Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 1967 раз

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ / Н. А. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80980/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье автор рассматривает значимость фортепианного репертуара для учащихся-пианистов ДМШ, основанного на произведениях композиторов Казахстана.

Ключевые слова: произведения казахских композиторов, фортепиано, дополнительное музыкальное образование, репертуар, Детская музыкальная школа.

Для Казахстана сохранение самобытной национальной культуры является важнейшим условием полноценного государственного суверенитета. Характер дополнительного музыкального образования детей в нашей стране побуждает педагогику искать те пути обучения в Детских музыкальных школах, которые позволят через обращение к истокам национальной музыкальной культуры воспитать личность, осознающую свою идентификацию, знающую свою историю, культуру своего народа.

Так как музыкальный язык является одной из форм проявления самосознания нации, то включение произведений казахских композиторов и казахского фольклора в фортепианную школу, позволят решить проблему формирования у детей ценностного отношения к национальной культуре, осознания принадлежности к своему народу. А.Затаевич указывал на важность приобщения к пианистической культуре с опорой на произведения, «в которых близкий казахам интонационный, ладовый и ритмический материал переосмысливался бы в жанрах фортепианной музыки [1, с.]

Задачи каждого педагога ДМШ весьма глубоки и многообразны. Формируя важнейшие музыкально-исполнительские навыки учащихся, развивая их музыкальные способности, преподаватели фортепиано неуклонно и систематически проводят работу по развитию художественного вкуса, музыкального мышления, исполнительского мастерства на основе лучших образцов фортепианной музыки композиторов Казахстана.

Актуальные вопросы, связанные с обращением к казахской фортепианной музыке, в разной степени освещены в специальной литературе. Так, А.Сапожникова осветила использование в репертуаре пианистов пьес А.Затаевича; в свою очередь С Мулдашева и Д.Камалиева исследовали особенности фортепианного изложения казахских и таджикских танцев А.Жубанова; Т.Пылаева изучала фортепианные миниатюры композиторов Казахстана, А.Досаева исследовала историю развития фортепианного искусства в Казахстане. Она выделяет ранний этап развития фортепианной музыки в Казахстане, к которому относятся первые обработки казахских народных песен А.Затаевича [2]. В дальнейшем к фортепианным обработкам обращаются Е.Брусиловский, М.Сагатов, Л.Хамиди, А.Жубанов, Д.Мацуцин, А.Исакова, Н.Мендыгалиев, А.Великанов и др.

Фортепианная музыка Казахстана представлена различными жанрами: от миниатюры до крупных форм. Среди произведений для фортепиано достаточно много циклов пьес программного характера, которые с огромным интересом исполняются учащимися ДМШ. Это: циклы фортепианных миниатюр А.Исаковой: «Добрый день», «Сказки», «Фортепианные пьесы для детей», «В зоопарке», «Школьные годы»; Г.Жубановой — «Миражи», цикл Ж.Дастенова — «Листопад»; «Таджикские танцы», «Восемь казахских танцев» А.Жубанова, «Хореографические танцы» Е.Брусиловского. К жанрам фортепианной миниатюры относятся также концертные виртуозные пьесы Е.Брусиловского, А.Бестыбаева, Е.Андосова, А.Токсанбаева, Б.Баяхунова и Н.Мендыгалиева др.

Из композиторов и музыкантов современного поколения хочется выделить фортепианные произведения и обработки таких авторов: В.Завгороднего, А.Абдинурова, С.Абдинурова, Т.Жангутина, А.Сагат, Р.Кали, Л.Жумановой, Ж.Ким, К.Измаиловой, А. Мамбетова-Жубанова, Д. Останькович, М.Сутюшева, С. Еркимбекова, Н.Федоровой и др.

Практика работы показывает на необходимость дополнения педагогического репертуара ДМШ лучшими произведениями казахских авторов. Индивидуальный характер обучения игре на инструменте создает огромные возможности для правильного подбора репертуара каждому ученику, который целенаправленно будет содействовать его музыкальному становлению и развитию. В этой связи, выбор репертуара приобретает наиважнейшее значение, ибо умело составленный репертуар — важнейший фактор воспитания пианиста. Подбирая репертуар, педагог просматривает огромное количество литературы, останавливаясь только на том, что интересно и полезно для данного ученика. При отборе должна быть проявлена максимальная гибкость и проницательность: то, что необходимо одному ученику, может быть совершенно бесполезно для другого. Чем шире репертуарный кругозор преподавателя, яснее его представление о сильных и слабых сторонах своего ученика, тем разумнее и целесообразнее будет репертуарный план, выбранный им для учащегося.

В течение всего периода обучения в ДМШ в классе фортепиано каждый ученик, наряду с другими произведениями, должен ежегодно осваивать по несколько пьес авторов Казахстана. Таким образом, музыка казахстанских композиторов исполняется учащимися с первого по седьмой класс и существует острая необходимость в постоянном дополнении и расширении такого рода репертуара. Таким образом, спектр исполнительских задач, поставленных при обучении, довольно широк: это и произведения для начинающих, и для уже вполне состоявшихся исполнителей. Многие педагоги фортепиано ДМШ, в практической деятельности сталкиваются с проблемой выбора репертуара казахских композиторов, представляющим начальный и средний уровень сложности, в виду его незнания. Позволим себе познакомить с некоторыми из них.

Если рассматривать репертуар для начинающих, то здесь хочется отметить очень яркие и образные миниатюры А.Исаковой из цикла «Доброе утро» [3]. Все произведения данного цикла программные, что позволяет маленьким исполнителям (1–3 классы ДМШ) сразу живо и образно представить картинку исполняемого: «Ку-ка-ре-ку!», «Бабочка», «Солдатик», «Игра в мячик», «Васька, выходи!», «Обиделся», «Купили велосипед», «Новая машина», «Все будет хорошо». Не менее интересны детям данной возрастной категории цикл пьес Ляззат Жумановой «Балалық шақ», в который вошли: «Ежик», «Жайлау», «Кюй», «Қогершін», «Пьеса», «Ананың мұны» и многие другие [4]. Хочется отметить также замечательные пьесы Алиби и Серикжана Абдинуровых: «Би», «Бесік жері», «Ақ жол», «Щенок», «Верблюжонок», «Козленок», «Котенок», «Мектеп вальсі», «Ақ сүйек», и др. Эти миниатюры дети исполняют с огромным удовольствием и интересом, полностью погружаясь в музыкальный материал.

Другой цикл А.Исаковой — «Добрый день», предназначен для детей младших и средних классов. Задача, которую ставит композитор в этом цикле, заключается не только в том, чтобы развить технические навыки исполнения, но и чтобы ребенок научился понимать суть музыкального образа. В названиях пьес отражены близкие, понятные детям темы: «Мальчики-девочки», «Допрыгался», «Солнечный зайчик», «Страшная тайна», «Алло, алло!», «Одуванчики», «Ромашковый бал», «Солнечный зайчик» и др [5]. Пьесы носят ярко изобразительный характер, понятны и интересны детям.

Фортепианные миниатюры композиторов Казахстана сыграли важную роль в становлении нового национального композиторского стиля. Композиторы разных поколений используют различные фактурные приемы, более смело пользуются возможностями фортепиано, экспериментируют.

Для возрастной категории учащихся (5–7 классы ДМШ) хочется порекомендовать для исполнения новые произведения С. Абдинурова: «Алғашқы романс», «Бұзылған қуыршақ», «Той базар», «Аударысақ» [6]. Очень интересны для учащихся два сборника произведений Л.Жумановой, в которые входят более 80 пьес разного характера. Многие пьесы имеют эпиграф ввиде четверостишия, что создает эмоционально-образный настрой еще до их прослушивания. Музыкальный язык отличается естественностью и гибкостью, в большей части пьес основан на интонациях казахской народной музыки. Самые яркие из них: «Музыка снега», «На волне», «Ностальгия», «Бесік жері», «Сакура». Заслуживают должного внимания также обработки Р.Кали: «Джайляу», «Құсни Қорлан», обработки Ж.Ким: «Дайдидау», «Гүлдер-ай», «Бір бала», «Қосалқа» [7].

Для учащихся старших классов ДМШ будет очень полезен сборник миниатюр А.Абдинурова «Көкшолақ желісімен», в который вошли замечательные образцы авторской музыки и переложений казахского народно-песенного материала: «Үкілім-ай желісімен», «Гүл-гүл жайна желісімен», «Жеңеше желісімен», «Дударай», «Көкшолақ желісімен» [8]. Очень интересен новый совместный авторский проект С.Абдинурова и А.Абдинурова «Әбдінұр» [9], в который включены замечательные фортепианные произведения для сольного и ансамблевого исполнения.

Весь вышеназванный репертуар с успехом апробирован в процессе практической работы с учащимися Детской музыкальной школы им Н. Тлендиева. Ученики с огромным интересом исполняют произведения казахских композиторов как на занятиях, на академических концертах, так и выступая на различных исполнительских конкурсах. Особую значимость при этом приобретает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него — все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя. В связи с этим еще более актуально звучит проблема комплексного развития ученика посредством произведений композиторов Казахстана. Современный фонд фортепианной литературы казахстанских композиторов включает в себя произведения самых разных жанров. От простых пьес малой формы до сложных сочинений, в которых элементы казахского фольклора взаимодействуют с европейской композиторской техникой. Казахская фортепианная музыка, сохранив самобытную национальную культуру и стилистическое своеобразие, стоит на одной ступени с мировым фортепианным искусством.

Широкое ознакомление учащихся-пианистов ДМШ с музыкой композиторов Казахстана разных времен и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений с поставленными педагогическими задачами, интерес ученика к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это положительно сказывается на результатах обще музыкального и технического развития учащегося.

Литература:

  1. Затаевич А. В. Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано — Алма-Ата: Өнер, 1971.
  2. Досаева А.Фортепианная музыка Казахстана- Алматы: Өнер, 1995.
  3. Исакова А. Доброе утро (Фортепианный цикл для детей) — М: Музыка, 2004.
  4. Жуманова Л. А. Фортепианные произведения.- Семей: Интеллект, 2013.
  5. Исакова А. Добрый день- М: Музыка, 2011.
  6. Music Sovenir KZ Фортепианные произведения казахских композиторов. Хрестоматия. Составление и редакция Латышовой Л. В.- Нур-Султан, 2020.
  7. Митина Н. А., Ким Ж. В. Основной музыкальный инструмент (фортепиано): Музыка Казахстана — Талдыкорган, 2015.
  8. Абдинуров А. Көкшолақ желісімен. Хрестоматия. Ред. Л. В. Латышова — Нур-Султан: ЦТИ, 2020.
  9. Абдинуров С., Абдинуров А. Әбдінұр. Хрестоматия, Балалар мен жас өспірімдерге арналған фортеианолық шығармалар. Құрас., ред. Л. В. Латышова — Нур-Султан: ЦТИ, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, Казахстан, композитор, пьеса, ребенок, Детская музыкальная школа, дополнительное музыкальное образование, казахская фортепианная музыка, казахский фольклор, музыкальный язык.


Ключевые слова

фортепиано, репертуар, произведения казахских композиторов, дополнительное музыкальное образование, Детская музыкальная школа

Похожие статьи

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Ранний этап развития фортепианной музыки для детей Казахстана — период обработок — характеризовался накоплением музыкального материала, его осмыслением. Его зарождение в Казахстане неразрывно связано с именем А. Затаевича. Собранные и записанные им народные мелодии положили начало созданию огромного количества транскрипций, обработок для фортепиано, немало пьес, предназначенных для детей. Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве композиторов республики. Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр.

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы. Восприняв тенденции и опыт европейского композиторского письма, казахстанские авторы по-своему реализовали их в своих фортепианных сочинениях.

Появление нового для казахской музыкальной среды инструмента — фортепиано — целесообразно рассмотреть в параллели с аналогичным процессом зарождения собственно фортепианного искусства в Западной Европе. В европейской музыкальной культуре процесс эволюции фортепиано не был одномоментным явлением и включал в себя такие стадии как...

Музыкальная культура казахского народа — результат...

Музыкальное-эстетическое воспитание играет немаловажную роль в процессе становления личности, в повышении уровня общей духовной культуры. Особенно велико значение эстетического воспитания в школе, в которой закладываются основы формирования личности.

Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора. Их роль в воспитании огромна. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное значение песен – проявить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахскому издательству было поручено издание театрально-музыкальных пособий на казахском языке для снабжения ими учебных заведений, издание сборников казахского народного творчества. Этим же Постановлением в Алма-Ате была открыта детская музыкальная школа для одаренных детей казахов, для этого было решено реорганизовать один из детских домов. В 1934 году такая же школа открылась в Уральске, затем и в других городах.

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

 Фортепианное исполнительство в Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, государствах СНГ, а сейчас — суверенных странах, развивалось благодаря тесному содружеству музыкантов, деятелей искусств, науки, образования, любителей музыки. Исторические и архивные документы содержат разные сведения о содружестве [2, 32]. Ярче и заметнее всего они выразились во внедрении общего опыта фортепианного исполнительства в музыкальное образование: воспитание национальных кадров для самых различных областей культуры и искусства. Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям...

Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских...

Уже тогда музыкальным увлечением начинающего композитора была западная рок-музыка — рок, псевдоклассик-рок, позже джаз, фьюжн, представитель европейского прогрессив-рока Чеслав Неман, а также джазовый пианист и композитор Чик Кориа. Уже в эти годы Адиль начинает брать уроки у Газизы Ахметовны. По окончании школы в багаже молодого композитора числятся произведения малой формы: Скерцо для фортепиано, Романс памяти М. Тулебаева для альта и фортепиано. Став в 1977 году студентом консерватории, он попадает в класс профессора Г А Жубановой.

Фортепианная репрезентация джаза в творчестве Артура...

В условиях независимости музыкальной культуры от каких–либо творчески сдерживающих факторов композитор, дирижер, доцент Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева, поэт, заслуженный деятель Республики Казахстан Артур Оренбургский (род. 1968) является одним из ярких музыкантов современности, пропагандирующих и сочиняющих джаз в Казахстане. Творческий багаж композитора составляют произведения для хора, фортепиано, ансамблей с самыми разнообразными составами, симфонического оркестра, музыка для кино и театра (мюзиклы, музыка к драматическому спектаклю).

Формирование профессионального музыкального стиля...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений.

Среди различных жанров казахской камерно-инструментальной музыки важное место принадлежит сонате, которая писалась для различных сольных инструментов (фортепиано, скрипки и других) и ансамблей. Развитие камерно-инструментальной музыки Казахстана и жанра сонаты, в частности, характеризуется как единый поступательный процесс.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

В Казахстане композиторы все больше обращаются к народной тематике, создавая новые оригинальные по своему музыкальному языку обработки казахских народных песен.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при... Хоровое пение на протяжении веков было самым популярным видом музицирования в России. Создать концертирующий хоровой коллектив в рамках непопулярного нынче музыкального образования среди детей очень сложно.

Похожие статьи

Становление фортепианного творчества в Казахстане

Ранний этап развития фортепианной музыки для детей Казахстана — период обработок — характеризовался накоплением музыкального материала, его осмыслением. Его зарождение в Казахстане неразрывно связано с именем А. Затаевича. Собранные и записанные им народные мелодии положили начало созданию огромного количества транскрипций, обработок для фортепиано, немало пьес, предназначенных для детей. Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве композиторов республики. Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр.

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Непосредственный вклад в развитие казахской фортепианной музыки внесли отечественные композиторы. Восприняв тенденции и опыт европейского композиторского письма, казахстанские авторы по-своему реализовали их в своих фортепианных сочинениях.

Появление нового для казахской музыкальной среды инструмента — фортепиано — целесообразно рассмотреть в параллели с аналогичным процессом зарождения собственно фортепианного искусства в Западной Европе. В европейской музыкальной культуре процесс эволюции фортепиано не был одномоментным явлением и включал в себя такие стадии как...

Музыкальная культура казахского народа — результат...

Музыкальное-эстетическое воспитание играет немаловажную роль в процессе становления личности, в повышении уровня общей духовной культуры. Особенно велико значение эстетического воспитания в школе, в которой закладываются основы формирования личности.

Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора. Их роль в воспитании огромна. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное значение песен – проявить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Становление народно-инструментального и профессионального...

Казахскому издательству было поручено издание театрально-музыкальных пособий на казахском языке для снабжения ими учебных заведений, издание сборников казахского народного творчества. Этим же Постановлением в Алма-Ате была открыта детская музыкальная школа для одаренных детей казахов, для этого было решено реорганизовать один из детских домов. В 1934 году такая же школа открылась в Уральске, затем и в других городах.

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

 Фортепианное исполнительство в Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, государствах СНГ, а сейчас — суверенных странах, развивалось благодаря тесному содружеству музыкантов, деятелей искусств, науки, образования, любителей музыки. Исторические и архивные документы содержат разные сведения о содружестве [2, 32]. Ярче и заметнее всего они выразились во внедрении общего опыта фортепианного исполнительства в музыкальное образование: воспитание национальных кадров для самых различных областей культуры и искусства. Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям...

Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских...

Уже тогда музыкальным увлечением начинающего композитора была западная рок-музыка — рок, псевдоклассик-рок, позже джаз, фьюжн, представитель европейского прогрессив-рока Чеслав Неман, а также джазовый пианист и композитор Чик Кориа. Уже в эти годы Адиль начинает брать уроки у Газизы Ахметовны. По окончании школы в багаже молодого композитора числятся произведения малой формы: Скерцо для фортепиано, Романс памяти М. Тулебаева для альта и фортепиано. Став в 1977 году студентом консерватории, он попадает в класс профессора Г А Жубановой.

Фортепианная репрезентация джаза в творчестве Артура...

В условиях независимости музыкальной культуры от каких–либо творчески сдерживающих факторов композитор, дирижер, доцент Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева, поэт, заслуженный деятель Республики Казахстан Артур Оренбургский (род. 1968) является одним из ярких музыкантов современности, пропагандирующих и сочиняющих джаз в Казахстане. Творческий багаж композитора составляют произведения для хора, фортепиано, ансамблей с самыми разнообразными составами, симфонического оркестра, музыка для кино и театра (мюзиклы, музыка к драматическому спектаклю).

Формирование профессионального музыкального стиля...

Формирование профессионального музыкального стиля средствами изучения фортепианных произведений.

Среди различных жанров казахской камерно-инструментальной музыки важное место принадлежит сонате, которая писалась для различных сольных инструментов (фортепиано, скрипки и других) и ансамблей. Развитие камерно-инструментальной музыки Казахстана и жанра сонаты, в частности, характеризуется как единый поступательный процесс.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

В Казахстане композиторы все больше обращаются к народной тематике, создавая новые оригинальные по своему музыкальному языку обработки казахских народных песен.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при... Хоровое пение на протяжении веков было самым популярным видом музицирования в России. Создать концертирующий хоровой коллектив в рамках непопулярного нынче музыкального образования среди детей очень сложно.

Задать вопрос