Картели на торгах: взгляд со стороны бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Охотникова, О. Э. Картели на торгах: взгляд со стороны бизнеса / О. Э. Охотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81332/ (дата обращения: 19.04.2024).



Федеральная антимонопольная служба выявляет все большее количество картелей и для более эффективной борьбы с ними считает, что необходимо ужесточение ответственности за создание картеля, но как отличить картель от правомерного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова : картель, антиконкурентное соглашение, уголовная ответственность

Актуальность темы данной научной статьи обусловлена тем, что картели к настоящему моменту времени в большом количестве [2] выявляются Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее — ФАС) и возбуждается внушительное количество административных дел об ограничении конкуренции.

Однако, существующие методы доказывания картельных соглашений могут привести к тому, что ФАС на практике может обвинить в картельном сговоре компании, «которые просто одинаково реагируют на рыночные стимулы» [10]. Отсюда остро встает вопрос не о том, что делать с картелями, а о том, может ли ФАС их находить, отличая от не картелей.

Процесс образования картелей, как за рубежом, так и в нашей стране имеет достаточно длительную историю. При этом, не всегда инструменты, используемые государством и направленные на противодействие тайным соглашениям, являются эффективными. Недостаточный уровень результативности применяемых инструментов для борьбы с картельными сговорами в части их реального выявления, например за картели с участием чиновников, может объясняться определенным противодействием заинтересованной стороны, использующей для этого всю мощь, находящегося в их распоряжении административных ресурсов.

Достаточно важно подчеркнуть тот факт, что в течение последних нескольких лет ФАС проводит активную работу по расширению своих полномочий, которые направлены на борьбу с картелями, а также на ужесточение ответственности предпринимателей за подобные нарушения. По сути, ФАС стремится стать силовым органом, обладающим полномочиями по беспрепятственному проникновению в помещения, изъятию документации и цифровой информации, получению доступа к персональным данным, получению объяснений с должностных лиц в рамках расследования картельных соглашений.

По мнению руководителей ФАС, действующее в настоящее временя российское законодательство не дает возможность антимонопольной службе полноценно и эффективно выявлять и пресекать картельные сговоры, при этом добиваясь привлечения виновных лиц к справедливому наказанию.

Как заявил начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Андрей Тенишев, в 2019 году антимонопольными органами было возбуждено 926 дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях. В среднем получается чуть более десяти дел на каждый субъект Федерации, из них примерно половина картелей. Из картелей 86 % занимают нарушения на торгах. А почти четверть ВВП страны в 2019 году распределялось через систему госзакупок [12].

Таким образом, учитывая вышеизложенное, ФАС на постоянной основе выступает с разными законодательными инициативами, каждый раз предлагая все более жесткие пакеты поправок в антимонопольное законодательство. При этом ФАС обращает внимание властей на неутешительную статистику по картельным соглашениям, которые не доводятся до уголовных дел, несмотря на огромное количество дел об административных правонарушениях с наложением штрафов в десятки и сотни миллионов рублей.

В одном интервью руководитель Антимонопольной службы России с 2004 по 2020 годы Игорь Артемьев заявил, что ему очень импонирует законодательство США в области антимонопольного регулирования, а именно огромные штрафы для лиц, уличенных в создании картеля, ставящие компании буквально на грань банкротства. По мнению Артемьева, такой размер штрафов имеет в первую очередь воспитательное, а не карательное значение, так как потенциальные участники картеля десять раз подумают, прежде чем заключать антиконкурентное соглашение и поставить под угрозу деятельность своего предприятия [13].

Однако, вносимые изменения в законодательство — это, по сути, лишь «закручивание гаек», а не попытка решить проблему, устранив причины сложившейся ситуации. По мнению генерального директора Национальной юридической службы АМУЛЕКС Дмитрия Макаренко, «представители бизнеса и так каждый день могут быть привлечены к ответственности за то или иное нарушение. Как следствие этому, предприниматели не готовы согласиться с «криминализацией» административных правонарушений, с ужесточением ответственности» [9]. В то же время Дмитрий Макаренко подчеркивает, что «подготовка документов к рассмотрению административного дела — непростая и недешевая процедура. А изъятие документов в офисе компании может парализовать ее работу не на один день. Бизнесу это сулит значительные убытки» [9].

Сергей Ермоленко — партнер юридической фирмы ФБК legal, отмечает, что в настоящее время у антимонопольного контроля бывают определенные перегибы. В каких-то случаях не хватает квалификации правоохранительным органам, которые зачастую просто копируют логику и выводы по доказываниям антимонопольщиков. «Если есть пороки в этой логике, дальше эти пороки переходят в обвинительные заключения» [1].

Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что расплывчатые формулировки позволяют привлечь к ответственности практически любого предпринимателя, который о чем-то договорился с конкурентом или партнером по бизнесу, независимо от того, наступили негативные последствия или нет [6].

Нет сомнений, что обеспокоенность предпринимателей вызвана и новым пакетом антикартельных законопроектов. Дело в том, что по мнению бизнеса предлагаемые к принятию проекты законов необоснованно упрощают описание признаков состава преступления, при этом ужесточая уголовную ответственность за участие в картельном сговоре. Разработчики нового пакета антикартельных законопроектов предлагают исключить ограничение конкуренции как признак преступления. Однако по мнению, членов экспертного совета по антимонопольному регулированию, такое нововведение с большой вероятностью спровоцирует необоснованное привлечение к ответственности невиновных лиц [8].

По моему мнению, введение со стороны ФАС репрессивных мер не избавит от картельных сговоров. Борьба с картелями должна быть ориентирована не на ужесточение ответственности, а именно на устранение предпосылок данного явления. Изначально следует внести изменения в систему госзакупок. В последующем должны произойти изменения финансовой модели непосредственного взаимодействия с поставщиками, а для этих целей должен быть подобран более гибкий подход к закупкам. Помимо всего прочего должны быть проработаны и в последующем предложены изменения касающиеся законодательства, упрощен документооборот, адаптированы закупки под реальную экономическую ситуацию.

Чтобы правильно подойти к решению этих проблем, крайне важно учитывать уже сформировавшееся мнение бизнес-сообщества, которое в первую очередь страдает и несет убытки от несовершенства закона.

Литература:

  1. Бизнес предупредил о коррупционных рисках законопроекта о картелях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/21/01/2020/5e2599399a794783c49f2546 (дата обращения 01.04.2021)
  2. Долой картели: как помирить ФАС и бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/365873-doloy-karteli-kak-pomirit-fas-i-biznes (дата обращения 01.04.2021)
  3. Островенко Д. Г. Перспективы государственного регулирования конкуренции в России / Д. Г. Островенко. — Ростов на Дону. — 2011. — С. 41
  4. Кинёв А. Ю. Борьба с картелями в России [Электронный ресурс] // А. Ю. Кинев. — Современная конкуренция. 2010. № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-kartelyami-v-rossii (дата обращения: 25.03.2021).
  5. Лашкин М. М. Предпринимательская конкуренция в России: социально-экономический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.03 / М. М. Лашкин. — [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2008. — 183 с. РГБ ОД, 61:08–22/41
  6. Расплывчатые формулировки взволновали предпринимателей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4566870 (дата обращения 01.04.2021)
  7. ФАС в СМИ: Интервью с Андреем Тенишевым. Картели: Итоги работы ФАС за 2017 год и планы на 2018 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/14754 (дата обращения 02.04.2021)
  8. Эксперты обсудили проблемы законодательства о картелях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/239552395 (дата обращения 30.03.2021)
  9. Экономика или бизнес. Кто пострадает от борьбы ФАС и картелей [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/365613-ekonomika-ili-biznes-kto-postradaet-v-borby-fas-i-karteley (дата обращения 28.03.2021)
  10. Чем грозит новый план борьбы с картелями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/03/5d1b7b4c9a7947e8deec2abe (дата обращения 31.03.2021)
  11. Шиткина И. С. Корпоративное право: Учебный курс / И. С. Шиткина. — Москва: Статут, 2017. — 976 с.
  12. «Вы не видели, что происходило в кабинетах чиновников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedpress-ru.turbopages.org/fedpress.ru/s/interview/2440050 (дата обращения 02.04.2021)
  13. Интернет-интервью с И.Ю. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы: "Развитие антимонопольного законодательства в России" http://www.consultant.ru/law/interview/artemyev/ © КонсультантПлюс, 1992-2021
Основные термины (генерируются автоматически): картель, ФАС, Федеральная антимонопольная служба, антиконкурентное соглашение, антимонопольное регулирование, ограничение конкуренции, система госзакупок, создание картеля, уголовная ответственность, ужесточение ответственности.


Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных...

Федеральная антимонопольная служба РФ наложила оборотные штрафы на двух участников картеля на рынке норвежской рыбы на 184,6

Федеральная антимонопольная службаФАС России. Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольная политика...

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Кинёв А. Ю. Классификация антиконкурентных соглашений в антимонопольном

Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена ст. 180 УК РФ [7].

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции.

Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство...

Проблемы антимонопольного регулирования

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, картель, недобросовестная конкуренция

Картель — это сговор компаний о ценах или объемах продаж друг с другом.

Несмотря на то, что такие дела причисляются к уголовным, чиновники не бояться брать взятки...

Картели и их влияние на экономическую безопасность страны

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции. Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания. Хочется обратить внимание, что борьба с картелями является одним из наиболее...

Картельные соглашения как разновидность монополистической...

Картель — это противозаконное соглашение (сговор) между конкурентами, которое

Как указала ФАС: всего картелем охвачено 360 торгов, проведенных на территории 28 субъектов

Результаты работы по привлечению к уголовной ответственности участников картелей, за...

Влияние картельных сговоров на экономическую безопасность...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений.

Особенности условий и формы картельного соглашения

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России , Федеральная антимонопольная служба, картель , соглашение , Россия , Российская Федерация , картельный сговор , антимонопольное законодательство...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель...

Похожие статьи. Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство...

Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных...

Федеральная антимонопольная служба РФ наложила оборотные штрафы на двух участников картеля на рынке норвежской рыбы на 184,6

Федеральная антимонопольная службаФАС России. Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольная политика...

Правовое регулирование антимонопольных картелей

Кинёв А. Ю. Классификация антиконкурентных соглашений в антимонопольном

Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена ст. 180 УК РФ [7].

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции.

Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство...

Проблемы антимонопольного регулирования

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, картель, недобросовестная конкуренция

Картель — это сговор компаний о ценах или объемах продаж друг с другом.

Несмотря на то, что такие дела причисляются к уголовным, чиновники не бояться брать взятки...

Картели и их влияние на экономическую безопасность страны

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции. Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания. Хочется обратить внимание, что борьба с картелями является одним из наиболее...

Картельные соглашения как разновидность монополистической...

Картель — это противозаконное соглашение (сговор) между конкурентами, которое

Как указала ФАС: всего картелем охвачено 360 торгов, проведенных на территории 28 субъектов

Результаты работы по привлечению к уголовной ответственности участников картелей, за...

Влияние картельных сговоров на экономическую безопасность...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений.

Особенности условий и формы картельного соглашения

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России , Федеральная антимонопольная служба, картель , соглашение , Россия , Российская Федерация , картельный сговор , антимонопольное законодательство...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель...

Похожие статьи. Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений. ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство...

Задать вопрос