Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Шалыгина, О. В. Прибыль как основной финансовый результат деятельности организаций торговли / О. В. Шалыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 281-285. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81078/ (дата обращения: 21.01.2022).



В статье определена роль прибыли как результата деятельности организации торговли, проанализированы подходы к определению финансового результата торговой организации, исследованы основные виды прибыли торговых организаций, определены методики оптимизации прибыли.

Ключевые слова: прибыль торговой организации, финансовый результат торговой организации, валовая прибыль, чистая прибыль, оптимизация прибыли.

Значение прибыли в современной экономике огромно. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности любой торговой организации. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Актуальность данной статьи обуславливается важностью качественного формирования и распределения финансовых результатов организации и необходимостью ее оптимизации для организаций торговли.

Общий финансовый результат деятельности организации торговли, бухгалтерская прибыль или убыток — это сумма результата от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также результата (прибыли или убытка) от финансовой деятельности, операционной деятельности и от прочих внереализационных операций.

В таблице 1 представлены основные подходы к определению понятия «финансовый результат».

Таблица 1

Характеристика основных подходов к определению понятия «финансовый результат торговой организации»

Автор

Определение понятия

А. А. Соболева

прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода

В. А. Филатова

конечный экономический итог деятельности, прирост или уменьшение капитала организации, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка

Л. З. Мухаметшина

обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования

М. В. Мельник

прибыль и убыток, где прибыль — конечный финансовый результат деятельности организации, характеризующий абсолютную эффективность его работы, а убыток ‒ конечный финансовый результат деятельности организации, который характеризует неэффективность деятельности данной организации

А. Д. Шеремет

системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности организации

Таким образом, на основе представленных выше определений понятия «финансовый результат», можно сделать общий вывод о том, что данное понятие является довольно широким и объемным, но в целом его можно охарактеризовать как итоговый результат деятельности любой торговой организации.

С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной — это разность между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода.

Но прибыль характеризует не только экономическую эффективность функционирования, но вместе с тем является главным внутренним финансовым источником, обеспечивающим самостоятельное развитие организаций торговли.

Прибыль стимулирует рост объемных итоговых показателей и оптимизирует ассортимент, как производителей товаров, так и продавцов; заставляя хозяйствующие субъекты искать варианты снижения затрат.

В организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, различают несколько видов прибыли (рис. 1).

Виды прибыли в организациях торговли

Рис. 1. Виды прибыли в организациях торговли

Прибыль от продаж определяется как разница между проданной продукцией и ее себестоимостью; прибыль от прочих операций представляет разность выручки и затрат, связанных с этими операциями; валовая прибыль — это общая сумма дохода, полученного организацией за вычетом управленческих и коммерческих расходов; чистая прибыль — прибыль, оставшаяся в распоряжении торговой организации.

На рис. 2 представлена схема формирования чистой прибыли в организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.

Как можно заметить, существенным отличием системы формирования финансовых результатов в торговых предприятиях является способ отнесения их затрат 1. Так в себестоимости продукции в таких организациях учитываются только затраты на приобретение товаров для перепродажи, все остальные затраты учитываются как издержки обращения в коммерческих расходах.

Схема формирования чистой прибыли на предприятиях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю

Рис. 2. Схема формирования чистой прибыли на предприятиях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю

По данным Росстата, в январе 2021 г., сальдированный финансовый результат организаций торговли в действующих ценах составил 220,6 млрд рублей, или 134,1 % к январю 2020 года. 4 Наиболее значительный рост доли прибыльных организаций в начале 2021 года наблюдался в сфере торговли оптовой и розничной автотранспортными средствами и мотоциклами.

В современных рыночных отношениях главной целью оптимизации прибыли является ее максимизация. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов организации: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует организации на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов.

От правильного планирования прибыли зависит размер платежей в бюджет и сумма средств, оставляемых в распоряжении самой организации 2. Финансовый менеджмент предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом.

Существует три группы различных методик оптимизации прибыли, а именно 3:

– традиционные методы;

– методы маржинального анализа;

– экономико-математические методы.

По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что прибыль торговой организации является показателем неё экономической эффективности характеризует разницу между выручкой и затратами за определенный период времени. Целью оптимизации прибыли организации является определение путей увеличения величины прибыли и рентабельности как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Цикл оптимизации прибыли состоит из двух этапов: анализ финансовых результатов и их планирование.

Литература:

  1. Дурнаева, И. В. Факторный анализ финансовых результатов / И. В. Дурнаева // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 119–124.
  2. Камышанов, П. И. Методы планирования показателей деятельности торгового предприятия/П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. -М., Омега-Л, 2017–271 с.
  3. Яшечкина, К. А., Кузнецова, Е. Д. Оптимизации прибыли предприятия по средствам предельного анализа / К. А. Яшечкина, Е. Д. Кузнецова // Молодой ученый. — 2020. — № 12.5. — С. 91–93.
  4. «О финансовых результатах деятельности организаций в январе 2021 года» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-o-finansovykh-rezultatakh-deyatelnosti-organizatsij.
Основные термины (генерируются автоматически): торговая организация, прибыль, финансовый результат, организация торговли, розничная торговля, валовая прибыль, вид прибыли, деятельность организации, конечный финансовый результат, чистая прибыль.


Ключевые слова

чистая прибыль, прибыль торговой организации, финансовый результат торговой организации, валовая прибыль, оптимизация прибыли
Задать вопрос