодолимом конфликте между цивилизациями». Руководителями России было принято решение подать заявку на вхождение в эту авторитетную мусульманскую международную организацию в качестве наблюдателя . Осень 2003 г. мусульмане Татарстана провели в дискуссиях по поводу возможной интеграции российского государства в ОИК [18]. Планы президента РФ по сближению с ОИК получили поддержку всех мусульманских лидеров страны, включая руководителей ДУМ РТ.

Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция в конце июля 2005 года по итогам совещания министров иностранных дел этой международной организации в г. Сане (Йемен). Муфтий Гусман Исхаков после этого события выступил с заявлением: «Двуглавый орел на гербе России смотрит на две стороны — на Запад и Восток, поэтому то, что Российская Федерация представлена в Организации Исламская конференция — это результат очень правильной, дальновидной, выверенной политики руководства страны». Муфтий выразил надежду, что постпредство РФ в штаб-квартире ОИК в Джидде (Саудовская Аравия) будет приносить пользу мусульманам России [16].

Однако в 2005 г. для поволжской уммы и региональных мусульманских СМИ Поволжья главным событием стало открытие мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле. Открытие мечети Кул-Шариф, состоявшееся 24 июня 2005 г., было приурочено к празднованию Тысячелетия Казани. В столицу Татарстана приехали все лидеры татарских и башкирских мусульман, включая Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина. Выступая на торжественной церемонии, президент Татарстана Минтимер Шаймиев назвал символичным то, что мечеть находится в непосредственной близости к православному Благовещенскому собору. Глава республики подчеркнул, что и мечеть, и православный храм стоят рядом друг с другом «как символ взаимопонимания двух ведущих конфессий России». В торжестве в Казанском Кремле также приняли участие Генсек Организации Исламская конференция (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу и послы мусульманских государств, представители духовенства Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Катара и др. стран.

Как отмечает религиовед Р. А. Набиев, торжественные мероприятия, посвященные открытию мечети Кул-Шариф в непосредственной близости от реставрированного Благовещенского собора, явились не только важным историческим событием, свидетельствующим о признании авторитета, роли и значения Ислама для России, но и «олицетворением политического курса руководства Республики Татарстан, свидетельством, по общему признанию, правильности избранного пути — построения гармоничных государственно-конфессиональных отношений в республике» [14].

25–26 июня 2009 г. в Казани впервые прошёл Международный экономический саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit». Мероприятие началось с чтения Священного Корана представителем ДУМ РТ. Таким образом, сотрудничество Татарстана и России с Организацией Исламская Конференция (ОИК) получило видимое экономическое измерение. С первого дня мероприятия в нём участвовали предприниматели-мусульмане Татарстана. Данная международная платформа, привлекающая инвесторов из мусульманских стран, была создана по инициативе президентов Минтимера Шаймиева и Владимира Путина, что вызвало положительные отклики в российской умме. В 2009 г. в мероприятии приняло участие 250 человек из Саудовской Аравии, ОАЭ, Малайзии, Индонезии, Пакистана, Катара, др. мусульманских стран . В рамках мероприятия прошла Специальная презентация Российской Федерации и Республики Татарстан, а также академическая сессия с участием представителей ДУМ РТ.

II Международный саммит KazanSummit, который состоялся 27 июня 2010 года, собрал уже более 400 участников из разных государств. В рамках мероприятия состоялся круглый стол на тему исламского меценатства с участием представителей ДУМ РТ. В рамках саммита состоялась первая международная выставка-ярмарка халяльных товаров Kazanhalal-2011 [7].

Традицию, заложенную муфтием Гусманом Исхаковым в выстраивании партнёрских отношений с государственными органами власти, творчески продолжил избранный в апреле 2011 г. муфтием Татарстана Илдус-хазрат Фаизов. На V внеочередном съезде мусульман Татарстана, на котором 13 апреля 2011 г. проходили выборы муфтия, в качестве наблюдателей присутствовали президент РТ Рустам Минниханов и ряд др. представителей органов власти. Приветствуя участников съезда, президент республики в своей речи отметил, что Татарстан гордится своими достижениями в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений и выразил пожелание, что «и впредь мусульманское духовенство республики будут проповедовать высокие нравственные идеалы единства, мира, добра и созидания». В качестве первоочередных задач новоизбранный глава ДУМ РТ Илдус Фаизов обозначил просветительскую работу с молодежью, взаимодействие с органами власти, ограждение Ислама от радикальных экстремистских течений и превращение мечетей в религиозно-культурные центры [3].

В 2013 г. на пост главы ДУМ РТ был избран имеющий репутацию идейного противника ваххабизма имам мечети «Тынычлык» Камиль Самигуллин, который стал самым молодым муфтием в истории Татарстана. В работе VI внеочередного съезда мусульман республики, на котором проходили выборы муфтия, 17 апреля 2013 г. принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов [15]. Камиль-хазрат Самигуллин в день избрания не смог обойти стороной проблему псевдоисламских деструктивных учений. «Проблемы, которые существуют в мусульманской умме, имели место быть и ранее, несколько веков назад, и ответы на них можно найти в работах известных татарских богословов и просветителей», — заявил Камиль-хазрат. Новый руководитель муфтията провозгласил лозунг возрождения ханафитской традиции татарского народа [19].

Камиль-хазрат Самигуллин взял курс на борьбу с ваххабизмом в республике в сотрудничестве с властями региона, учтя наставления своего предшественника Илдуса Фаизова. Задачу новому руководителю муфтията упростило то, что после трагических событий в июле 2012 г. (покушения на муфтия И. А. Фаизова и убийства его заместителя В. М. Якупова) парламентом Татарстана 3 августа был принят закон о внесении изменений в республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В законе после внесения изменений стало указываться, что зарегистрированные на территории Республики Татарстан религиозные организации «определяют порядок обеспечения канонического единства вероучения, указанного в уставе религиозной организации» [2]. Эта поправка даёт возможность ДУМ РТ определять, что именно является традиционным для татарского народа Исламом, и какие религиозные течения необходимо рассматривать как псевдоисламские и экстремистские.

В выстраивании партнёрских отношений ДУМ РТ с органами власти и сотрудничестве с государством муфтий Камиль Самигуллин продолжил традицию, заложенную при муфтии Гусмане Исхакове и продолженную муфтием Илдусом Фаизовым.

Летняя Универсиада 2013 г. стала для властей Татарстана испытанием, сравнимым по организационной сложности с празднованием Тысячелетия Казани. Накануне и во время Универсиады, проходившей во время месяца Рамадан, в интернете стали распространяться мнения отдельных мусульман, согласно которым участие верующих в таких мероприятиях в качестве спортсменов и зрителей является недопустимым, поскольку якобы противоречит Исламу. Отдельные экстремисты выступали с воззваниями к мусульманам бойкотировать Универсиаду. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин выступил союзником властей, поддержав проведение Универсиады в Казани. 21 июня муфтий назначил имама в созданном в Деревне Универсиады Центре религий — культовом объекте, предназначенном для того, чтобы спортсмены могли отправлять обряды согласно своим религиозным воззрениям. С участием Комитета по стандарту «халяль» ДУМ РТ были подготовлены повара и технологи, обеспечивающие участников Универсиады халяльной пищей [9].

Проводимая ДУМ РТ под руководством Камиля-хазрата Самигуллина политика возрождения ханафитской традиции татарского ‎народа в сотрудничестве с государственными органами власти видимым образом проявилась во время работы над документом «Ислам и ‎татарский мир»: концептуальные основы развития». В мае 2013 года в Казани состоялся IV Всероссийский форум татарских ‎религиозных деятелей. На данном курултае был принят ключевой документ в деле ‎сохранения идентичности татарского народа — под названием «Ислам и ‎татарский мир»: концептуальные основы развития». Данный документ был ‎разработан ДУМ РТ совместно с Российским исламским институтом и ‎исполкомом Всемирного конгресса татар. Этот программный документ ‎определил стратегию развития татарского народа и духовные ориентиры ‎Татарского мира [5].‎

Ценность данной концептуальной программы состоит и в том, что ‎разработчики не стали замыкаться исключительно на теме традиционного ‎Ислама, а предложили всем подумать над современными вызовами и ‎проблемами, которые стоят перед Татарским миром. Оговорив изначально ‎важность и необходимость следования традиционным для татар ханафитскому ‎мазхабу и матуридитской акыде, а также прописав причины по которым татары ‎должны придерживаться корневых традиций своего народа, разработчики ‎перешли к изложению сложных и важных вопросов соотношения исламских ‎ценностей с современными национальными ценностями, взаимоотношению ‎мусульман и исламских структур с государством, участие мусульман в ‎общественно-политической жизни страны, адаптации мусульман в ‎мультикультурном мире и продвижению духовных ценностей татарского ‎народа в информационном обществе.‎

Над данным документом «Ислам и татарский мир»: концептуальные ‎основы развития» работали ученые, писатели, богословы, религиозные и ‎общественные лидеры татарского народа. Авторы документа изначально ‎обозначили, что современный мир сильно отличается от основанного на жизни ‎по исламским традициям традиционного уклада, в котором приходилось ‎развиваться татарскому народу в прошлые века. Поэтому на данном этапе ‎стоит вопрос о том, как сохранив основы традиционного Ислама, ‎адаптироваться к новым условиям современного мира в эпоху глобализации. В ‎документе популярным языком объяснено, что без Ислама невозможно ‎обойтись в эпоху научно-технического прогресса и информационного ‎общества.‎ В данной концепции раздел «Ислам в информационном пространстве» ‎посвящен теме презентации мусульман и Ислама в современных медиа‎. ‎Читателей концепции знакомят с современными реалиями: в общественном ‎сознании возникло множество негативных стереотипов о мусульманах и ‎Исламе. При этом «инициативу в конструировании настроений в обществе ‎перехватили сейчас те, кто умеет работать, используя инструменты социальных ‎сетей и других возможностей Интернета». Сообщается, что стало нормой то, что ‎порой различные Интернет-площадки, в первую очередь социальные сети, ‎‎«задают новые темы для крупных ТВ, газет, радио и журналов». Развитие ‎социальных сетей позволяет «сделать достоянием гласности практически ‎любой возмутивший рядовых пользователей сети факт без участия ведущих ‎средств массовой информации».‎

В этих условиях глобальной гласности информационного общества ‎первым шагом в формировании положительного образа Ислама «должно ‎стать адекватное поведение и действия, как рядовых мусульман, так и ‎представителей духовенства». «Официальные заявления, комментарии, ‎призывы к толерантности, социальной справедливости и умеренности, если ‎они противоречат реальной действительности, могут дать обратный эффект», — ‎сообщается в концепции. Тема позиционирования Ислама в информационном ‎пространстве в новый век имеет достаточно широкие границы и касается ‎вообще того, как себя ведут и что говорят мусульмане страны: от рядового ‎прихожанина мечети до муфтиев. Поэтому для формирования положительной ‎репутации мусульман и Ислама — «их поведение, образование, культура ‎общения, степень честности и искренности являются важным элементом». В ‎концепции рекомендуется «индивидуальная честность и искренность» для ‎каждого верующего, поскольку «любое его действие, высказывание, поступок ‎гораздо раньше, чем в прежние годы, может стать достоянием ‎общественности» [5].

Выстроенная в Татарстане модель государственно-исламских отношений показала свою состоятельность и на федеральном уровне — в период возвращения Крыма в состав Российского государства. Как известно, данный регион в 1954 г. решением советского руководства был из состава РФ передан в состав Украинской ССР. ‎‎18 марта 2014 г. на основе волеизъявления многонационального народа Крыма данный регион, ранее входивший в состав Украины, был присоединен к Российской Федерации. В период, предшествующий присоединению Крыма к России (в конце февраля — первой половине марта 2014 г.) экстремисты из крымского «Меджлиса» и крымского филиала запрещенной в России террористической организации «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» пытались помешать волеизъявлению народа и нагнетали ситуацию, проводя антироссийские акции.

Выступая как союзник российского государства, председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин совершил визит в Крым в начале марта 2014 г. в период подготовки присоединения региона к российскому государству. Во время пребывания в Крыму муфтий Татарстана провел встречу с членами Совета старейшин крымско-татарского народа, Духовного управления мусульман Крыма. Камиль-хазрат объяснил крымским татарам, что приехал с «посланием братства» к тюркскому населению Крыма. «У нас с вами общая религия, близкие языки, близкая культура, и поэтому вы всегда можете рассчитывать на поддержку в Татарстане» — заверил Камиль-хазрат мусульман Крымского полуострова.

Камиль Самигуллин с экрана крымского телевидения обратился к крымским татарам — чтобы предотвратить ненужное кровопролитие. «Какие бы политические разногласия ни раздирали наше общество…мы всегда должны стоять на страже человеческой жизни», — заявил муфтий, отметив, что нужно искать решение проблем «только мирным путем и путем дипломатии». В дальнейшем Камиль-хазрат Самигуллин совершил братский визит к крымским татарам уже после присоединения Крымского полуострова к России [4].

Выстроенная в Татарстане система государственно-исламских отношений способствует и сотрудничеству федерального центра с мусульманскими странами, укрепляя позиции Российского государства на международной арене [21]. В конце декабря 2016 г. муфтий Камиль Самигуллин в составе российской делегации прибыл с официальным визитом в Сирию по приглашению Министерства по делам вакфов этой арабской страны. Камиль-хазрат принял участие в мероприятии, посвященному Мавлиду и вместе с др. участниками делегации почтил молитвой могилу шейха, исламского теолога Мухаммеда Саида Рамазана аль-Буты, который погиб как мученик от руки взорвавшего его ваххабита в 2013 г [8]. Согласившись на эту поездку — муфтий Татарстана фактически проявил солидарность с той частью сирийских мусульман-суннитов, которые настроены антиваххабитски, заинтересованы в восстановлении своей родной страны и сохраняют лояльность к президенту Сирии Башару Асаду. Последний, как известно, пользуется поддержкой российского государства.

Неудивительно, что Камиль Самигуллин, прикладывающий много усилий для выстраивания эффективного взаимодействия и соработничества с органами власти, на VII съезде ДУМ РТ в апреле 2017 г. татарскими имамами был переизбран на должность муфтия.

Муфтий Камиль Самигуллин в 2018 году на федеральном уровне акцентировал внимание государства и общества на необходимости борьбы с ваххабизмом. 27 марта 2018 г. с инициативой о запрете ваххабизма в России Камиль-хазрат выступил на заседании Межрелигиозного совета России [10].

Следует отметить, что преградой на пути ваххабизма и др. деструктивных идеологий в Татарстане являются ведущаяся ДУМ РТ при муфтии Камиле Самигулине просветительская работа. За последние годы просветительские лекции и открытые уроки при мечетях стали обыденным делом. Религиозному просвещению населения способствуют организуемые ДУМ РТ традиционные мусульманские праздники и просветительские телепрограммы работающего в тесном сотрудничестве с муфтиятом мусульманского телеканала «Хузур ТВ».

Эффективному противодействию разного рода экстремистским течениям способствует и положительная тенденция развития Ислама в регионе в современный период, что проявляется в частности в том социальном служении, которое ведётся в мечетях и в ДУМ РТ в целом: в виде организации ифтаров, детских развлекательных мероприятий и детского отдыха во время каникул, различных благотворительных мероприятий. Также при муфтии Камиль Самигуллине в ДУМ РТ значительно активировалось молодежное волонтерское направление, что очень важно в плане социализации и просвещения молодежи.

Оценивая состояние ДУМ РТ, Рафик Мухаметшин ещё в 2011 году писал, что в Татарстане выстроена оптимальная, работающая модель государственно-исламских отношений, благодаря выстроенной управленческой вертикали муфтията, при этом отмечая, что «в России нельзя назвать другого регионального духовного управления, сумевшего выстроить подобную вертикаль» [12]. Данная оценка учёного-исламоведа сохраняет актуальность и по сегодняшний день.

Несколько выводов из вышесказанного:

  1. Ислам в Татарстане, как и в период Российской империи, продолжает выполнять свою «охранительную функцию», оберегая татарский народ от ассимиляции и способствуя сохранению этнической идентичности татар.
  2. Духовное управление мусульман Республики Татарстан проявляет должное внимание населению в социальной сфере и ведет активную работу против деструктивных течений.
  3. Концепция «Ислам и татарский мир» играет роль стратегической программы, обеспечивающей сохранение и развитие татарского народа.
  4. Традиционный Ислам татарского народа играет роль фактора сохранения стабильности в Поволжском регионе и в Российской Федерации в целом.
  5. В Республике Татарстан выстроена работающая система государственно-исламских отношений, которая основана на эффективном взаимодействии Духовного управления мусульман и органов государственной власти, и эта система в определенной степени позволяет государству через взаимодействие и соработничество с уммой противодействовать распространению опасных для мусульманской уммы и светского общества экстремистских идеологий.
  6. Опыт Татарстана в сфере государственно-конфессиональных отношений целесообразно распространить на всю территорию Российской Федерации в целях укрепления межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в рамках одного государства.

Литература:

  1. Встреча накануне священного Рамазана [Электронный ресурс]. URL: http://shaimiev.tatarstan.ru/news/view/8432 (дата обращения: 08.04.2019).
  2. Закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/08/03/tatarstan-zakon-sovest-reg-dok.html (дата обращения: 08.04.2019).
  3. Замалеева А. Топ-10 самых значимых событий в исламской жизни [Электронный ресурс].URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2011/12/27/298263/ (дата обращения: 08.04.2019).
  4. Камиль хазрат Самигуллин провел ряд встреч в Крыму [Электронный ресурс]. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_2025.html (дата обращения: 08.04.2019).
  5. Концепция «Ислам и Татарский мир» [Электронный ресурс]. URL: https://islam-today.ru/koncepcia-islam-i-tatarskij-mir/ (дата обращения: 08.04.2019).
  6. Крымин А. В., Энгельгард Г. Н. Влияние 11 сентября на российский ислам [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/G6RAn (дата обращения: 08.04.2019).
  7. Международный экономический саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit» [Электронный ресурс]. URL: https://kazansummit.ru/news/?PAGEN_1=24 (дата обращения: 08.04.2019).
  8. Муфтий РТ находится с официальным визитом в Сирии [Электронный ресурс]. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_16436.html (дата обращения: 08.04.2019).
  9. Муфтий РТ осмотрел деревню Универсиады и назначил в ней имама [Электронный ресурс]. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_2698.html?curPos=2612 (дата обращения: 08.04.2019).
  10. Муфтий РТ: «С идеологией ваххабизма нужно бороться» [Электронный ресурс]. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/muftiy-rt-s-ideologiey-vahhabizma-nuzhno-borotsya-613369 (дата обращения: 08.04.2019).
  11. Мухаметшин Р. М. Ислам в Татарстане / Р. М. Мухаметшин. — М.: Логос, 2007.
  12. Мухаметшин Р. М. Ислам в Татарстане. Что не так? [Электронный ресурс]. URL: http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1387.html?curPos=60 (дата обращения: 08.04.2019).
  13. Мухарямов Н. М. Ислам в Поволжье: политизация несостоявшаяся или отложенная? / Н. М. Мухарямов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход: Сб. ст. / Отв. ред. К. Мацузато. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 37.
  14. Набиев Р. А. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Татарстан / Р. А. Набиев // Православие в поликонфессиональном обществе: Сб. ст. / Под ред. Р. А. Набиева. — Казань: Магариф, 2006.
  15. Президент Татарстана Рустам Минниханов: Камиль Самигуллин достоин быть муфтием [Электронный ресурс]. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/3921 (дата обращения: 08.04.2019).
  16. Председатель ДУМ Татарстана считает полезным, что постпредство РФ при ОИК возглавил мусульманин [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-islam.ru/newsall/news/?ID=1733 (дата обращения: 08.04.2019).
  17. Скальский А. В Москве пройдет международная конференция «Ислам против терроризма» [Электронный ресурс]. URL: https://babr24.com/msk/?IDE=70652 (дата обращения: 08.04.2019).
  18. Хабутдинов А. Ю. Ислам в Татарстане в первые годы нового тысячелетия [Электронный ресурс]. URL: https://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2940/ (дата обращения: 08.04.2019).
  19. Хабутдинов А. Ю. Татарстан в январе-августе 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://islamrf.ru/news/culture/history/30008 (дата обращения: 08.04.2019).
  20. Якупов В. М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы / В. М. Якупов. — Казань: Иман, 2005.
  21. Президент Татарстана Рустам Минниханов рассказал о вкладе Татарстана в укрепление связей России и исламских стран [Электронный ресурс]. URL: https://islam-today.ru/novosti/2021/05/20/minnihanov-rasskazal-o-vklade-tatarstana-v-ukreplenie-svazej-rossii-i-islamskih-stran/ (дата обращения: 20.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, татарский народ, Россия, Российская Федерация, российское государство, Ислам, татарский мир, Исламская Конференция, муфтий, муфтий Татарстана.


Ключевые слова

ислам, Президент, Российская Федерация, ДУМ РТ, Камиль Самигуллин, муфтий, Рафик Мухаметшин

Похожие статьи

Творчество Габдуллы Тукая в контексте литературы тюрских...

Действительно, взлёт татарской литературы и культуры в пору социальных волнений начала XX века

“Творческий мир Г.Тукая, состоящий из синтеза традиций Востока и Запада, формируется в

В своем творчестве он отражает на равне с татарской и российской действительностью...

Актуальные угрозы религиозного и этнического экстремизма...

Первые этносепаратистские организации в Татарстане возникают в конце 80-х годов

В это же время среди части татарской молодежи распространяются идеи исламского

В данный момент на территории Татарстана действует тесный альянс радикальных мусульманских...

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Электронные денежные средства в современной Российской Федерации.

Название: Некоторые проблемы организации деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым.

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI.

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Поэтому ислам представляет собой мощный фактор социализации личности, требующий дальнейших исследований.

В Волго-Уральском регионе ислам появляется еще в начале Х века. Ибн Руст в «Книге драгоценных украшений» упоминает о существовании в северных...

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной России

Совет муфтиев России солидарен со Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре России в оценке совершенного преступления — в отношении священника был совершен террористический акт на религиозной почве. «Ислам проклинает террор, наша религия...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №20...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI.

Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц...

Законодательство РФ, реализуя конституционные требования, которые закреплены в ст. 39 Конституции РФ, выделяет несколько видов пенсии по случаю потери кормильца. Критериями классификации являются два основания. Первое основание — нормативный правовой акт...

Похожие статьи

Творчество Габдуллы Тукая в контексте литературы тюрских...

Действительно, взлёт татарской литературы и культуры в пору социальных волнений начала XX века

“Творческий мир Г.Тукая, состоящий из синтеза традиций Востока и Запада, формируется в

В своем творчестве он отражает на равне с татарской и российской действительностью...

Актуальные угрозы религиозного и этнического экстремизма...

Первые этносепаратистские организации в Татарстане возникают в конце 80-х годов

В это же время среди части татарской молодежи распространяются идеи исламского

В данный момент на территории Татарстана действует тесный альянс радикальных мусульманских...

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Электронные денежные средства в современной Российской Федерации.

Название: Некоторые проблемы организации деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на примере Республики Крым.

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В статье рассматриваются русско-татарские национальные связи населения Арзамасского края, проявляющиеся в особенностях обряда погребения, связь Арзамасских и Сергачских татар. Описаны три периода, из которых состоит погребальный обряд.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI.

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Поэтому ислам представляет собой мощный фактор социализации личности, требующий дальнейших исследований.

В Волго-Уральском регионе ислам появляется еще в начале Х века. Ибн Руст в «Книге драгоценных украшений» упоминает о существовании в северных...

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной России

Совет муфтиев России солидарен со Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре России в оценке совершенного преступления — в отношении священника был совершен террористический акт на религиозной почве. «Ислам проклинает террор, наша религия...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №20...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI.

Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц...

Законодательство РФ, реализуя конституционные требования, которые закреплены в ст. 39 Конституции РФ, выделяет несколько видов пенсии по случаю потери кормильца. Критериями классификации являются два основания. Первое основание — нормативный правовой акт...

Задать вопрос