Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства

Педагогика
14.05.2021
36
Поделиться
Библиографическое описание
Попов, Д. В. Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства / Д. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80998/.


В статье рассматриваются материалы выполненных экспертных исследований по обоснованию содержания и структуры профессиональной экспериментальной компетенции студентов технического вуза — будущих специалистов по специальности «Физические процессы в нефтегазовом производстве».

Ключевые слова : студенты, экспериментально-исследовательские компетенции, виды профессиональной деятельности, экспертные исследования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 13.12.03 — физические процессы в нефтегазовом производстве определяет профессиональную компетенцию (по виду научно-исследовательской деятельности специалиста под индексом ПК-23) как готовность выполнять экспериментальные исследования в натурных и лабораторных условиях с использованием современных методов и средств измерения, готовность обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты [1]. В тоже время профессиональные корпоративные стандарты нефтегазовой отрасли (ОАО «Роснефть, ОАО «Газпром») и другие представляют более высокие и расширенные требования к специалистам по физическим процессам в нефтегазовом производстве по выполнению экспериментально-исследовательских работ, по владению профессиональной экспериментально-исследовательской компетенцией.

В интересах максимального удовлетворения потребностей и требований работодателя к содержанию и уровню сформированности профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции у выпускников технического вуза — будущих специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве были проведены экспериментальные исследования [1]. Целью этих исследований: выявление роли и места лабораторных экспериментально-исследовательских работ в служебной деятельности к выявлению содержания и структуры экспериментально-исследовательской компетенции специалистов этого профиля. В исследованиях принимали участие 2 группы экспертов:

а) ведущие специалисты регионального нефтегазового кластера: ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», АК «Транснефть»;

б) ученые и преподаватели института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета, ученые и специалисты бикорпоративных научно-образовательных центров нефтегазового кластера при СамГТУ общей численностью 118 человек.

По результатам статистической обработки анкетных экспертных данных установлено, что из четырех наиболее характерных видов профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам в нефтегазовом производстве доминирующее место занимает научно-исследовательская деятельность (56 % служебного времени, из которого 48 % приходится на выполнение экспериментально-исследовательских лабораторных и 8 % — аналитических научных работ, тогда как проектная деятельность в среднем занимает 14 %, производственно-технологическая — 18 %, организационно-управленческая — 12 %.

Таким образом, экспериментальные исследования позволили прежде всего установить доминирующее место экспериментально-исследовательских работ в профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового производства и подтвердить высокую актуальность проблемы формирования у студентов этой специальности экспериментально-исследовательских компетенций.

Экспертные исследования по уточнению содержания и выявления структуры экспериментально-исследовательской компетенции студентов — будущих специалистов по физическим процессам нефтегазового производства также проводили с использованием метода анкетирования. При этом эксперты в анкете отражали свое мнение о содержании к структуре экспериментально-исследовательской компетенции и свои варианты дефиниций этой компетенции.

На основании результатов статистической обработки полученных анкетных экспертных данных, их обобщения и многокритериального анализа с позиций методологии и лингвистики, автором было дано следующее определение понятия «профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства», принятое к практической реализации.

Профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства — это интегративная многокомпонентная субстанция, адекватно отражающая его готовность/способность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств:

– планировать лабораторный эксперимент, конкретизировать его задачи и временную последовательность их выполнения, подготавливать к работе лабораторный стенд/установку, подбирать соответствующие инструментальные средства и измерительные приборы;

– корректно и адекватно целям и задачам эксперимента выполнять комплекс деятельностных, психомоторных и тактильных операций и процедур, обеспечивающих получение необходимой минимально достаточной информации о состоянии и параметрах исследуемого физического/технологического процесса или технического объекта;

– выполнять статистическую обработку полученных экспериментальных данных, анализировать и оценивать результаты эксперимента, составлять и редактировать аргументированные отчеты и презентации по выполненному исследованию, проводить эффективную презентацию/защиту выполненного лабораторного исследования.

Представленное научно обоснованное определение профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции студента — будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства явилось системообразующим звеном разработанной и практически реализованной компетентностно-модульной технологией формирования у студентов, обучающихся по специальности «физические процессы нефтегазового производства» [2]. Система успешно апробирована и внедрена в учебный процесс института нефтегазовых технологий Самарского государственного технического университета.

Литература:

  1. Евсюков В. Н. Основы научных исследований: Методическое пособие. — Оренбург: Изд-во СГУ.2011. — 316 с.
  2. Михелькевич В. Н., Попов Д. В. Разработка методики оценки эффективности компетентностно-модульной технологии формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции. — Современные наукоемкие технологии. № 8, 2019 г. — с. 142–146.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
студенты
экспериментально-исследовательские компетенции
виды профессиональной деятельности
экспертные исследования
Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 181-182):
Часть 3 (стр. 149-227)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 181-182стр. 227

Молодой учёный