Правовые инструменты борьбы с бедностью в субъектах РФ: поиск эффективных решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Турутина, М. В. Правовые инструменты борьбы с бедностью в субъектах РФ: поиск эффективных решений / М. В. Турутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81111/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы правового регламентирования процесса борьбы с бедностью в субъектах Российской Федераций с изучением ряда эффективных решений вышеуказанной масштабной проблемы.

Ключевые слова: бедность, субъект РФ, прожиточный минимум, социальное обеспечение, социальная поддержка.

Для международного сообщества, в т. ч. и для Российской Федерации, частью которого она является, наступление нового столетия было обусловлено стремительным появлением и его дальнейшим внедрением в политику государств ряда определенных тенденций социального характера, которые, прежде всего, направлены на объявление человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, всестороннее обеспечение максимально достойного уровня жизни и общего благосостояния граждан, реализацию условий, гарантирующих равные возможности в сфере труда, поддержку семей, социальную защиту нуждающимся категориям населения и т. д.

Российская Федерация, как отмечалось выше, исключением не стала и с принятием Конституции, в статье 7 провозгласила себя социальным государством [1]. Данное определение устанавливает обязанность государства в выстраивании такой политики, целью которой становится, в первую очередь, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, ч.2 этой же статьи Конституции РФ закрепляет основополагающие социальные начала в сфере охраны труда и здоровья граждан, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитию российской системы социального обеспечения в части государственных пенсии, пособий и иных гарантий защиты, а также определяет наличие гарантированного со стороны государства минимального размера оплаты труда (далее по тексту — МРОТ) и учреждению системы специальных социальных служб.

Среди отдельных вопросов социального обеспечения особую тревогу вызывает проблема бедности и нищеты населения в России, особенно в некоторых регионах, поскольку именно данная проблема представляет собой определенный феномен и в целом масштабное бедствие всего современного общества. Актуальность выбранной темы вызвана активно возрастающими показателями Федеральной службы государственной статистики (Росстат), согласно которым почти каждый седьмой россиянин живет за чертой бедности.

Говоря о правовом регламентировании системы социального обеспечения, то, несомненно, Российская Федерация предприняла неоднократные попытки по закреплению и эффективному применению на практике норм, отвечающим требованиям международных нормативов. Более того, подобному результату в части социальной защиты граждан способствовало и принятие ряда пилотных программ оказания государственной помощи социального характера в регионах России, которыми обеспечивается многоуровневость социальной помощи государства нуждающимся категориям населения. Однако единый нормативно-правовой акт, четко регулирующий вопросы закрепления стандартов и норм, направленных на реализацию прав и свобод физических лиц в социальной сфере, в том числе и на борьбу с бедностью, отсутствует.

Говоря об одной из остро стоящих глобальных проблем бедности населения и правовых инструментах, применяющихся в процессе борьбы с целью ее ликвидации, что же стоит понимать под данным термином? Представляется возможным определить бедность в качестве такого состояния/положения у человека, при котором он не в состоянии ввиду отсутствия финансовых средств удовлетворить даже минимальные бытовые потребности для поддержания нормального уровня жизни [4]. Существуют различные концепции определения бедности, однако говоря о Российской Федерации, то здесь мы подразумеваем применение критерия абсолютной бедности в противовес относительной, поскольку в расчет берется МРОТ (прожиточный минимум), нахождение ниже которого свидетельствует о черте бедности.

Как было замечено ранее, доля граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума составляет более 12 %, что считается немалым при количественном определении. Данные показатели наглядно демонстрируют необходимость преодоления бедности населения Российской Федерации и борьбы с ней. Так, Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» принято стратегическое планирование развития России до 2024 года, в рамках которого требуется решить и искоренить бедность граждан, что доказывает обращение внимание на изучаемую проблему со стороны государства [2]. Указ содержит нормы о разработке и практической реализации специальных программ поддержки и улучшения качества и уровня жизни физических лиц, в т. ч. более старшего поколения; внедрению действующих механизмов поддержки материального характера малоимущих семей при появлении на свет детей и т. п.

Обеспечивая надлежащее исполнение положений вышеуказанного Указа Президента РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ был принят Приказ от 29.11.2018 № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза», который целенаправленно рассчитан на эффективное решение проблемы бедности на региональном уровне [3]. Преамбула Приказа закрепляет цель выработки мер и способов, направленных на рост реальных доходов населения и снижение доли граждан, проживающих в субъектах РФ, с доходами ниже прожиточного минимума. Приказ содержит Порядок реализации в субъектах данных пилотных проектов, согласно которому подобные проекты проводятся в таких субъектах России как Республика Алтай, Чувашская Республика, Пермский край, Липецкая и Новгородская области и т. д.

Непосредственно сами пилотные проекты проводились в пять этапов, включающих в себя проведение оценки реального уровня и структуры бедности на уровне субъектов с выявлением доли малоимущих граждан, анализ возможного перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан, определение и оценка наиболее результативных инструментов социальной поддержки; разработка предложений по оказанию социальной помощи в части медицинского ухода и реабилитации таким уязвимым категориям граждан как семьи с детьми-инвалидами, выработка предложений по созданию реестра граждан с доходами ниже МРОТ, уделение внимания вопросам распространения самозанятого населения т. д.

В целом, стоит отметить, что в целях ликвидации нищеты на региональном уровне должны быть разработаны специальные долгосрочные федеральные программы и программы субъектов Российской Федерации по борьбе с бедностью среди молодежи, пенсионеров, безработных, семей с детьми, инвалидов, одиноких малоимущих граждан. Естественно решение проблемы борьбы с бедностью в регионах предполагает такие действия как стимулирование развития экономики для создания новых рабочих мест посредством привлечения инвесторов, развития малого и среднего бизнеса, самозанятости населения, совершенствование сферы оплаты труда, совершенствование налоговой политики в отношении многодетных семей, увеличение объемов финансирования адресных социальных программ, обучение населения по вопросам возможности заключения социальных контрактов [5]. Подобные меры, прежде всего, должны быть закреплены на законодательном уровне в целях их наиболее эффективного применения.

Однако также помимо финансовых субсидий, для ликвидации бедности в регионах РФ, в рамках правового регламентирования борьбы с ней, стоит принимать программы, целью которых является вывод бедных семей из сложных ситуаций путем обучения их членов новым профессиям. Так, в Ульяновской области были запущены пилотные проекты по обучению неработающих матерей и лиц пенсионного возраста основам предпринимательства, а в Новгородской области по стимулированию роста самозанятых среди безработных.

Таким образом, необходимо оказывать большое внимание проблеме увеличения в субъектах РФ количества лиц, чьи доходы составляют ниже прожиточного минимума путем поиска и применения на практике эффективных правовых инструментов. К последним можно отнести официальное закрепление понятийного аппарата «бедности» в нормы отечественного социального законодательства с дополнительным введением критериев ее оценивания; приведение в единое толкование законодательства в сфере социальной поддержки малоимущих с одновременным созданием комплекса правового регламентирования в изучаемой области, который бы стал неким ориентиром для законодателей на уровне субъектов РФ; разработка специальных региональных программ, направленных на преодоление правовой неграмотности среди и т.д [4].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 15. Ст. 1691; 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 04.05.2021).
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.11.2018 № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза». [Электронный ресурс]. URL. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1328 (дата обращения: 03.05.2021).
  4. Изварина Юлия Юрьевна. Правовое регулирование защиты права от бедности на международном уровне и в социальном законодательстве Российской Федерации: соотношение норм и проблемы их коллизий // Вопросы российского и международного права. 2020. — Том 10. — № 1А. С. 120–126.
  5. Колодяжная А. И. Реализация в российском законодательстве минимальных норм социального обеспечения (правовые проблемы): дис.... канд. юрид. наук. — М, 2018. — С.86–89.
  6. Прокофьева Л. М. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. — № 8 (394). — С. 6–79.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прожиточный минимум, социальное обеспечение, субъект РФ, бедность, Новгородская область, нуждающаяся категория населения, региональный уровень, социальная поддержка, социальный характер.


Похожие статьи

Правовые основы предоставления социальной помощи...

Ключевые понятия: социальная помощь, нормативно-правовые акты, законы субъектов РФ, мера социальной поддержки.

Социальная помощьпомощь, предоставляемая в денежной или натуральной форме от имени государства или иных субъектов общества в виде...

Статистический анализ уровня жизни населения России

В статье анализируются основные социально-экономические показатели уровня жизни населения России за 2012–2016 гг. Автором оценивается динамика денежных доходов населения РФ за анализируемый период по субъектам. Определяется взаимосвязь темпа...

Мониторинг уровня бедности населения по регионам

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины. Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии...

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория...

социальная политика, социальная поддержка населения...

В региональном социальном регистре населения Ростовской области консолидированы данные о получателях социальных услуг, включая сведения о

Суть его в том, что семьям, заключившим контракт, доплачивают из регионального бюджета до прожиточного минимума.

Социальное неравенство и проблема бедности в России

Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь. Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга

На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны.

социальная помощь, социальное обеспечение, Российская...

Таким образом, государственная социальная помощь — это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Ключевые слова: пособие, ежемесячные денежные выплаты, социальное обеспечение, уход за детьми, меры государственной поддержки, Российская Федерация. Забота о материнстве и детстве имеет важное социальное значение в любом цивилизованном государстве.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан...

Российская Федерация в 1996 г., подписала и ратифицировала Европейскую социальную хартию

В регулировании социального обеспечения в России, в частности, социального

В указанных нормативных правовых актах, рассматриваемые субъекты РФ определяют...

Похожие статьи

Правовые основы предоставления социальной помощи...

Ключевые понятия: социальная помощь, нормативно-правовые акты, законы субъектов РФ, мера социальной поддержки.

Социальная помощьпомощь, предоставляемая в денежной или натуральной форме от имени государства или иных субъектов общества в виде...

Статистический анализ уровня жизни населения России

В статье анализируются основные социально-экономические показатели уровня жизни населения России за 2012–2016 гг. Автором оценивается динамика денежных доходов населения РФ за анализируемый период по субъектам. Определяется взаимосвязь темпа...

Мониторинг уровня бедности населения по регионам

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины. Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ.

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии...

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория...

социальная политика, социальная поддержка населения...

В региональном социальном регистре населения Ростовской области консолидированы данные о получателях социальных услуг, включая сведения о

Суть его в том, что семьям, заключившим контракт, доплачивают из регионального бюджета до прожиточного минимума.

Социальное неравенство и проблема бедности в России

Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь. Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга

На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны.

социальная помощь, социальное обеспечение, Российская...

Таким образом, государственная социальная помощь — это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Ключевые слова: пособие, ежемесячные денежные выплаты, социальное обеспечение, уход за детьми, меры государственной поддержки, Российская Федерация. Забота о материнстве и детстве имеет важное социальное значение в любом цивилизованном государстве.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан...

Российская Федерация в 1996 г., подписала и ратифицировала Европейскую социальную хартию

В регулировании социального обеспечения в России, в частности, социального

В указанных нормативных правовых актах, рассматриваемые субъекты РФ определяют...

Задать вопрос