Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грошева, С. С. Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци / С. С. Грошева, С. А. Десятникова, А. В. Ларина, Е. Р. Христославенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81021/ (дата обращения: 18.01.2022).



В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.

Ключевые слова : нравственные ценности, воспитание, обучение, педагог, обучающиеся, образовательная сфера, взаимодействие.

В современном мире происходят значительные изменения в понимании молодежью нравственных ценностей. Поэтому такая проблема остро стоит в рамках информационного общества.

Проблематикой нравственных ценностей занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, такие как В. А. Сластёнин, Дж. Хазард, Г. И. Чижакова, Я. А. Коменский и другие. Вековые труды этих ученых изучаются в педагогических университетах и по сей день, поэтому в рамках курса «Технологии и организации воспитательных практик» мы решили заняться более детальным изучением работ великих педагогов. Особое внимание мы решили уделить трудам Иоганна Генриха Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци — великий педагог, родившийся в Швейцарии в XVIII веке. Входил в ряды крупнейших педагогов-гуманистов XVIII — XIX веков. За время своей работы внес особый вклад в развитие теории и практики педагогики. Труды Песталоцци (учебники) стали образцовым показателем для творчества последующих педагогов. Иоганн Генрих Песталоцци внес немалый вклад и в развитие дошкольной педагогики как науки. При жизни создавал воспитательные учреждения, в которых в процессе обучения и образования должны были сочетаться трудовое и нравственное воспитание, что послужило «прообразом» детских садов. В своих трудах И. Г. Песталоцци приоритетным отмечал гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребенка, а также истинной целью воспитания считал истинное проявление человечности в детях. Центральная идея гуманистической педагогики принадлежит именно Иоганну Генриху Песталоцци и заключается в следующем — процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребенка.

Главная задача воспитания, по мнению Иоганна Генриха Песталоцци, заключается в формировании гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в общественной жизни. Нравственные ценности для человека — это «фундамент для внутреннего равновесия и спокойствия, следование им дает уверенность в своих силах, рождает энергию и оптимизм».

Основу нравственного воспитания составляют разумные семейные отношения, а также любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников. Песталоцци в своих трудах писал, что нравственное поведение формируется несколькими путями:

  1. Развитием у детей чувств морали и созданием нравственных наклонностей, а не путем нравоучений;
  2. Упражнениями в нравственных поступках, которые формируют у детей самообладание, выдержку и волю.

Главный элемент нравственности — любовь ребенка к матери и отцу, которая в дальнейшем постепенно перерастает у детей в любовь к близким, а затем уже к учителю и школьным товарищам и всему человечеству в целом.

Педагог, по Песталоцци, должен развивать чувство безграничной всепоглощающей любви своим уважительным отношением к личности ребенка, ведь именно развитое чувство любви служит основой всех нравственных ценностей человека. Этот взгляд на взаимодействия между воспитателем и воспитанником отражает педагогика поддержки, которая в Российской Федерации стала уже общепринятым стандартом, требованием от общества к образовательному учреждению. Педагогика поддержки предполагает, что воспитатель не ведет за собой ребенка, не «насильственно» направляет по той траектории развития, которую он определил нужной и единственно верной. Наоборот: в этом случае педагог и его воспитанник — союзники, которые идут навстречу друг другу во имя общей, совместно определяемой цели воспитательного процесса. Такая картина может сложиться только при условии существования доверительных, взаимно уважительных отношений между участниками процесса, субъект-субъектного взаимодействия.

Создавая в современном образовательном учреждении психологически благоприятную среду, в которой обучающийся чувствует себя полноправным участником всех протекающих процессов, педагог создает благоприятную почву для развития нравственных качеств ребенка в полной мере. Оказавшись в среде, которая располагает ребенка к нравственному росту, заручившись абсолютной поддержкой педагога, ребенок открывает для себя широкие возможности к самореализации. В большинстве современных школ существуют различные практики для нравственного воспитания подрастающего поколения, осуществляемые педагогами не в формате нравоучения, а в творческом, дружелюбном и увлекательном для детей ключе. Сейчас эффективными средствами воспитания являются воспитывающие ситуации, демонстрации, рассказы, игры, этические беседы, чтение художественной литературы, посещение музеев, выставок, театральных постановок, проведение нравственных мероприятий — Бессмертный полк, дни памяти, субботники, дни добрых дел и многие другие.

Для большей наглядности приведем пример воспитательной программы, разработанной в рамках курса «Технологии и организации воспитательных практик».

Данная программа способствует внедрению педагогических принципов по И. Г. Песталоцци в современные образовательные учреждения.

Она подходит для учащихся с первого по одиннадцатый класс и реализуема в рамках образовательного процесса. Целью нашей программы является формирование и развитие у детей чувств морали и таких нравственных качеств, как любовь к ближнему, семье и Родине, уважение, доброта, сострадание и др. К задачам программы воспитания мы относим создание благоприятной для нравственного роста среды, всестороннее развитие обучающегося, предоставление воспитанникам возможностей для проявления инициативы и самостоятельности. Это осуществимо с помощью ряда методов. Методы формирования самосознания и нравственного поведения включают в себя чтение рассказов детям с дальнейшим объяснением (в младших классах), проведение занятия-диспута (в средних и старших классах), проведение нравственных упражнений (создание и решение проблемной ситуации, моделирование социальных ролей) и др. Методы стимулирования предполагают высокий уровень самостоятельности воспитанника и осуществляются за счёт соревнований, которые развивают у детей волю, выдержку, умение работать в команде, ответственность за коллектив. В рамках предложенной нами программы педагогом могут использоваться и внеурочные мероприятия как инструмент, способствующий развитию нравственного сознания у воспитанников. Например, совместный просмотр фильмов и мультфильмов с дальнейшим обсуждением, походы в театр, на выставки, в волонтёрские центры, организация социально значимых проектов (добровольческих отрядов, проведение субботников) и пр., подходящие по возрасту и другим условиям. Однако основой нашей программы, без которой она теряет всякий смысл, является личный пример, ежедневно демонстрирующийся непосредственно педагогом. Ему необходимо самому обладать теми нравственными ценностями, которые он стремится привить подрастающему поколению, а также быть активным участником воспитательного процесса, не только создавая благоприятную для развития среду, но я всячески направлять ученика, когда появляется такая необходимость, быть нравственным ориентиром. С учётом всех вышеперечисленных компонентов предложенная нами программа по воспитанию нравственных ценностей будет жизнеспособна.

Подводя итог всему вышеизложенному, мы подчёркиваем, что вопрос о нравственном воспитании, который Песталоцци поднимал ещё в XIX веке, актуален и на сегодняшний день. Опираясь на идеи великого педагога, мы считаем, что ведущее место в воспитании должно отводиться такой парадигме, как педагогика поддержки. Работая вместе со своим воспитанником, прислушиваясь к нему, помогая ему и давая необходимую свободу выбора, мы вызываем у него доверие к нам, формируем у него чувство собственной значимости естественным путём без принуждения и хитрости. Это выступает в качестве хорошей основы для формирования мировоззрения воспитанника и его нравственных ценностей. Чтобы ребёнку действительно стать человеком (а под этим мы подразумеваем все высокие и благородные качества, которые свойственны только людям) нужно воспитать в нём человечность. Ни один педагог не сможет сделать этого без проявления любви к своему воспитаннику. Нужно безвозмездно любить ребёнка и помогать ему, чтобы тот проникся тёплым чувством к своему наставнику и начал доверять ему. Без взаимной любви педагога и воспитанника не будет основы для формирования у второго нравственных ценностей. Не осознавая их важность, ребёнок рискует не обрести внутренний стержень и не продолжить развиваться как здоровая и полноценная личность. Педагогам этого допускать нельзя, так как главная и неизменная задача воспитания заключается в формировании развитой личности.

Таким образом, нельзя пренебрегать идеями Иоганна Генриха Песталоцци в воспитательной работе. Мы смогли доказать, что то важное значение, которое великий педагог придавал нравственным ценностям, находит отклик в сердцах современных учителей и воспитателей. Нравственность — основа педагогической деятельности, потому что без неё ребёнок никогда не сможет стать полноценной личностью. Благодаря педагогу люди становятся людьми.

Литература:

  1. Абрамов В. Я. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность. — СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейна, 1893. — 86 с.
  2. Анисимова Т. С. Нравственность в фокусе целей современного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennost-v-fokuse-tseley-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.04.2021).
  3. Коменский А. Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М: Педагогика, 1989. — 416 с.
  4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5–11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М.: 5 за знания, 2005. — 207 с.
  5. Носова И. С. Формирует ли современное образование компетентность и нравственность у обучаемых? // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruet-li-sovremennoe-obrazovanie-kompetentnost-i-nravstvennost-u-obuchaemyh (дата обращения: 24.04.2021).
  6. Песталоцци И.Г, Избранные педагогические произведения в 3-х томах. Том 1. / Перевод с немецкого О. Л. Коган, С. П. Либермана, Е. С. Лившиц, С. Я. Розовой. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 558 с.
  7. Пинкевич А. П., Медынский Е. Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. — М., 1927. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, педагог, великий педагог, педагогика поддержки, ребенок, ценность, воспитательный процесс, нравственное поведение, полноценная личность, ребенок чувств морали.


Задать вопрос