Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 14.05.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Попов, Д. В. Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства / Д. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80998/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются материалы выполненных экспертных исследований по обоснованию содержания и структуры профессиональной экспериментальной компетенции студентов технического вуза — будущих специалистов по специальности «Физические процессы в нефтегазовом производстве».

Ключевые слова : студенты, экспериментально-исследовательские компетенции, виды профессиональной деятельности, экспертные исследования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 13.12.03 — физические процессы в нефтегазовом производстве определяет профессиональную компетенцию (по виду научно-исследовательской деятельности специалиста под индексом ПК-23) как готовность выполнять экспериментальные исследования в натурных и лабораторных условиях с использованием современных методов и средств измерения, готовность обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты [1]. В тоже время профессиональные корпоративные стандарты нефтегазовой отрасли (ОАО «Роснефть, ОАО «Газпром») и другие представляют более высокие и расширенные требования к специалистам по физическим процессам в нефтегазовом производстве по выполнению экспериментально-исследовательских работ, по владению профессиональной экспериментально-исследовательской компетенцией.

В интересах максимального удовлетворения потребностей и требований работодателя к содержанию и уровню сформированности профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции у выпускников технического вуза — будущих специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве были проведены экспериментальные исследования [1]. Целью этих исследований: выявление роли и места лабораторных экспериментально-исследовательских работ в служебной деятельности к выявлению содержания и структуры экспериментально-исследовательской компетенции специалистов этого профиля. В исследованиях принимали участие 2 группы экспертов:

а) ведущие специалисты регионального нефтегазового кластера: ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», АК «Транснефть»;

б) ученые и преподаватели института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета, ученые и специалисты бикорпоративных научно-образовательных центров нефтегазового кластера при СамГТУ общей численностью 118 человек.

По результатам статистической обработки анкетных экспертных данных установлено, что из четырех наиболее характерных видов профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве доминирующее место занимает научно-исследовательская деятельность (56 % служебного времени, из которого 48 % приходится на выполнение экспериментально-исследовательских лабораторных и 8 % — аналитических научных работ, тогда как проектная деятельность в среднем занимает 14 %, производственно-технологическая — 18 %, организационно-управленческая — 12 %.

Таким образом, экспериментальные исследования позволили прежде всего установить доминирующее место экспериментально-исследовательских работ в профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового производства и подтвердить высокую актуальность проблемы формирования у студентов этой специальности экспериментально-исследовательских компетенций.

Экспертные исследования по уточнению содержания и выявления структуры экспериментально-исследовательской компетенции студентов — будущих специалистов по физическим процессам нефтегазового производства также проводили с использованием метода анкетирования. При этом эксперты в анкете отражали свое мнение о содержании к структуре экспериментально-исследовательской компетенции и свои варианты дефиниций этой компетенции.

На основании результатов статистической обработки полученных анкетных экспертных данных, их обобщения и многокритериального анализа с позиций методологии и лингвистики, автором было дано следующее определение понятия «профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства», принятое к практической реализации.

Профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства — это интегративная многокомпонентная субстанция, адекватно отражающая его готовность/способность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств:

– планировать лабораторный эксперимент, конкретизировать его задачи и временную последовательность их выполнения, подготавливать к работе лабораторный стенд/установку, подбирать соответствующие инструментальные средства и измерительные приборы;

– корректно и адекватно целям и задачам эксперимента выполнять комплекс деятельностных, психомоторных и тактильных операций и процедур, обеспечивающих получение необходимой минимально достаточной информации о состоянии и параметрах исследуемого физического/технологического процесса или технического объекта;

– выполнять статистическую обработку полученных экспериментальных данных, анализировать и оценивать результаты эксперимента, составлять и редактировать аргументированные отчеты и презентации по выполненному исследованию, проводить эффективную презентацию/защиту выполненного лабораторного исследования.

Представленное научно обоснованное определение профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства явилось системообразующим звеном разработанной и практически реализованной компетентностно-модульной технологией формирования у студентов, обучающихся по специальности «физические процессы нефтегазового производства» [2]. Система успешно апробирована и внедрена в учебный процесс института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета.

Литература:

  1. Евсюков В. Н. Основы научных исследований: Методическое пособие. — Оренбург: Изд-во СГУ.2011. — 316 с.
  2. Михелькевич В. Н., Попов Д. В. Разработка методики оценки эффективности компетентностно-модульной технологии формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции. — Современные наукоемкие технологии. № 8, 2019 г. — с. 142–146.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтегазовое производство, профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция, процесс, будущий специалист, статистическая обработка, доминирующее место, профессиональная деятельность специалистов, работа, Самарский государственный технический университет, технический вуз.


Ключевые слова

экспертные исследования, студенты, экспериментально-исследовательские компетенции, виды профессиональной деятельности

Похожие статьи

Профессиональные квалификации современного специалиста...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная...

Педагогические условия формирования профессиональной...

Задача ВУЗа – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из

Процесс формирования профессиональной компетентности студентов через...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Моисеев В. Б. Научно-педагогическая школа технического вуза как фактор развития инноваций в региональной системе профессионального образования / В. Б...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе

Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо

Работа по профессиональной подготовке будущего инженера — это сложный и трудоемкий процесс.

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность...

Современные требования к подготовке инженерных кадров

В настоящее время научно-технический прогресс реализуется в производстве методом внедрения

- использовать современные методы управления и организации работы

Поэтому, высокие требования к специалисту, представленные в Госстандарте, входят в...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения должно строиться, прежде всего, с учетом структуры и логики основных принципов и понятий педагогики, с одной стороны, с другой – знаний и пониманий структуры энергетического...

профессиональная деятельность, будущий учитель...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация... Информационные технологии в образовании | Статья в журнале...

Производственные технологии как инструмент формирования...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов. профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз... Вопросы интеграции в среднем...

Похожие статьи

Профессиональные квалификации современного специалиста...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная...

Педагогические условия формирования профессиональной...

Задача ВУЗа – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из

Процесс формирования профессиональной компетентности студентов через...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Моисеев В. Б. Научно-педагогическая школа технического вуза как фактор развития инноваций в региональной системе профессионального образования / В. Б...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе

Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо

Работа по профессиональной подготовке будущего инженера — это сложный и трудоемкий процесс.

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность...

Современные требования к подготовке инженерных кадров

В настоящее время научно-технический прогресс реализуется в производстве методом внедрения

- использовать современные методы управления и организации работы

Поэтому, высокие требования к специалисту, представленные в Госстандарте, входят в...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения должно строиться, прежде всего, с учетом структуры и логики основных принципов и понятий педагогики, с одной стороны, с другой – знаний и пониманий структуры энергетического...

профессиональная деятельность, будущий учитель...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация... Информационные технологии в образовании | Статья в журнале...

Производственные технологии как инструмент формирования...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов. профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз... Вопросы интеграции в среднем...

Задать вопрос