Федеральная антимонопольная служба выявляет все большее количество картелей и для более эффективной борьбы с ними считает, что необходимо ужесточение ответственности за создание картеля, но как отличить картель от правомерного взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова : картель, антиконкурентное соглашение, уголовная ответственность
Актуальность темы данной научной статьи обусловлена тем, что картели к настоящему моменту времени в большом количестве [2] выявляются Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее — ФАС) и возбуждается внушительное количество административных дел об ограничении конкуренции.
Однако, существующие методы доказывания картельных соглашений могут привести к тому, что ФАС на практике может обвинить в картельном сговоре компании, «которые просто одинаково реагируют на рыночные стимулы» [10]. Отсюда остро встает вопрос не о том, что делать с картелями, а о том, может ли ФАС их находить, отличая от не картелей.
Процесс образования картелей, как за рубежом, так и в нашей стране имеет достаточно длительную историю. При этом, не всегда инструменты, используемые государством и направленные на противодействие тайным соглашениям, являются эффективными. Недостаточный уровень результативности применяемых инструментов для борьбы с картельными сговорами в части их реального выявления, например за картели с участием чиновников, может объясняться определенным противодействием заинтересованной стороны, использующей для этого всю мощь, находящегося в их распоряжении административных ресурсов.
Достаточно важно подчеркнуть тот факт, что в течение последних нескольких лет ФАС проводит активную работу по расширению своих полномочий, которые направлены на борьбу с картелями, а также на ужесточение ответственности предпринимателей за подобные нарушения. По сути, ФАС стремится стать силовым органом, обладающим полномочиями по беспрепятственному проникновению в помещения, изъятию документации и цифровой информации, получению доступа к персональным данным, получению объяснений с должностных лиц в рамках расследования картельных соглашений.
По мнению руководителей ФАС, действующее в настоящее временя российское законодательство не дает возможность антимонопольной службе полноценно и эффективно выявлять и пресекать картельные сговоры, при этом добиваясь привлечения виновных лиц к справедливому наказанию.
Как заявил начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Андрей Тенишев, в 2019 году антимонопольными органами было возбуждено 926 дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях. В среднем получается чуть более десяти дел на каждый субъект Федерации, из них примерно половина картелей. Из картелей 86 % занимают нарушения на торгах. А почти четверть ВВП страны в 2019 году распределялось через систему госзакупок [12].
Таким образом, учитывая вышеизложенное, ФАС на постоянной основе выступает с разными законодательными инициативами, каждый раз предлагая все более жесткие пакеты поправок в антимонопольное законодательство. При этом ФАС обращает внимание властей на неутешительную статистику по картельным соглашениям, которые не доводятся до уголовных дел, несмотря на огромное количество дел об административных правонарушениях с наложением штрафов в десятки и сотни миллионов рублей.
В одном интервью руководитель Антимонопольной службы России с 2004 по 2020 годы Игорь Артемьев заявил, что ему очень импонирует законодательство США в области антимонопольного регулирования, а именно огромные штрафы для лиц, уличенных в создании картеля, ставящие компании буквально на грань банкротства. По мнению Артемьева, такой размер штрафов имеет в первую очередь воспитательное, а не карательное значение, так как потенциальные участники картеля десять раз подумают, прежде чем заключать антиконкурентное соглашение и поставить под угрозу деятельность своего предприятия [13].
Однако, вносимые изменения в законодательство — это, по сути, лишь «закручивание гаек», а не попытка решить проблему, устранив причины сложившейся ситуации. По мнению генерального директора Национальной юридической службы АМУЛЕКС Дмитрия Макаренко, «представители бизнеса и так каждый день могут быть привлечены к ответственности за то или иное нарушение. Как следствие этому, предприниматели не готовы согласиться с «криминализацией» административных правонарушений, с ужесточением ответственности» [9]. В то же время Дмитрий Макаренко подчеркивает, что «подготовка документов к рассмотрению административного дела — непростая и недешевая процедура. А изъятие документов в офисе компании может парализовать ее работу не на один день. Бизнесу это сулит значительные убытки» [9].
Сергей Ермоленко — партнер юридической фирмы ФБК legal, отмечает, что в настоящее время у антимонопольного контроля бывают определенные перегибы. В каких-то случаях не хватает квалификации правоохранительным органам, которые зачастую просто копируют логику и выводы по доказываниям антимонопольщиков. «Если есть пороки в этой логике, дальше эти пороки переходят в обвинительные заключения» [1].
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что расплывчатые формулировки позволяют привлечь к ответственности практически любого предпринимателя, который о чем-то договорился с конкурентом или партнером по бизнесу, независимо от того, наступили негативные последствия или нет [6].
Нет сомнений, что обеспокоенность предпринимателей вызвана и новым пакетом антикартельных законопроектов. Дело в том, что по мнению бизнеса предлагаемые к принятию проекты законов необоснованно упрощают описание признаков состава преступления, при этом ужесточая уголовную ответственность за участие в картельном сговоре. Разработчики нового пакета антикартельных законопроектов предлагают исключить ограничение конкуренции как признак преступления. Однако по мнению, членов экспертного совета по антимонопольному регулированию, такое нововведение с большой вероятностью спровоцирует необоснованное привлечение к ответственности невиновных лиц [8].
По моему мнению, введение со стороны ФАС репрессивных мер не избавит от картельных сговоров. Борьба с картелями должна быть ориентирована не на ужесточение ответственности, а именно на устранение предпосылок данного явления. Изначально следует внести изменения в систему госзакупок. В последующем должны произойти изменения финансовой модели непосредственного взаимодействия с поставщиками, а для этих целей должен быть подобран более гибкий подход к закупкам. Помимо всего прочего должны быть проработаны и в последующем предложены изменения касающиеся законодательства, упрощен документооборот, адаптированы закупки под реальную экономическую ситуацию.
Чтобы правильно подойти к решению этих проблем, крайне важно учитывать уже сформировавшееся мнение бизнес-сообщества, которое в первую очередь страдает и несет убытки от несовершенства закона.
Литература:
- Бизнес предупредил о коррупционных рисках законопроекта о картелях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/21/01/2020/5e2599399a794783c49f2546 (дата обращения 01.04.2021)
- Долой картели: как помирить ФАС и бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/365873-doloy-karteli-kak-pomirit-fas-i-biznes (дата обращения 01.04.2021)
- Островенко Д. Г. Перспективы государственного регулирования конкуренции в России / Д. Г. Островенко. — Ростов на Дону. — 2011. — С. 41
- Кинёв А. Ю. Борьба с картелями в России [Электронный ресурс] // А. Ю. Кинев. — Современная конкуренция. 2010. № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-kartelyami-v-rossii (дата обращения: 25.03.2021).
- Лашкин М. М. Предпринимательская конкуренция в России: социально-экономический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.03 / М. М. Лашкин. — [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2008. — 183 с. РГБ ОД, 61:08–22/41
- Расплывчатые формулировки взволновали предпринимателей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4566870 (дата обращения 01.04.2021)
- ФАС в СМИ: Интервью с Андреем Тенишевым. Картели: Итоги работы ФАС за 2017 год и планы на 2018 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/14754 (дата обращения 02.04.2021)
- Эксперты обсудили проблемы законодательства о картелях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/239552395 (дата обращения 30.03.2021)
- Экономика или бизнес. Кто пострадает от борьбы ФАС и картелей [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/365613-ekonomika-ili-biznes-kto-postradaet-v-borby-fas-i-karteley (дата обращения 28.03.2021)
- Чем грозит новый план борьбы с картелями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/03/5d1b7b4c9a7947e8deec2abe (дата обращения 31.03.2021)
- Шиткина И. С. Корпоративное право: Учебный курс / И. С. Шиткина. — Москва: Статут, 2017. — 976 с.
- «Вы не видели, что происходило в кабинетах чиновников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedpress-ru.turbopages.org/fedpress.ru/s/interview/2440050 (дата обращения 02.04.2021)
- Интернет-интервью с И.Ю. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы: "Развитие антимонопольного законодательства в России" http://www.consultant.ru/law/interview/artemyev/ © КонсультантПлюс, 1992-2021