Реалии современного дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Головко, А. Н. Реалии современного дистанционного обучения / А. Н. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81022/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье автор пытается обозначить преимущества и недостатки дистанционного обучения на современном этапе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный процесс.

В настоящий момент тема дистанционного обучения стала как никогда актуальна. Дискуссии о преимуществах и недостатках дистанционного обучения школьников и студентов ведутся во многих изданиях, интернет-ресурсах.

Дистанционное обучение характеризуется тем, что вся или большая часть учебного процесса осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

К преимуществам дистанционного обучения можно отнести следующее:

1. Снижение затрат на обучение как со стороны учебного заведения, так и со стороны обучающихся.

Учебное заведение может экономить на арендной плате, заработной плате обслуживающего персонала (гардероб, технические службы), зарплате преподавателей (преподаватель может читать лекции онлайн для большей аудитории).

Экономия учащихся состоит из отсутствия необходимости оплачивать проезд к месту проведения занятий, оплачивать съем жилья (для иногородних студентов).

2. Возможность более свободного планирования графика учебного процесса

Студент самостоятельно может планировать свою загрузку, составлять график работы. Дистанционное обучение особенно привлекательно для людей с ограниченными возможностями, молодых мам с маленькими детьми, людей, находящихся в труднодоступных районах, для тех кто не любит людные места и переполненные помещения.

3. Более широкий охват аудитории (нет ограничений по количеству слушателей курса).

4. Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств.

При дистанционном обучении могут использоваться электронные учебники с визуализацией учебной информации, моделированием и имитацией изучаемых процессов или явлений, осуществлением контроля с диагностикой ошибок и обратной связью, осуществлением самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности, усиления мотивации обучения (например, за счет использования игровых ситуаций).

5. Обучение в максимально комфортном темпе.

Учащиеся не боятся отстать от сокурсников, всегда есть возможность вернуться к сложному вопросу или теме в любое удобное время, а легкую тему — опустить, потратив время на важные вопросы.

6. Возможность совмещения учебы для работающих студентов.

Принципы дистанционного обучения дают возможность сочетать учебу с напряженным рабочим графиком. Особо мотивированные студенты могут учиться одновременно на нескольких курсах, получая образование по нескольким интересующим их направлениям. Единственные требования для этого — наличие высокоскоростного интернета и немного свободного времени для учебы.

7. Высокие результаты обучения.

Тенденции дистанционного обучения показали, что этот вид учебы ничем не уступает, а иногда даже превосходит традиционные посещения аудиторных занятий. Благодаря самостоятельной работе студент гораздо лучше запоминает и глубже понимает пройденный материал, применяет его на практике, а применение современных технологий повышает интерес к обучению.

8. Многообразие средств связи с преподавателями.

Взаимодействие преподавателя и студента возможно с использованием как online, так и offline ресурсов, к которым относятся мобильные телефоны, электронная почта, единая электронная образовательная среда, используемая учебным заведением и т. д.)

9. Доступ к учебным материалам.

Методическая система дистанционного обучения построена таким образом, чтобы студент в любое время мог получить доступ к обширным онлайн-библиотекам с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, необходимыми для учебы.

10. Спокойная обстановка.

В процессе сдачи тестов и экзаменов учащийся испытывает меньше стресса и волнений. Отсутствует возможность субъективной оценки знаний: настроение преподавателя, непристойный внешний вид или общественный статус студента, успеваемость по другим предметам никак не скажутся на общей оценке по предмету.

11. Комфортная работа преподавателя.

Преподаватель имеет возможность работать независимо от его местонахождения, по прежнему уделяя внимание большому количеству учеников.

12. Индивидуальный подход.

Можно провести аналогию занятий с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у студента вопрос. В традиционной учебе преподаватель не всегда может уделить время каждому студенту.

Недостатки дистанционного образования.

Как в любом другом аспекте нашей жизни, в дистанционном обучении кроме «за» есть и свои «против»:

1. Наличие сильной мотивации.

Учиться дистанционно смогут только те, кто хорошо себе представляет, для чего им это нужно. Так как большую часть всего учебного материала студент изучает самостоятельно, при дистанционном обучении необходимы крепкие навыки самоконтроля, развитой силы воли и ответственности. Только в этом случае результат будет положительным.

2. Отсутствует возможность развития навыков коммуникабельности.

Весь процесс обучения происходит при минимальном взаимодействии с другими людьми, а иногда — и при полном его отсутствии. Если есть потребность в развитии навыков общения, работы в команде и уверенности — лучше выбирать традиционные методы обучения.

3. Нехватка практических знаний.

Чем отличается дистанционное обучение от традиционного, так это отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить материал.

4. Проблема идентификации.

Суть дистанционного обучения в школах и колледжах состоит в том, что человек проходит обучение, используя средства коммуникации. Достаточно сложно в этой ситуации проверить, насколько самостоятельно студент сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания. Существуют программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но эти программы не так широко распространены. Учитывая вышесказанное, студентам нередко приходится лично присутствовать на итоговой аттестации, для подтверждения полученных знаний в очном режиме.

Результаты исследований [1] показывают, что дистанционное обучение в последние годы становится неотъемлемой частью образовательного процесса, и этот факт уже признан во всем мире.

В условиях, когда население многих стран находится фактически в изоляции, обойтись без дистанционного обучения невозможно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для успешного перехода в дистанционный формат обучения необходимо увеличение мотивации студентов: учиться в удалённом режиме сможет только тот, кто действительно стремиться получить знания.

Литература:

  1. Собянин Ф. И., Ирхина И. В., Кондаков В. Л., Умарова Б. Ж., Нариманова.Ж., Ковалева Р. Е. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ЗА И ПРОТИВ // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (дата обращения: 12.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, учебное заведение, учебный процесс, возможность, счет использования.


Задать вопрос