В статье рассматривается проблема таких свойств государственной власти как легитимность и легальность. Принято считать, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, однако, это не гарантирует ее легитимности. В статье изложены характерные признаки легитимности, факторы, способствующие повышению или падению ее уровня. Внимание уделяется правовым основам, обеспечивающим легальную организацию деятельности государства. Статья является актуальной на сегодняшний день, так как в 2021 году главным политическим событием выступают выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва. Именно выборы и референдумы выступают обязательным основанием для признания государственной власти легитимной, а законное их проведение — легальной.
Ключевые слова: легитимность, признаки легитимности, типы легитимности, конституция, легальность.
Власть всегда выражается в воздействии на поведение людей, социальных групп и общества в целом, с помощью способов и средств, таких как авторитет, закон, убеждение, принуждение и т. д. Власть действует в рамках государства, которое представляет собой особую организацию управления, объединяющую всех людей, находящихся на определенной территории. Легитимность и легальность являются главными показателями успешности и стабильности любого государства.
Целью проводимого исследования выступает изучение и анализ общих черт и различий легитимности, и легальности как основных свойств государственной власти.
Стоит отметить, что вопросы соотношения, а также определения понятий «легитимность» и «легальность» имеет множество толкований, споров и замечаний в научной среде.
Легитимность и легальность — два понятия, имеющих происхождение от латинского языка (т. е. языка римского права), являющегося фундаментальным во многих сферах науки, в том числе, юриспруденции. Легитимность — «legitimus» — согласный с законом, правомерный [4, с. 271]. Легальность — «legalis» — законный, допускаемый законом. На первый взгляд, может показаться, что эти понятия тождественны, но, в действительности, это совершенно не так.
Легитимность — это признание и поддержка политики и решений государственной власти населением [5, с. 60]. Именно слабое убеждение граждан и не готовность следовать закону добровольно, в конечном итоге, как показывает история, ведет к исчезновению государства.
Явлинский Г. А., советский и российский политический деятель, писал: «Легитимность власти обеспечивается процедурой, историческим народным признанием, реальными достижениями» [6, с. 21].
Легитимность власти народом, в первую очередь, закреплена в статье 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [1]. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдумы общегосударственного, регионального и местного значения), а также через законно избранных им представителей — органы государственной власти и местного самоуправления (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, городские думы и т. д.). Это отражает необходимость легитимации государственных решений, реализации полномочий.
Григорий Явлинский также отмечал: «Задача в том, чтобы каждый гражданин (за исключением маргиналов) чувствовал себя причастным к этой работе либо непосредственно, либо через своих представителей» [6, с. 23].
Для легитимности характерны следующие признаки:
- Психологический признак — выражается в признании и уверенности граждан в целесообразности проводимой политики, которая действует в интересах общества и направлена на повышение достойного уровня жизни каждого человека.
- Активное участие граждан в политической жизни государства и стремление проявить себя в государственном управлении, является показателем сотрудничества государства и гражданина.
- Легальность власти — власть осуществляет свою деятельность в рамках закона. Наличие нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, в России таким нормативным актом выступает Конституция, являющаяся гарантом прав и свобод человека и гражданина.
- Согласие на подчинение — добровольное следование предписаниям, закрепленным государством, которое основывается на понимании гражданами важности роли права и законности.
Классификация типов легитимности является одним из самых спорных вопросов, но в данной статье, мы рассмотрим самые аргументированные и поддерживаемые варианты, которые были сформулированы немецким учёным Максом Вебером [3, с. 254]:
- Традиционная легитимность. Источником власти выступают обычаи, традиции, вера в священность и нерушимость установленных правил поведения и порядков. Лидером выступает монарх, вождь или священный служитель.
- Харизматическая легитимность. Источником власти являются особые качества политического лидера. Он обладает свойствами личности, которые выделяют его и вызывают симпатию и доверие у людей.
- Рационально — правовая легитимность. Источником власти являются законы и нормы, признаваемые большинством граждан. Лидером является избранное должностное лицо. Существует в демократических государствах.
Существуют факторы, ослабляющие легитимность государственной власти. В первую очередь, большой ущерб наносят общественные явления, с которыми государство не может справиться: преступность, коррупция и т. п.
В науке сформировалось два вида подходов к характеристике причин возникновения кризиса легитимности. В соответствии с первой, кризис всегда связан с дестабилизацией политической власти и управления в государстве:
- Неспособность государственных органов эффективно осуществлять свои функции и задачи;
- Наличие открытых, как внешних, так и внутренних военных конфликтов;
- Неспособность правительства адаптироваться под меняющиеся общественно — социальные условия;
- Разрушение конституционного порядка и т. д.
Второй подход связан с характеристикой социокультурных черт граждан, в связи со сложившимися стереотипами и представлениями:
- Наличие протестных настроений, направленных на переворот сложившегося режима;
- Недоверие к результатам выборов, опросов и референдумов;
- Неспособность спрогнозировать и объяснить характер осуществляемой политики и её будущих результатов;
- Падение уровня жизни населения;
- Плохо развитое гражданское общество, так как именно оно является средством легитимации;
- Нарастание коррумпированности государственного аппарата и т. д.
Ряд государствоведов, также указывают на проблему легитимации Конституции РФ, особенно это заметно во внесенных поправках от 14 марта 2020 года. Изменения вносились пакетом, именно поэтому, гражданам, ознакомившимся с каждой поправкой, было сложно принять для себя верное решение [2, с. 12]. С одной стороны, закрепление важных социальных гарантий, с другой — закрепление преобладания национального права над международным, что вызывает большое количество споров и вопросов.
Следует отметить, что падение легитимности всегда сопровождается коренным переворотом политического режима, переустройством государственного аппарата. Власть должна сразу бороться с возникшими проблемами, способствующими падению легитимности, во избежание необратимых последствий. Выделяют несколько способов повышения легитимности государственной власти:
- Установление постоянных контактов с населением государства;
- Разъяснение целей, проводимых во внутренней и внешней политике;
- Совершенствование и систематизация законодательства, с целью устранения пробелов и коллизий;
- Усовершенствование системы разделения властей, как основу реализации конституционных принципов;
- Обеспечение многопартийности, политического плюрализма, гарантирующего деятельность оппозиционных политических партий;
- Повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.
Если легитимность выражается в поддержке и доверии к власти со стороны населения, то легальность — это юридическое обоснование действий государства, то есть полное соответствие правовым нормам, закону.
Обеспечение порядка в обществе, предотвращение антисоциальных и антигосударственных настроений, действий граждан, а также их коллективов, является одной из главных функций государства. Для осуществления данной задачи, государство может использовать такие способы и приемы, как убеждение и принуждение, которые, в свою очередь, должны осуществляться в рамках закона, что позволяет именовать власть легальной.
Сегодня, одним из наиболее распространенных форм укрепления легальности, являются выборы и референдумы. Но, если само участие в выборах и референдумах является правом граждан на участие в отправление делами государства, то строго установленные и закрепленные в законах правила их проведения, является проявлением легальности, то есть действием в рамках закона.
В первую очередь, легальность опирается на закон, обладающий высшей юридической силой, особенно, если он был принят всенародным голосованием. Говоря о Российской Федерации, то это Конституция, она содержит основы государственного строя, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Кроме Конституции, легальность реализуется в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативно — правовыми актами. Считается, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, но это не гарантирует ее легитимности.
При анализе легальности того или иного государства, стоит обратить внимание не только на соответствие деятельности государственной власти закону, но и ее организации. Например, Конституция РФ гласит, что «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4, ст. 3). Это означает, что правомерно обладать властью можно только в строго определенном порядке, что закреплено в законах. Нарушение легальности всегда предполагает наступление ответственности — конституционно-правовой, уголовной и т. д.
Легитимность всегда имеет оценочный характер, так как каждый человек обладает своими взглядами и суждениями, а легальность, в свою очередь, носит юридически закрепленный характер, что выражается в четких предписаниях. В определенный момент, власть может потерять легитимность, однако, свою легальность она сохранит. При падении уровня легитимности, власть всегда встречает гражданский протест — проведение митингов, шествий, демонстраций и т. д. Именно поэтому, государство должно прислушиваться к гражданам во избежание непоправимых последствий, отбрасывающих развитие государства на несколько десятков лет назад.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
- Алексеев Р. А. Конституция Российской Федерации: история поправок // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru.
- Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии [Текст]: в 4 т. / Макс Вебер; [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — Перевод изд.: Weber Мах. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Revidierte Aufl. Besorgt von Johannes Winckelmann. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1972. — 2000 экз. — ISBN 978–5–7598–0333–1. T. I. Социология. — 445, [3] с. — ISBN 978–5–7598–1513–6 (т. I).
- Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. Большой юридический словарь. М. 2001. — 790 с.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
- Явлинский Г. А., Ложь и легитимность / Двадцать лет реформ. — М: Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», 2011. — 120 с.