Об определении правового статуса промышленных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Вакуленко, И. И. Об определении правового статуса промышленных предприятий / И. И. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81128/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье автор пытается определить правовую принадлежность, а также юридический статус субъектов деятельности в сфере промышленности Российской Федерации.

Ключевые слова: промышленные предприятия, правовой статус, Закон о промышленной политике, отрасль промышленности, вид экономической деятельности.

Основным законом, регулирующим деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон). В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона, совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, определяется как отрасль промышленности [1]. Таким образом, любая отрасль объединяется по субъектам, осуществляющим определенную деятельность в промышленном секторе экономики.

Итак, под субъектами деятельности в сфере промышленности законодатели понимают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации деятельность в сфере промышленности [1], т. е. деятельность, определенную на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Однако правомерно ли относить всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности в соответствии с единым государственным реестром юридических лиц/индивидуальных предпринимателей относится к разделу С «Обрабатывающие производства»?

В соответствии с распоряжением Росстата от 31.12.2014 № 742, основным видом экономической деятельности является тот, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости [2]. Фактически же не представляется возможным получить достоверные данные о добавленной стоимости отдельно по каждому виду деятельности. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов контролировать правильность указания налогоплательщиками кодов по ОКВЭД (письмо ФНС России 30.05.2018 № ЕД-4–15/10392@) [3]. Таким образом, коды видов предпринимательской деятельности определяются организациями самостоятельное и могут не соответствовать фактическому виду деятельности, осуществляемому субъектов.

В то же время, поскольку предоставление ряда налоговых льгот и преференций напрямую зависит от конкретного вида деятельности, налоговый орган вправе проверять соответствие кодов по ОКВЭД, указанным в реестре, фактическому виду деятельности, осуществляемому налогоплательщиком.

Для определения статуса исследуемых субъектов обратимся к позиции научного сообщества. Т. А. Фролова относит к дополнительному критерию, присущему промышленному предприятию, наличие у субъекта в хозяйственном ведении, праве собственности или на оперативном управлении имущества, обеспечивающего материально-технические возможности функционирования предприятия в рамках определённой отрасли промышленности [5, С. 5]. Сухарев О. С. и Стрижакова Е. Н., определяют промышленные предприятия более глобально, относя к ним не только сугубо производственные секторы и виды экономической деятельности, но и включая также ряд инфраструктурных элементов, создающих базу развития промышленности [4, С. 2].

Определение субъекта деятельности в сфере промышленности также указывает на местонахождение указанных субъектов. В целях регулирования отношений посредством норм Федерального закона о промышленной политике юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны осуществлять свою деятельность:

– на территории Российской Федерации;

– на континентальном шельфе Российской Федерации;

– в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Необходимо отметить, что «осуществление деятельности» не тождественно государственной регистрации юридического лица или ИП на территории РФ. Очевидно, что законодатель понимает под субъектами деятельности в сфере промышленности и иностранные юридические лица, чьи представительства осуществляют деятельность на территории государства. Вместе с тем, необходимо понимать, что нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регулирующие государственную поддержку промышленности, устанавливают императивные требования по государственной «прописке» субъекта деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации или конкретного региона.

Например, участник инфраструктуры государственной поддержки промышленных предприятий — государственное автономное учреждение Астраханской области «Фонд развития промышленности Астраханской области», осуществляющий деятельность по льготному заемному финансированию проектов в соответствии со статьей 11 Законa, определяет в своих внутренних локальных актах (стандартах) субъектов деятельности в сфере промышленности как юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области [6]. Таким образом, территориальное предназначение промышленного предприятие имеет значение, в том числе, при получении им тех или иных мер государственного стимулирования деятельности.

Отдельно стоит отметить соотношение понятия «субъект промышленной политики» и «субъект деятельности в сфере промышленности». Закон о промышленной политике в РФ, не смотря на формальный подход к понятийному аппарату, четко разделяет субъект и объект влияния. Так, многочисленные субъекты хозяйственной деятельности, в том числе предприятия, корпорации, отдельные предприниматели как производители товаров и услуг, позиционируются как объекты промышленной политики. Субъектом же промышленной политики является государство, понимаемое как институт.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
  2. Распоряжение Росстата от 31.12.2014 № 742 «О Методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
  3. Письмо ФНС России 30.05.2018 № ЕД-4–15/10392@ «О предоставлении информации» // Система Гарант: [сайт]. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
  4. Сухарев, О. С. Индустриальная политика и развитие промышленных систем / О. С. Сухарев, Е. Н. Стрижакова. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 15. — С. 2–21.
  5. Фролова, Т. А. Экономика предприятий.
Конспект лекций / Т. А. Фролова. — Таганрог: ТТИ ФЮУ, 2012.
  6. Официальный сайт ГАУ АО «Фонд развития промышленности Астраханской области»: [сайт]. — URL: http://frp30.ru/loans/regional-development-projects/ (дата обращения: 11.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера промышленности, промышленная политика, экономическая деятельность, субъект деятельности, Астраханская область, деятельность, отрасль промышленности, субъект, исключительная экономическая зона.


Ключевые слова

правовой статус, промышленные предприятия, вид экономической деятельности, Закон о промышленной политике, отрасль промышленности

Похожие статьи

Развитие и современное состояние особых экономических зон...

В зависимости от направления деятельности Закон выделяет 4 типа ОЭЗ: – промышленно-производственные ОЭЗ

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, промышленно-производственный тип...

Правовое регулирование особых экономических зон как...

Ключевые слова: особая экономическая зона, инструмент развития, правовое регулирование. В современном мире для любого государства является эффективным использование различных инструментов для развития внутренней экономики и предпринимательской деятельности.

Основные направления обеспечения экономической...

Обеспечение экономической безопасности предприятия — это непрерывный процесс, играющий важную роль в ее функционировании в целом. В статье были рассмотрены методы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта во избежание...

Функционирование свободных экономических зон в России

В зависимости от вида экономической деятельности и с учетом эволюции различают пять групп

Объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных

В Российской Федерации различают четыре типа свободных экономических зон.

Значение особых экономических зон для...

В Российской Федерации отношения в сфере особых экономических зон регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории

- промышленно-производственные особые экономические зоны

Правовая природа специального инвестиционного контракта

...промышленной продукции на территории Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, с другой стороны, публичный субъектРоссийская Федерация или субъект Российской Федерации.

Влияние системообразующих хозяйствующих субъектов на...

– организации, осуществляющие свою деятельность в том числе на территории Российской Федерации, оказывающие существенное

– в Южном федеральном округе: республики Адыгея, Калмыкия, Астраханская область; – в Северо-Кавказском федеральном округе: Чеченская...

Перечень видов экономической деятельности, включаемых...

Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России для расчета доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, приведен...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

округе»всостав ЮФО входят следующие субъекты Российской Федерации: Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область

Несмотря на благоприятный климат для сельского хозяйства в некоторых субъектах РФ, входящих в ЮФО, возникает проблема с...

Похожие статьи

Развитие и современное состояние особых экономических зон...

В зависимости от направления деятельности Закон выделяет 4 типа ОЭЗ: – промышленно-производственные ОЭЗ

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, промышленно-производственный тип...

Правовое регулирование особых экономических зон как...

Ключевые слова: особая экономическая зона, инструмент развития, правовое регулирование. В современном мире для любого государства является эффективным использование различных инструментов для развития внутренней экономики и предпринимательской деятельности.

Основные направления обеспечения экономической...

Обеспечение экономической безопасности предприятия — это непрерывный процесс, играющий важную роль в ее функционировании в целом. В статье были рассмотрены методы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта во избежание...

Функционирование свободных экономических зон в России

В зависимости от вида экономической деятельности и с учетом эволюции различают пять групп

Объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных

В Российской Федерации различают четыре типа свободных экономических зон.

Значение особых экономических зон для...

В Российской Федерации отношения в сфере особых экономических зон регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории

- промышленно-производственные особые экономические зоны

Правовая природа специального инвестиционного контракта

...промышленной продукции на территории Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, с другой стороны, публичный субъектРоссийская Федерация или субъект Российской Федерации.

Влияние системообразующих хозяйствующих субъектов на...

– организации, осуществляющие свою деятельность в том числе на территории Российской Федерации, оказывающие существенное

– в Южном федеральном округе: республики Адыгея, Калмыкия, Астраханская область; – в Северо-Кавказском федеральном округе: Чеченская...

Перечень видов экономической деятельности, включаемых...

Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России для расчета доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, приведен...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

округе»всостав ЮФО входят следующие субъекты Российской Федерации: Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область

Несмотря на благоприятный климат для сельского хозяйства в некоторых субъектах РФ, входящих в ЮФО, возникает проблема с...

Задать вопрос