Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цеолковская, Е. А. Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы) / Е. А. Цеолковская, О. В. Снигирёва, Е. Г. Потапочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81380/ (дата обращения: 25.01.2022).



За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детское саду или школе.

В исследовании Т. А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Остановимся на них подробнее.

  1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства.
  2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения этих воспитательных воздействий не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает.

  1. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни вразнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире.

Семья представляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

В семье (в отличие от дошкольного учреждения) цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка другие индивидуальные особенности.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, учит делом, а не словом. В недалеком будущем круг общения ребенка заметно расширится; поступив в школу, он установит контакты с разными и новыми для себя людьми. Это первая школьная учительница, товарищи по классу, работники буфета, гардероба.

Если ребенок привык в своей семье не только на словах, но и на деле проявлять уважение к старшим, то в школе, в общественных местах он будет с уважением относиться и к окружающим людям.

Можно без преувеличения сказать, что семья — это первая школа воспитания, где ребенок получает первые уроки уважения к старшим. В чем оно проявляется? В вежливости, доброжелательном тоне, вежливом и, как говорят, почтительном поведении и отношении к окружающим. Важно, чтобы ребенок по собственному побуждению всегда приветливо здоровался и прощался, благодарил, уступал место, выполнял просьбы и указания взросло о, стремился оказать ему внимание, помощь.

В семейном воспитании должны иметь место нормы и правила поведения, выражающие уважение к людям. Усвоение и выполнение правил поведения способствует воспитанию у детей воли и характера.

Развитие этих качеств предполагает умение управлять своим поведением, чувствами, устойчивое желание и умение трудиться. Организованность как качество личности внешне проявляется в таких чертах, как собранность, точность, аккуратность. Внутренняя сторона этого качества характеризуется настойчивостью, умением планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.

У детей седьмого года жизни внешняя и внутренняя организованность выражается в умении очно выполнять указания взрослых, выполнять работу в строгой последовательности и в определенный срок, а также в умении правильно оценить свою работу, в стремлении исправить ее недостатки.

Хорошо, если у будущего школьника есть постоянные обязанности в семье. Надо, чтобы ребенок знал и помнил, когда и какую работу ему надо выполнять.

Часто ребенку доставляет не само по себе выполнение трудового поручения, а положительное отношение взрослых к его выполнению. Необходимо, чтобы взрослые отнеслись к работе детей как к серьезному и нужному делу, такое отношение вызывает у ребят желание трудиться, проявлять настойчивость, доводить работу до конца.

Самостоятельное выполнение ребенком постоянных обязанностей подготовит его к серьезной деятельности, поможет ему преодолеть первые трудности, связанные с учением в школе и новым распорядком жизни.

У детей, которые уже в дошкольном возрасте выполняют установленный в семье режим, формируется чувство времени.

Одна из основных задач подготовки ребенка к школе — формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребенка, идет подготовка к усвоению грамоты.

К 6-летнему возрасту ребенок в семье, как правило, умеет считать, вернее, называть числительные в пределах первых 10 чисел, а иногда и больше.

С чего же начинать систематическое, каждодневное занятие с ребенком в последний год перед школой? Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения наблюдать и сравнивать — качеств, необходимых для овладения математикой, и не забывать об игре!

В повседневной жизни надо воспользоваться любыми случаями для развития внимания ребенка, умения наблюдать и сравнивать, проводить измерения.

Дети, «прошедшие» домашний «курс» начальной математики, должны уметь считать до 10, пересчитывать, отсчитывать в тех же пределах, различать числа и цифры, придумывать и решать простые арифметические задачи, измерять величину объектов с помощью условных мерок, делить предметы на несколько равных частей. Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1 классе школы и сделает ее интересной и познавательной.

Работа с бумагой и лепка включены в программу обучения ручному труду. Поэтому, если дома ребенок много рисовал, лепил, вырезал, то у него формируется ручная умелость, появляется уверенность в своих силах.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется и психологическая подготовка детей к школе, которая предполагает прежде всего произвольность поведения, т. е. умение сознательно подчинять свои действий необходимым требованиям.

Взрослые, организуя изобразительную деятельность ребенка дома, должны выделить ему место для занятий и хранения материалов и инструментов. Это важно потому, что ребенок будет иметь возможность самостоятельно подготовить все необходимое для работы, а по окончании ее аккуратно убрать все на место.

К деятельности детей нужно относиться с уважением. Когда ребенок рисует, не следует ему мешать, отвлекать без надобности, делать замечания. Частые отвлечения нарушают внимание и сосредоточенность.

Совместное обсуждение продуктов изобразительной деятельности воспитывает у детей стремление критически оценивать свою работу, задумываться над тем, что можно улучшить, исправить. Это очень полезное качество не только для последующего учения в школе, но и для жизни.

Наряду с решением задачи эстетического воспитания, развития детского изобразительного творчества, подготовки детей к школе занятия рисованием при соответствующем внимании к ним могут способствовать подготовке руки ребенка к овладению письмом.

Развивают руку ребенка, мелкую мускулатуру пальцев зрительный контроль за движением руки, а, следовательно, помогает подготовке руки к письму не только рисование, но и другие виды деятельности: лепка, аппликация, плетение, вязание.

Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность.

Правильно организованное физическое воспитание в семье благотворно влияет на совершенствование всех жизненных процессов и физиологических функций организма ребенка, укрепляет его здоровье.

Прочное место в распорядке жизни ребенка должна занять утренняя гимнастика.

Для детей правильно организованный круглосуточный режим — условие не только успешной учебы, но и сохранения и укрепления здоровья ребенка. Резкие срывы в режиме дня могут травмировать психику ребенка.

Режим дня организуется на общеизвестных принципах, предусматривающих: гигиенически полноценный ночной и дневной сон, достаточную двигательную активность на открытом воздухе, чередование различных занятий с отдыхом, рациональное питание.

Итак, основная задача семьи заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, осмысленной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семейное воспитание, семья, детский сад, умение, школа, будущий первоклассник, вид деятельности, дошкольный возраст, изобразительная деятельность.


Задать вопрос