В настоящее время в Российской Федерации идет процесс формирования нового и модернизация существующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правоприменительная практика поставила перед теоретической наукой ряд насущных вопросов: достаточно ли существующих форм для защиты прав и свобод человека; нужны ли новые формы и какие; почему в ряде случаев граждане не могут добиться защиты своих прав.
С 1 октября 2019 г. в связи с вступлением в законную силу Федерального закона N 191-ФЗ от 18.07.2019 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в правилах судопроизводства по гражданским делам появились и стали применяться нормы принципиально нового характера.
Сначала предполагалось на законодательном уровне привести нормативное закрепление путем создания единого кодекса или включением в ГПК РФ и АПК РФ сходных норм и правил, однако итоговым результатом стал единый статут гражданского и арбитражного судопроизводства. При этом законодатель пытался сохранить сущность гражданского и арбитражного процессуального законодательства без их существенного изменения.
Путем правотворческого процесса в ГПК РФ была включена глава защиты прав и законных интересов группы лиц.
При этом правила производства по искам, направленным на защиту прав и законных интересов группы лиц, сформулированы в главе 22.3 ГПК РФ аналогично правилам главы 28.2 АПК РФ, которые используют арбитражные суды при рассмотрении подобных исков. Следует обратить внимание, что, в связи с этим нормы арбитражного процессуального законодательства были изменены для тождественного совпадения и правильного применения.
Вопрос детализации группового иска и его дальнейшая реформация привел к необходимости проработки законодательной сферы. В связи с этим в АПК РФ были внесены поправки, которые нашли свое отражение в гл. 28.2 в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц. В ГПК РФ включена новая гл. 22.3 о рассмотрении дел по таким групповым искам. Порядок судопроизводства дел указанной категории идентичен, однако имеются определенные исключения.
Так, было закреплено право гражданина или организации на защиту прав группы лиц путем обращения в арбитражный суд, в суд общей юрисдикции. Установлен ряд пунктов, которые уточняют возможность или невозможность отнесения субъекта к члену группы лиц. То есть необходим общий спор, который затрагивает права каждого члена или ответчик, а также необходимо наличие факта общего способа доказывания. При этом стало недостаточно только выражения желания на присоединение к требованию о защите прав в суде.
Для реализации права с использованием гл. 28.2 АПК РФ необходимо присоединение к требованию не менее пяти членов группы лиц. Условием рассмотрения судом общей юрисдикции дела с использованием специфических правил гл. 22.3 ГПК РФ является реализация ко дню обращения в суд права на присоединение к требованию не менее двадцати лиц — членов группы лиц. Но указанные цифры не ограничивают численность участников, поскольку иные лица могут присоединиться уже в ходе производства судебного процесса.
Для возможности защиты права группы лиц субъект должен подать заявление о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц либо лицу, инициировавшему заявление требования, либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия искового заявления, заявления в защиту прав и законных интересов группы лиц к производству арбитражного суда. Во втором случае присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц возможно до перехода суда к судебным прениям.
Также законодателем были детализированы права лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц. К таким правам относятся: ознакомление с материалами дела, возможность делать выписки из них, снимать копии, ходатайствовать в арбитражном суде о замене лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, в том числе после принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, присутствовать в судебном заседании, в том числе если оно объявлено закрытым, отказаться от поданного им заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.
Дело о защите прав и законных интересов группы лиц ведет указанное в ст. 225.10–1 АПК РФ, ст. 244.22 ГПК РФ лицо, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц.
Для того, чтобы вести дело в интересах группы лиц, представитель обязан действовать от имени группы лиц и добросовестно защищать права и законные интересы группы лиц. При этом суд имеет право применения к представителю группы лиц императивных норм, т. е. может наложить судебный штраф, прекратить полномочия лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, в случае отказа лица от иска или по требованию большинства лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, в случае обнаружения неспособности данного лица к ведению дела, в том числе в случае длительного отсутствия ввиду болезни, отпуска, в случае пребывания на учебе или нахождения в служебной командировке либо при наличии обоснованных сомнений в ведении им дела разумно и добросовестно в интересах группы лиц.
В случае обращения большинства лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, с ходатайством о замене лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, другим лицом, в таком обращении должна быть указана кандидатура другого лица. В таком случае суд соответствующим определением производит замену лица, которое ведет дело.
Нововведением законодателя является право лица, выступающего в интересах группы лиц заключить нотариальное соглашение о порядке несения судебных расходов. При наличии упомянутого соглашения суд после распределения судебных расходов по общим правилам АПК РФ и ГПК РФ решает вопрос об отнесении на лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, судебных расходов в соответствии с заключенным между ними соглашением либо, если решение по делу о защите прав и законных интересов группы лиц принято в пользу группы лиц, о взыскании судебных расходов в пользу лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, которые понесли эти расходы в соответствии с условиями такого соглашения.
Также необходимо упомянуть о правовых последствиях невыполнения лицом, которое ведет дело в интересах группы лиц, в определенный судом срок указанной обязанности, которые были включены вместе с иными новыми правилами. В этом случае суд оставляет исковое заявление, заявление, поданное в защиту прав и законных интересов группы лиц, без рассмотрения. Кроме того, в случае если группа лиц не соответствует условиям отнесения к группе по делу обозначенной категории, суд выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства.
В этом случае лицам, присоединившимся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, разъясняется право на обращение в суд с самостоятельными исковыми заявлениями или заявлениями.
Конечно, нужно понимать, что составление такого иска и ведение дела — непростой процесс, требующий осуществления ряда дополнительных действий, не нужных при подаче индивидуального иска, в частности по определению группы лиц, в интересах которых подается иск, опубликованию предложения о присоединении к иску, сбору заявлений от присоединяющихся лиц и т. д., поэтому вряд ли можно ожидать массового инициирования процессов самими членами таких групп. Более вероятный сценарий — ведение соответствующих дел профессиональными юристами, а для того чтобы заинтересовать их в этом, необходимо развивать в нашей стране институты гонорара успеха и финансирования судебных процессов, подчеркивают эксперты.
Стоит отметить причину, по которой коллективные иски заслуживают внимания: они оказывают серьезное влияние на отношение компаний к потребителям и качеству производимой продукции. Как показывает практика стран, где применение таких исков широко распространено, удовлетворение требований групп лиц влечет за собой не только существенные репутационные риски для компаний-нарушителей, но и немалые расходы, поскольку даже тогда, когда требования каждого из членов группы невелики, общая их сумма может быть внушительной.
В заключение следует отметить, что пополнение и изменение правил арбитражного и гражданского судопроизводства, в том числе их особенной части, в аспекте унификации будет продолжено по мере выявления судебной практикой проблем в процессуальном законодательстве.
Литература:
- Аболонин В. О. О развитии гражданского процесса через смену основной парадигмы / В. О. Аболонин // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 12. С. 43–48.
- Егоров А. В. Права на пространство в здании / А. В. Егоров, М. А. Церковников // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2018. N 2. С. 48–97.
- Познер Р. А. Экономический анализ права: в 2 т. Т. 2 / Р. А. Познер; перевод с английского под редакцией В. Л. Тамбовцева. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2015. 454 с.
- Ярков В. В. Групповой иск в проекте единого ГПК России / В. В. Ярков // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 8. С. 100–111.
- Бухтоярова О. А. Защита неопределенного круга лиц в арбитражном процессе / О. А. Бухтоярова // Законность. 2016. N 10. С. 51–56.
- Незнамов А. В. Судебный запрет как способ устранения множественности исков и судебных разбирательств / А. В. Незнамов // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 3. С. 46–52.
- Томилов А. Ю. Функции правоотношений по защите чужих прав, свобод и законных интересов в рамках гражданского процессуального права / А. Ю. Томилов // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 12. С. 21–26.
- Черный Д. С. Групповой иск в России: «второй шанс» по Концепции / Д. С. Черный, А. Н. Хизунова, П. К. Русецкий // Вестник гражданского процесса. 2019. N 1. С. 88–112.
- Ярков В. В. Групповой иск в проекте единого ГПК России / В. В. Ярков // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. N 8. С. 100–111.