Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение производительности автопоездов в условиях распределительных центров путем оснащения системой автоматического управления движением

Технические науки
14.05.2021
144
Поделиться
Библиографическое описание
Никифоров, О. А. Повышение производительности автопоездов в условиях распределительных центров путем оснащения системой автоматического управления движением / О. А. Никифоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81019/.


Статья посвящена разработке способа повышения производительности подвижного состава. Разработана электронная система управления движением седельного автопоезда для маневрирования по территории распределительного центра с использованием спутниковых радионавигационных систем. Проведена апробация работы алгоритма методом имитационного моделирования. Проведен технико-экономическая оценка инвестиционного проекта.

Ключевые слова: седельный автопоезд, распределительный центр, GPS, автопилот.

Одной из проблем при организации перевозочного процесса на крупных распределительных центрах и логистических терминалах, является проблема осуществления погрузочно-разгрузочных и сопутствующих с ними операций.

Время простоя автомобиля при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ составляет значительный процент от общего времени работы грузовых автомобилей. Особенно велик удельный вес этого времени при характерных для грузового автомобильного транспорта перевозках грузов на малые расстояния, в том числе при осуществлении перевозок от распределительного центра до магазинов торговой сети в пределах города и области. На рисунке 1 представлена структура общего времени работы автомобиля в течение рабочего дня.

В связи с этим необходимо уделять особое внимание эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ, при которой простой автомобилей и себестоимость перевозок будут принимать минимальные значения. На рисунке 2 показано из каких этапов состоит общее время простоя автомобиля во время погрузки и разгрузки [1].

Одна ездка грузового автомобильного транспорта складывается из следующих элементов транспортно-грузового комплекса:

— погрузка на автомобиль или автопоезд;

— пробег их от пункта погрузки до пункта разгрузки;

— выгрузка, т. е. освобождение задействованного подвижного состава от перевозимого груза.

По окончании разгрузки автомобиль (автопоезд) совершает пробег без груза к тому же или к другому месту погрузки, где первая ездка его заканчивается.

Структура общего времени рейса грузового автотранспорта

Рис. 1. Структура общего времени рейса грузового автотранспорта

Распределение времени при организации погрузочно-разгрузочных работ в условиях РЦ

Рис. 2. Распределение времени при организации погрузочно-разгрузочных работ в условиях РЦ

В качестве способа повышения производительности подвижного состава, в частности седельных автопоездов, было предложено автоматизировать процесс маневрирования автомобиля при движении по территории распределительного центра, то есть от контрольно-пропускного пункта до места проведения погрузочно-разгрузочных работ.

В рамках научного исследования проводилось моделирование движения седельного автопоезда по территории распределительного центра Магнит АО «Тандер» (Адрес. 187033, д Ям-Ижора, р-н Тосненский, ул. Тельмана, д. 1).

В ходе проведенного анализа было установлено, что на данный момент не существует готового технического решения [2]. В связи с этим было предложено самостоятельно разработать систему, позволяющую автоматизировать процесс движения седельного автопоезда.

С целью минимизации начальных затрат было принято решение начать разработку систему методом имитационного моделирования [3, 4].

На первоначальном этапе была разработана схема взаимодействия программно-аппаратных частей системы. После чего были составлены математическая модель седельного автопоезда и модель прогнозирования траектории движения. Для апробации работы системы применялся программный пакет Matlab Simulink.

При движении по прямолинейной траектории максимальное отклонение составило 𝐸𝑚𝑎𝑥 = 0,03 м, среднее квадратичное отклонение 𝜎 = 0,01 м. Для полуприцепа: 𝐸𝑚𝑎𝑥 = 0,02 м, 𝜎 = 0,01 м. При движении по криволинейной траектории погрешность возрастает при резком изменении направления движения. Для тягача максимальное отклонение составило 𝐸𝑚𝑎𝑥 = 0,1 м, среднее квадратичное отклонение 𝜎 = 0,04 м. Для полуприцепа: 𝐸𝑚𝑎𝑥 = 0,09 м, 𝜎 = 0,03 м.

На основании анализа результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод о достаточной работоспособности разработанной системы управления.

Также стоит отметить, что в результате моделирования движения автомобиля по одному из путей на территории распределительного центра, было получено сокращение времени маневрирования на 40 % (с 1 часа до 36 минут).

В ходе технико-экономического анализа было проведено сравнение работы базового седельного автопоезда и автопоезда, оснащенного электронной системой управления движением (таблица 1).

Таблица 1

Исходные данные для проведения технико-экономического анализа

Наименование

Значение после установки системы

Значение до установки системы

Тип и марка автомобиля

Scania G410 + п/п Schmitz SCS EB

Грузоподъемность, т

33

Вид топлива

Дизельное

Стоимость подвижного состава, руб

13400000 (с учетом стоимости установленной системы, равной 400 тыс. р.

13000000

Время, затрачиваемое на маневрирование и погрузочно-разгрузочные работы, ч.

0,6

1

Расстояние перевозки, км

40

После проведения расчетов было замечено увеличение расходной составляющей, однако, за счет увеличение производительности подвижного состава произошло снижение себестоимости перевозки (таблица 2–3).

Таблица 2

Показатели транспортной работы подвижного состава

Наименование

Значение после установки системы

Значение до установки системы

Грузооборот, т

44857

37167

Транспортная работа, т.-км

1794290

1486697

Таблица 3

Годовая сумма затрат и структура себестоимости

Статьи затрат

Годовая сумма затрат после установки системы, руб

Себестоимость единицы транспортной работы, руб./т-км

Годовая сумма затрат до установки системы, руб

Себестоимость единицы транспортной работы, руб./т-км

Амортизационные отчисления

1 675 000

0,93

1 625 000

1,09

Расходы на топливо

1492523

0,83

1236662

0,83

Расходы смазочные материалы

298505

0,17

247332

0,17

Расходы на ремонт

32000

0,02

30000

0,02

Затраты на шины

358858

0,20

297339

0,20

ФОТ

2644200

1,47

2644200

1,78

Накладные расходы

793260

0,44

793260

0,53

Итого

7 294 345

4,07

6 873 793

4,62

Анализ финансовых показателей работы единицы подвижного состава также показал положительные результаты (Таблица 4).

Таблица 4

Сводная ведомость финансовых показателей

Наименование показателя

Значение автомобиля с системой

Значение автомобиля без системы

Выручка от реализации

10 765 738 руб.

8 920 183 руб.

Чистая прибыль

3 471 393 руб.

2 046 389 руб.

Рентабельность

48 %

30 %

Срок окупаемости инвестиционного проекта составил около 4 месяцев.

Выводы

Таким образом, оснащение седельного автопоезда электронной системой, позволяющей автоматизировать процесс маневрирования по территории распределительного центра, позволяет повысить производительность подвижного состава, что оказывает положительное влияние на финансово-экономические показатели работы торговой сети. Помимо этого, стоит отметить улучшение психофизиологического состояния водителей, вследствие снижения нагрузки в процессе управления транспортным средством, что в конечном счете влияет на безопасность дорожного движения.

Литература:

  1. Макеев В. Н. и др. Влияние продолжительности простоя на производительность подвижного состава //Лесотехнический журнал. — 2013. — №. 1 (9), 198 c.
  2. Никифоров О. А. Анализ систем помощи при парковке грузового автотранспорта в условиях дефицита визуальной информации // Актуальные проблемы современного строительства: сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2 ч.; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2020. Ч. 2. 232 с.
  3. Щербаков В. С. Моделирование и визуализация движений механических систем в MATLAВ. Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. 88 с.
  4. Духанов А. В., Медведева О. Н. Имитационное моделирование сложных систем. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 115 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
седельный автопоезд
распределительный центр
GPS
автопилот
Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 98-102):
Часть 2 (стр. 75-147)
Расположение в файле:
стр. 75стр. 98-102стр. 147

Молодой учёный