Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 20.05.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Отамуродова, Д. Р. Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку / Д. Р. Отамуродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 410-413. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81267/ (дата обращения: 28.01.2022).



Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением на изучаемом языке и создают благоприятные условия для инновационной и творческой деятельности обучающихся.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, педагогическая технология, метапредметные и предметные результаты, иноязычное образование и межкультурное общение.

Основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося необходима педагогическая технология. Ее формула достаточно сложная: совокупность специальных форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Современный тип коммуникации ставит перед учителем новые задачи:

– вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс на изучаемом языке, т. е. не в процесс пассивного овладения языковыми знаниями, речевыми навыками и умениями, а в активную коммуникативно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность;

– создавать условия для осознанного применения каждым учащимся на практике приобретенных знаний, навыков и умений;

– обеспечивать школьникам возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, а также свободный доступ к необходимой информации с целью ее использования в собственных высказываниях [1, c. 7].

Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении должен способствовать раннему приобщению студентов младших курсов к новому для них пространству; формировать у студентов положительный настрой к дальнейшему его изучению, должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме младших школьников, ознакомить младших школьников с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

На современном уроке иностранного языка в начальных курсах применяются следующие технологии: личностно — ориентированные, технологии развивающего обучения, игровые, технологии компьютерного обучения, объяснительно — иллюстративного обучения, творческого развития и конечно же здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы заинтересовать ученика, снять напряжение от урока и сделать занятия увлекательными на уроках иностранного языка в начальных курсах ВУЗа рекомендовано применять работу с презентациями и небольшими видеофрагментами при изучении различных тем [4].

По окончанию подготовительных и начальных курсов студенты имеют следующие личностные, метапредметные и предметные результаты, назовем лишь некоторые из них. Они имеют представление о поликультурном мире, дружелюбно относятся к носителям другого языка, к представителям иных культур, взаимодействуют с окружающими, самостоятельно определяют и формулируют образовательные цели, углубляют мотивацию учебным процессом, ведут элементарный этикетный диалог, умеют рассказать о себе, семье, друге, описывают предмет, картинку, владеют техникой письма, владеют французской фонетикой.

Для достижения результатов в начальном уровне на уроках иностранного языка используют технологию эффективной речевой деятельности, рефлексивного и модульного обучения, активно применяют технологию формирования самостоятельной познавательной деятельности, технологии коллективного творчества и технологии объяснительно — иллюстративного обучения.

Использование игровых технологий в начальных курсах призвано формировать умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры.

Информационно-компьютерные технологии реализуют систему компьютерного обучения на основе диалога ≪ученик-машина≫ с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих).

С применением интерактивной технологии процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Основной акцент в обучении иностранным языкам делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Большую роль играет умение учителя заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать ситуацию, стимулирующую речемыслительную деятельность, при которой студент желает высказаться по теме, принять участие в обсуждении, уточнить детали. Широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности дает использование ролевых игр. В игре активизируются воображение и память, жизненный опыт, что придает процессу общения эмоциональный характер. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как студенты оказываются в ситуации, когда необходимо что-либо сказать, спросить, выяснить, уточнить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Студенты наглядно убеждаются в том, что они учат язык, на котором можно общаться.

В отработке определенных алгоритмов решения проблем и задач помогают тренинговые технологии как системы деятельности учащихся интеллектуального развития и общения. Наконец, диалогические технологии представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих системах ≪ученик-ученик≫, ≪учитель-автор≫, ≪ученик-автор≫ и т. д.

Использование технологии объяснительно-иллюстративного обучения — это разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности и технических средств обучения, обеспечивающих быстрое и прочное усвоение информации и овладение способами практических действий.

Ценностно-смысловое наполнение понятия ≪иноязычное образование≫ предусматривает овладение учащимися не только самим ИЯ, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка, поэтому процесс обучения иностранным языкам в старшем звене ставит еще более сложные задачи. За счет расширения круга культур посредством вхождения обучающихся в социокультурное пространство при общении на ИЯ происходит формирование их ценностной ориентации и развитие культуры самой личности, ее интеллектуальной деятельности и социального взаимодействия человека с другими картинами мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами [3, c. 3].

Иностранный язык в современном обществе востребован все больше не только как средство коммуникации, но и как инструмент познавательной и профессиональной деятельности.

В связи с этим становится актуальным обращение к проблеме билингвального обучения, выступающего как альтернативный путь изучения иностранного языка, который, в свою очередь, из цели обучения трансформируется в средство постижения мира специальных знаний и поликультурного воспитания.

Помимо вышеназванных технологий, наиболее популярными в старшем звене являются технология эффективной речевой деятельности, технология рефлексивного обучения, технологии формирования самостоятельной познавательной деятельности, информационные технологии обучения, технология критического мышления и технологии проектов.

Технология ≪Критическое мышление и анализ предоставляемой информации≫ имеет три стадии организации учебного процесса.

  1. Вызов-пробуждение интереса к предмету. Необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
  2. Осмысление материала во время работы над ним. Необходимо помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми.
  3. Обобщение материала, подведение итогов. Преподаватель должен помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала [5].

В работе с обучающимися начальных курсов является эффективным применение структурно-логических технологий, представляющих поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающих логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов. Широко применимы на уроке интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, проблем, уроков других форм организации обучения.

Применение метода проектов дает значительный рост знаний и умений учащихся, способствует накоплению их жизненного опыта и мудрости.

Успешное познание иноязычного мира и осмысление своей родной культуры возможно лишь при условии интенсивной познавательной деятельности обучающихся, их активной интеллектуальной креативности, а также в ходе применения самостоятельных исследований.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 8. — С. 3–8.
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–10.
  3. Татаринова М. Н. К вопросу о компонентном составе содержания современного иноязычного образования // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. — С. 2–9.
  4. Особенности обучения английскому в младших классах средней школы [Электронный ресурс].– URL:http://www.edutower.ru/towems-717–1html
  5. Технология развития критического мышления — стадии и методические приемы. [Электронный ресурс]. — URL: https://mydocx.ru/9–81131.html
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебный процесс, жизненный опыт, иллюстративное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычное образование, компьютерное обучение, Критическое мышление, межкультурное общение, педагогическая технология.


Задать вопрос