Легитимность и легальность государственной власти как её основные свойства: общие черты и различия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 9083 раза

Библиографическое описание:

Тимохина, Д. А. Легитимность и легальность государственной власти как её основные свойства: общие черты и различия / Д. А. Тимохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81328/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматривается проблема таких свойств государственной власти как легитимность и легальность. Принято считать, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, однако, это не гарантирует ее легитимности. В статье изложены характерные признаки легитимности, факторы, способствующие повышению или падению ее уровня. Внимание уделяется правовым основам, обеспечивающим легальную организацию деятельности государства. Статья является актуальной на сегодняшний день, так как в 2021 году главным политическим событием выступают выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва. Именно выборы и референдумы выступают обязательным основанием для признания государственной власти легитимной, а законное их проведение — легальной.

Ключевые слова: легитимность, признаки легитимности, типы легитимности, конституция, легальность.

Власть всегда выражается в воздействии на поведение людей, социальных групп и общества в целом, с помощью способов и средств, таких как авторитет, закон, убеждение, принуждение и т. д. Власть действует в рамках государства, которое представляет собой особую организацию управления, объединяющую всех людей, находящихся на определенной территории. Легитимность и легальность являются главными показателями успешности и стабильности любого государства.

Целью проводимого исследования выступает изучение и анализ общих черт и различий легитимности, и легальности как основных свойств государственной власти.

Стоит отметить, что вопросы соотношения, а также определения понятий «легитимность» и «легальность» имеет множество толкований, споров и замечаний в научной среде.

Легитимность и легальность — два понятия, имеющих происхождение от латинского языка (т. е. языка римского права), являющегося фундаментальным во многих сферах науки, в том числе, юриспруденции. Легитимность — «legitimus» — согласный с законом, правомерный [4, с. 271]. Легальность — «legalis» — законный, допускаемый законом. На первый взгляд, может показаться, что эти понятия тождественны, но, в действительности, это совершенно не так.

Легитимность — это признание и поддержка политики и решений государственной власти населением [5, с. 60]. Именно слабое убеждение граждан и не готовность следовать закону добровольно, в конечном итоге, как показывает история, ведет к исчезновению государства.

Явлинский Г. А., советский и российский политический деятель, писал: «Легитимность власти обеспечивается процедурой, историческим народным признанием, реальными достижениями» [6, с. 21].

Легитимность власти народом, в первую очередь, закреплена в статье 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [1]. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдумы общегосударственного, регионального и местного значения), а также через законно избранных им представителей — органы государственной власти и местного самоуправления (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, городские думы и т. д.). Это отражает необходимость легитимации государственных решений, реализации полномочий.

Григорий Явлинский также отмечал: «Задача в том, чтобы каждый гражданин (за исключением маргиналов) чувствовал себя причастным к этой работе либо непосредственно, либо через своих представителей» [6, с. 23].

Для легитимности характерны следующие признаки:

  1. Психологический признак — выражается в признании и уверенности граждан в целесообразности проводимой политики, которая действует в интересах общества и направлена на повышение достойного уровня жизни каждого человека.
  2. Активное участие граждан в политической жизни государства и стремление проявить себя в государственном управлении, является показателем сотрудничества государства и гражданина.
  3. Легальность власти — власть осуществляет свою деятельность в рамках закона. Наличие нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, в России таким нормативным актом выступает Конституция, являющаяся гарантом прав и свобод человека и гражданина.
  4. Согласие на подчинение — добровольное следование предписаниям, закрепленным государством, которое основывается на понимании гражданами важности роли права и законности.

Классификация типов легитимности является одним из самых спорных вопросов, но в данной статье, мы рассмотрим самые аргументированные и поддерживаемые варианты, которые были сформулированы немецким учёным Максом Вебером [3, с. 254]:

  1. Традиционная легитимность. Источником власти выступают обычаи, традиции, вера в священность и нерушимость установленных правил поведения и порядков. Лидером выступает монарх, вождь или священный служитель.
  2. Харизматическая легитимность. Источником власти являются особые качества политического лидера. Он обладает свойствами личности, которые выделяют его и вызывают симпатию и доверие у людей.
  3. Рационально — правовая легитимность. Источником власти являются законы и нормы, признаваемые большинством граждан. Лидером является избранное должностное лицо. Существует в демократических государствах.

Существуют факторы, ослабляющие легитимность государственной власти. В первую очередь, большой ущерб наносят общественные явления, с которыми государство не может справиться: преступность, коррупция и т. п.

В науке сформировалось два вида подходов к характеристике причин возникновения кризиса легитимности. В соответствии с первой, кризис всегда связан с дестабилизацией политической власти и управления в государстве:

  1. Неспособность государственных органов эффективно осуществлять свои функции и задачи;
  2. Наличие открытых, как внешних, так и внутренних военных конфликтов;
  3. Неспособность правительства адаптироваться под меняющиеся общественно — социальные условия;
  4. Разрушение конституционного порядка и т. д.

Второй подход связан с характеристикой социокультурных черт граждан, в связи со сложившимися стереотипами и представлениями:

  1. Наличие протестных настроений, направленных на переворот сложившегося режима;
  2. Недоверие к результатам выборов, опросов и референдумов;
  3. Неспособность спрогнозировать и объяснить характер осуществляемой политики и её будущих результатов;
  4. Падение уровня жизни населения;
  5. Плохо развитое гражданское общество, так как именно оно является средством легитимации;
  6. Нарастание коррумпированности государственного аппарата и т. д.

Ряд государствоведов, также указывают на проблему легитимации Конституции РФ, особенно это заметно во внесенных поправках от 14 марта 2020 года. Изменения вносились пакетом, именно поэтому, гражданам, ознакомившимся с каждой поправкой, было сложно принять для себя верное решение [2, с. 12]. С одной стороны, закрепление важных социальных гарантий, с другой — закрепление преобладания национального права над международным, что вызывает большое количество споров и вопросов.

Следует отметить, что падение легитимности всегда сопровождается коренным переворотом политического режима, переустройством государственного аппарата. Власть должна сразу бороться с возникшими проблемами, способствующими падению легитимности, во избежание необратимых последствий. Выделяют несколько способов повышения легитимности государственной власти:

  1. Установление постоянных контактов с населением государства;
  2. Разъяснение целей, проводимых во внутренней и внешней политике;
  3. Совершенствование и систематизация законодательства, с целью устранения пробелов и коллизий;
  4. Усовершенствование системы разделения властей, как основу реализации конституционных принципов;
  5. Обеспечение многопартийности, политического плюрализма, гарантирующего деятельность оппозиционных политических партий;
  6. Повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.

Если легитимность выражается в поддержке и доверии к власти со стороны населения, то легальность — это юридическое обоснование действий государства, то есть полное соответствие правовым нормам, закону.

Обеспечение порядка в обществе, предотвращение антисоциальных и антигосударственных настроений, действий граждан, а также их коллективов, является одной из главных функций государства. Для осуществления данной задачи, государство может использовать такие способы и приемы, как убеждение и принуждение, которые, в свою очередь, должны осуществляться в рамках закона, что позволяет именовать власть легальной.

Сегодня, одним из наиболее распространенных форм укрепления легальности, являются выборы и референдумы. Но, если само участие в выборах и референдумах является правом граждан на участие в отправление делами государства, то строго установленные и закрепленные в законах правила их проведения, является проявлением легальности, то есть действием в рамках закона.

В первую очередь, легальность опирается на закон, обладающий высшей юридической силой, особенно, если он был принят всенародным голосованием. Говоря о Российской Федерации, то это Конституция, она содержит основы государственного строя, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Кроме Конституции, легальность реализуется в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативно — правовыми актами. Считается, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, но это не гарантирует ее легитимности.

При анализе легальности того или иного государства, стоит обратить внимание не только на соответствие деятельности государственной власти закону, но и ее организации. Например, Конституция РФ гласит, что «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4, ст. 3). Это означает, что правомерно обладать властью можно только в строго определенном порядке, что закреплено в законах. Нарушение легальности всегда предполагает наступление ответственности — конституционно-правовой, уголовной и т. д.

Легитимность всегда имеет оценочный характер, так как каждый человек обладает своими взглядами и суждениями, а легальность, в свою очередь, носит юридически закрепленный характер, что выражается в четких предписаниях. В определенный момент, власть может потерять легитимность, однако, свою легальность она сохранит. При падении уровня легитимности, власть всегда встречает гражданский протест — проведение митингов, шествий, демонстраций и т. д. Именно поэтому, государство должно прислушиваться к гражданам во избежание непоправимых последствий, отбрасывающих развитие государства на несколько десятков лет назад.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Конституция Российской Федерации: история поправок // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru.
  3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии [Текст]: в 4 т. / Макс Вебер; [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — Перевод изд.: Weber Мах. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Revidierte Aufl. Besorgt von Johannes Winckelmann. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1972. — 2000 экз. — ISBN 978–5–7598–0333–1. T. I. Социология. — 445, [3] с. — ISBN 978–5–7598–1513–6 (т. I).
  4. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. Большой юридический словарь. М. 2001. — 790 с.
  5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  6. Явлинский Г. А., Ложь и легитимность / Двадцать лет реформ. — М: Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», 2011. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, власть, легальность, легитимность, источник власти, Российская Федерация, VIII, Государственная Дума, государственный аппарат, Федеральное Собрание РФ.


Ключевые слова

Конституция, легитимность, легальность, признаки легитимности, типы легитимности

Похожие статьи

Вопрос легальности и легитимности власти Ельцина...

Ключевые слова: легитимность, легальность, государственная власть.

Легитимность власти, как социально-психологическое явление, подразумевает под собой согласие народа с действиями власти в целом, определяя систему государственной власти как единую и...

Пути становления государственной власти в современной России

Власть — представляет некий элемент, который стал функционировать с момента появления

легитимность — юридическая обоснованность, наличие как правовой, так и общественной

Государственная власть в РФ представляет систему смешанного типа с атомным принципом...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Законодательная власть имеет представительный характер, то есть формируется посредством выборов. Как правило, высший орган законодательной власти называется парламент. Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В обиходе закрепилось их неофициальное обозначение как нижней и...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Ключевые слова: Государственный Совет, Правительство Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Форма государственного устройства современной России

Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное собрание — парламент РФ. Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.

Принцип разделения властей как основа организации...

Нижняя палата Федерального Собрания РФГосударственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет. Верхняя палата — Совет Федерации РФ за свою...

Российская публично-властная система народного...

3) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

5) Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Легитимность властных полномочий и особых прав и гарантий народного представителя...

Похожие статьи

Вопрос легальности и легитимности власти Ельцина...

Ключевые слова: легитимность, легальность, государственная власть.

Легитимность власти, как социально-психологическое явление, подразумевает под собой согласие народа с действиями власти в целом, определяя систему государственной власти как единую и...

Пути становления государственной власти в современной России

Власть — представляет некий элемент, который стал функционировать с момента появления

легитимность — юридическая обоснованность, наличие как правовой, так и общественной

Государственная власть в РФ представляет систему смешанного типа с атомным принципом...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Законодательная власть имеет представительный характер, то есть формируется посредством выборов. Как правило, высший орган законодательной власти называется парламент. Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В обиходе закрепилось их неофициальное обозначение как нижней и...

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Ключевые слова: Государственный Совет, Правительство Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

«Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Форма государственного устройства современной России

Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное собрание — парламент РФ. Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.

Принцип разделения властей как основа организации...

Нижняя палата Федерального Собрания РФГосударственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет. Верхняя палата — Совет Федерации РФ за свою...

Российская публично-властная система народного...

3) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

5) Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Легитимность властных полномочий и особых прав и гарантий народного представителя...

Задать вопрос