Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и пути ее решения (на примере опыта Петрозаводского государственного университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 19.05.2021

Статья просмотрена: 645 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, Л. В. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и пути ее решения (на примере опыта Петрозаводского государственного университета) / Л. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81091/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор рассматривает барьеры получения высшего профессионального образования студентами с ОВЗ и инвалидностью и анализирует возможные пути их преодоления на примере Петрозаводского государственного университета.

Ключевые слова: обучающиеся, инвалиды, барьеры, высшее профессиональное образование.

В современном мире люди с инвалидностью составляют категорию населения, нуждающуюся в особом внимании со стороны государства и общества. Согласно статистике, практически десятая часть жителей нашей страны [5], (а в Республике Карелия эта доля даже выше [5]), нуждается в проведении мероприятий, способствующих их адаптации и интеграции в общество. В этой связи одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования становится «инклюзивное образование», благодаря которому молодые люди с ограниченными возможностями могут получить качественное среднее и высшее образование. Развитие данного направления опирается на ратифицированную Российской Федерацией Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой отмечено, что всеми странами участницами должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях, в том числе и на уровне высшего образования [1]. Следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает правовые основы инклюзивном образовании, вводит четкие определения «обучающийся с ОВЗ», «инклюзивное образование» и гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. С этой целью государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов [4; ст.6]. Однако реализация этой возможности предполагает преодоление целого ряда проблем, без решения которых невозможна успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья, их качественное профессионального образование и трудоустройство наравне с другими студентами.

За 11 лет (период с 2008/2009 по 2019/2020 учебный год) количество студентов с инвалидностью, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования, увеличилось на 5235 человек, численность обучающихся студентов с инвалидностью возросла на 12251 человека, а численность выпущенных специалистов выросла на 2134 человека. Однако в 2019/2020 учебном году численность студентов с инвалидностью, осваивающих программы среднего профессионального образования составила 1,05 % от общей численности студентов таких учебных заведений [3; 62].

За эти же 11 лет количество студентов, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования увеличилось на 2003 человека, количество выпущенных специалистов возросло на 1390 человек, однако численность студентов, находящихся в процессе обучения практически не изменилась за эти годы, и составляет 24773 человека. Всего же численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в 2018/2019 учебном году составляло 4161.7 тыс. человек [3; 62]. Таким образом, численность студентов с инвалидностью составила 0,6 % от общей численности студентов, получающих образование в ВУЗах нашей страны.

Так, мы видим, что обучающиеся с инвалидностью чаще выбирают освоение программ среднего профессионального образования, но даже в этих образовательных учреждениях для студентов с инвалидностью чрезвычайно мала.

Одной из проблем реализации возможности получения высшего профессионального образования людьми с инвалидностью являются определенные физические и психологические барьеры, устранить которые вузы не готовы. Ведущее место среди наиболее часто встречающих трудностей, ограничивающих доступ инвалидов к получению профессионального образования, занимает неприспособленность инфраструктуры в учебных заведениях для нужд инвалидов. Немаловажное значение имеет также психологический аспект инклюзивного образования, предполагающий в данном случае создание общего позитивного настроя, дружественной атмосферы для студентов с ОВЗ, а также позитивный характер складывающихся отношений между лицами с ОВЗ и руководителями, преподавателями и другими студентами. Следует также отметить, что доход лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Многие из них не имеют семьи и не готовы участвовать в общественной жизни. И хотя социальная политика государства, его органы и социальные службы постоянно занимаются решением наиболее существенных вопросов социальной реабилитации, большое значение имеет мотивация и возможности самих людей с инвалидностью преодолевать имеющиеся у них медико-социальные и психологические барьеры. Важную роль в этом играет культурный капитал и образовательный уровень, позволяющие объективно оценивать свои силы и возможности, а также быть информированным о социальных услугах [2; 301]. Вот почему одной из задач социальной работы является всемерная поддержка образовательных усилий этих людей и обобщение накопленного ими опыта с целью широкого распространения. И если школьное образование является доступным и обязательным для всех людей с инвалидностью, то вопрос профессионального образования стоит довольно остро.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого удалось выявить основные барьеры, препятствующие получению высшего профессионального образования людьми с инвалидностью, а также возможности смягчения указанных барьеров.

Этап сбора эмпирических данных был реализован в ноябре 2020 года. В рамках этого этапа был проведен анкетный опрос 39 обучающихся с инвалидностью, 174 студентов без инвалидности, обучающихся в инклюзивных группах, 86 преподавателей, проводящих занятия со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Также на этом этапе исследования были проведены глубинные интервью с проректором по воспитательной и социальной работе ПетрГУ, директором молодежного иннопарка, заместителем проректора по воспитательной и социальной работе, и.о. председателя Первичной профсоюзной организации обучающихся ПетрГУ, начальником сектора социальной работы Центра воспитательной и социальной работы, директором Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ, активистом Объединенного совета обучающихся.

В результате исследования мнений респондентов можно выделить следующие барьеры получения высшего профессионального образования людьми с ОВЗ и инвалидностью:

— Инфраструктурный барьер (наличие зданий учебных корпусов, общежитий и социальных объектов ВУЗа, характеризующихся отсутствием возможности свободного перемещения и комфортного пребывания в них для студентов с заболеваниями всех нозологий);

— Материально-технический барьер (недостаточность технических средств для комфортного обучения студентов с инвалидностью различных нозологий);

— Методический барьер (слабая методическая поддержка организации обучения студентов с инвалидностью, недостаточность навыков обучения студентов с инвалидностью, использования специальных средств образования у преподавателей);

— Социально-психологический барьер (неготовность преподавателей, обучающихся без нарушений здоровья и обучающихся с инвалидностью к взаимодействию и сотрудничеству).

Наличие указанных барьеров и необходимость их преодоления создает социальное и психологическое напряжение среди студентов с инвалидностью, что может снижать позитивный социальный эффект, а также препятствовать поступлению в ВУЗ выпускников с инвалидностью из средних образовательных учреждений.

В ходе исследования мы попросили респондентов дать свои предложения по минимизации указанных барьеров. Их также можно разделить на смысловые блоки.

  1. Развитие инфраструктуры. Большинство предложений касалось оборудования входных групп пандусами и перилами, установки подъемников, специального оборудования аудиторий, а также туалетов в учебных корпусах и общежитиях. К рекомендациям в этом блоке также можно отнести закупку специализированной мебели, мультимедийного оборудования и оргтехники для реализации учебных потребностей студентов с заболеваниями различных нозологий, установку кнопок вызова помощи и табличек шрифтом Брайля, а также возможность использования специализированного транспорта.
  2. Организация образовательного процесса. К этому блоку можно отнести рекомендации создания и практического применения индивидуальных образовательных программ, дистанционных курсов, более практико-ориентированное обучение и гарантии трудоустройства студентов с инвалидностью, организацию повышения квалификации професорско-преподавательского состава по особенностям взаимодействия и образовательным потребностям студентов с различными группами заболеваний, вовлечение обучающихся с инвалидностью в научную и проектную деятельность. Применение указанных рекомендаций может смягчить материально-технический и методический барьеры.
  3. Адаптационный блок. Здесь можно выделить такие рекомендации как введение адаптеров для студентов с инвалидностью, которые прошли бы специальное обучение по особенностям взаимодействия со студентами с инвалидностью и могли бы снизить стресс в период адаптации и сплотить группу, а также возможность получать образование дистанционно.
  4. Информационный блок. Многие студенты отмечают важность распространения информации об особенностях взаимодействия с людьми с инвалидностью различных нозологий. Поэтому среди предложений — проведение практикумов, лекций, общественных мероприятий по этой тематике, подготовка студентов и преподавателей к общению и правилам оказания помощи людям с инвалидностью.

Стоит заметить, что если рекомендации, касающиеся инфраструктурных преобразований и организации процесса обучения требуют специальных достаточно серьезных материальных вложений, то рекомендации по смягчению социально-психологического барьера гораздо менее затратны и легко реализуемы на практике.

Так, в ПетрГУ на сегодняшний день можно отметить наличие условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью в отдельные учебные корпуса и общежития, наличие отдельных специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, питания и охраны здоровья, средств воспитания и обучения. Студенты с инвалидностью имеют доступ электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, приспособленным для инвалидов и лиц с ОВЗ. При необходимости заселения в общежитие особые потребности студента также учитываются.

Литература:

  1. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года: ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ. — Текст: электронный // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 05.03.2021).
  2. Красутская О. В. Социальная реабилитация в контексте жизненных траекторий инвалидов // Известия Саратовского университета. — 2018. — Т. 18. –№ 3. — С. 300–305. — (Серия Социология. Политология).
  3. Образование в цифрах: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг и др. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 120 с.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: ред. от 17.02.2021: принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.03.2021).
  5. Федеральный реестр инвалидов: Федеральная государственная информационная система. — Москва. — URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 05.03.2021). — Текст: электронный. — Загл. с титул. экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): инвалидность, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, студент, социальная работа, численность студентов, высшее образование, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, особенность взаимодействия.


Похожие статьи

Субъективные особенности студентов с ограниченными...

Однако при получении профессионального образования в высшем учебном заведении государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в системе среднего... | Молодой ученый

В статье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленные...

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность...

ограниченная возможность здоровья, высшее образование, профессиональное развитие, трудоустройство выпускников, инвалидность, трудоустройство студентов, выпускник, образовательная организация...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья базируется и на личностно-ориентированном подходе, который позволяет и дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов на основе взаимопомощи, сотрудничества...

Профессиональное обучение студентов Кинель-Черкасского...

С одной стороны – это социокультурное образование, а с другой – профессиональное.

Главная цель работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья в нашем

С первых дней пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в нашем...

Особенности проведения текущей и промежуточной аттестации...

Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области».

Толерантность преподавателей высшей школы по отношению...

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность, опорно-двигательный

Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но высокий уровень

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в...

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Инклюзивное образование занимает важную позицию в осуществлении практики социальной работы. На протяжении многих столетий общество проявляло интолерантность по отношению к людям с ОВЗ, но со временем взгляды менялись, и люди достигли уровня развития...

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. В Калужской области с 2014 года на базе Государственного автономного...

Похожие статьи

Субъективные особенности студентов с ограниченными...

Однако при получении профессионального образования в высшем учебном заведении государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в системе среднего... | Молодой ученый

В статье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленные...

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность...

ограниченная возможность здоровья, высшее образование, профессиональное развитие, трудоустройство выпускников, инвалидность, трудоустройство студентов, выпускник, образовательная организация...

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья базируется и на личностно-ориентированном подходе, который позволяет и дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов на основе взаимопомощи, сотрудничества...

Профессиональное обучение студентов Кинель-Черкасского...

С одной стороны – это социокультурное образование, а с другой – профессиональное.

Главная цель работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья в нашем

С первых дней пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в нашем...

Особенности проведения текущей и промежуточной аттестации...

Мамыкина В. Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: основные проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Стратегические направления развития образования в Оренбургской области».

Толерантность преподавателей высшей школы по отношению...

ограниченная возможность здоровья, студент, возможность, опорно-двигательный

Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но высокий уровень

Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в...

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Инклюзивное образование занимает важную позицию в осуществлении практики социальной работы. На протяжении многих столетий общество проявляло интолерантность по отношению к людям с ОВЗ, но со временем взгляды менялись, и люди достигли уровня развития...

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. В Калужской области с 2014 года на базе Государственного автономного...

Задать вопрос