Исследуются вопросы, связанные с обеспечением имущественных прав граждан при их нарушении в связи с произошедшими чрезвычайными ситуациями. Автор приводит данные статистического исследования за 2018–2019 годы по произошедшим чрезвычайным ситуациям на территории России, а также данные о количестве причиненного материального ущерба. Рассматриваются примеры произошедших чрезвычайных ситуаций различного характера на территории России, а также выявлены проблемы в механизме восстановления нарушенного имущественного права граждан в результате чрезвычайной ситуации.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, имущественные права, защита в чрезвычайных ситуациях.
Issues related to ensuring the property rights of citizens in case of their violation in connection with emergency situations are studied. The author cites data from a statistical study for 2018–2019 on emergency situations in Russia, as well as data on the amount of material damage caused. Examples of various emergencies in Russia are considered, as well as problems in the mechanism for restoring violated property rights of citizens as a result of an emergency.
Keywords: emergency, property rights, protection in emergency situations.
Права и свободы граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости их защиты со стороны государственного механизма. При этом происходящие чрезвычайные ситуации различного характера могут нарушать такие права любого человека и гражданина, что обуславливает необходимость в защите их со стороны государства. Также масштабность чрезвычайных ситуаций сказывается и на стабильном экономическом росте государства и его различных сфер в негативном проявлении. Несомненно, ключевой ценностью в государстве является жизнь любого человека, но имущественные права граждан, страдающие в результате произошедших чрезвычайных ситуаций, также требуют определенной защиты и обеспечения со стороны государственных органов и должностных лиц.
Несомненно, имущественные права граждан страдают от различных чрезвычайных ситуаций, и важно определить их разновидность для того, чтобы выявить наиболее опасные и несущие в себе негативные последствия из них¸ а также для того, чтобы выявить проблематику именно в определенной сфере происходящих чрезвычайных ситуаций. В этом смысле интерес представляет Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304, в котором закреплены виды чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подразделяющиеся на чрезвычайную ситуацию локального характера (материальный ущерб не более 240 000 рублей), чрезвычайную ситуацию муниципального характера (материальный ущерб не более 12 000 0000 рублей), чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера (материальный ущерб не более 12 000 0000 рублей), чрезвычайную ситуацию регионального характера (материальный ущерб превышает 12 000 0000 рублей, но не более 1 200 000 000 рублей), чрезвычайную ситуацию межрегионального характера (материальный ущерб превышает 12 000 0000 рублей, но не более 1 200 000 000 рублей), чрезвычайную ситуацию федерального характера (материальный ущерб превышает 1 200 000 000 рублей) [1]. Несомненно, в данным категориях имеются и иные критерии, которые влияют на их определение (количество пострадавших, погибших, местонахождение и т. д.), однако для данного исследования важны данные именно материального ущерба.
Чрезвычайные ситуации, которые приводят к причинению материального ущерба, также подразделяются на природные (обстановка на территории или акватории, которая возникла в связи с определенным источником, повлекшим чрезвычайную ситуацию), техногенные (определенные экстремальные события, которые в возникли связи с внешним воздействием) и биолого-социальные (связанны с деятельностью болезнетворных и патогенных микроорганизмов).
Рассматривая статистические данные, предоставленные МЧС России относительно количества чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, а также размера причиненного материального ущерба в результате их возникновения, стоит отметить, что в 2018 году произошло 266 чрезвычайных ситуаций, из которых — 106 локального характера, 118 муниципального характера, 6 межмуниципального характера, 31 регионального и 5 федерального значения. В результате произошедших чрезвычайных ситуаций. Материальный ущерб, который был причинен в результате чрезвычайных ситуаций в 2018 году составил 11 228 28 000 рублей, в числе которых большее количество материального ущерба принадлежит природным чрезвычайным ситуациям — 8 317 825 000 рублей, техногенным чрезвычайным ситуациям — 2 774 179 000 рублей и 136 23 000 рублей от произошедших биолого-социальных чрезвычайных ситуаций [2]. Также важно рассмотреть такие же статистические данные за 2019 год, которые предоставлены МЧС России для отслеживания динамики. В 2019 году произошло 266 чрезвычайных ситуаций, из которых 116 имеют локальное значение, 109 — муниципальный характер, 7 чрезвычайных ситуаций носят межмуниципальный характер, 30 чрезвычайных ситуаций имеют региональное значение и 4 — федеральное значение. Количество материального ущерба составило в общей сумме 20 507 880 000 рублей, в число которого вошли материальный ущерб от природных чрезвычайных ситуаций в количестве 15 019 962 000 рублей, от чрезвычайных ситуаций техногенного характера — 4 751 476 000 рублей и от биолого-социальных чрезвычайных ситуаций 736 450 000 рублей [3]. Указанные количественные данные материального ущерба различного вида за 2018 и 2019 года предоставлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Данные материального ущерба за 2018 и 2019 по категориям произошедших чрезвычайных ситуаций
Как показывает статистика за два предшествующих года, количество чрезвычайных ситуаций различного характера растет, и тем самым увеличивается и размер материального ущерба, в том числе и по отношению к имущественным правам граждан на территории государства, и важным моментом является сокращение случаев нарушения таких прав граждан, а также их эффективная защита.
Обращаясь к историческим аспектам чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, а также бывших союзных республик, в первую очередь стоит отметить аварию на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшую в 1986 году. Относительно именно имущественных последствий, в результате аварии было эвакуировано порядка 100 000 человек, при этом зона в радиусе 30 км стала непригодна для проживания граждан. Помимо жилья, граждане также понесли и иные масштабные имущественные потери, так как все имущество, нажитое ими, было невозможно вывезти. Также порядка 5000 гектаров земель были выведены из сельхоз оборота. Экологические последствия данной аварии также очень масштабны.
Также стоит отметить такую масштабную чрезвычайную ситуацию, как наводнение в городе Крымск, произошедшее в 2012 году ввиду огромного количества выпадающих осадков и выхода рек из берегов, когда были нарушены имущественные права почти 9000 граждан, чьи дома и имущество были разрушены полностью либо сильно пострадали. Было затоплено 4870 домов, а также разрушено 1370 домов.
В 2015 году произошли сильнейшие пожары в Сибири и на Урале, которые уничтожили 1 678 жилых домов и огромное количество имущества граждан, причинив тем самым им материальный ущерб и нарушение имущественных прав данных граждан.
В 2016 году произошел тайфун «Лойронок» в Приморском крае, в результате которого было подтоплено более 3000 жилых домов граждан, при этом не все из них подлежали восстановлению, и таких образом природная стихия нанесла огромный материальный ущерб гражданам.
В 2017 году также произошли масштабные пожары в Сибири и на Урале, в результате чего огнем было уничтожено почти 100 домов граждан и их имущества [4]. Также стоить отметить, что данный регион подвергался лесным пожарам как в 2019 году, так и в 2020 году, где также пострадали сотни граждан, чьи имущественные права в результате такой чрезвычайной ситуации были нарушены. Несомненно, главной утратой в таких чрезвычайных ситуациях является человеческая жизнь, однако количество нарушенных имущественных прав также очень велико.
На основании данных статистики и приведенных примерах, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество нарушенных имущественных прав граждан взаимосвязано с природными чрезвычайными ситуациями.
Любая чрезвычайная ситуация в государстве, как природного, техногенного и иного характера, приводит к существенным последствиям для многих граждан, так и для государства в целом. При этом существующий механизм правового регулирования имеет ряд недостатков, которые сказываются на обеспечении защиты имущественных прав граждан при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Имущественные права граждан относятся к объектам гражданских прав, что прямо предусмотрено статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации [5]. Имущественные права граждан представляют собой субъективные права участников правоотношений, которые взаимосвязаны с такими полномочиями в отношении имущества как владение, пользование и распоряжение им. Также имущественные права взаимосвязаны с возникновением имущественных требований, которые могут возникнуть на основании того, что такое имущество перераспределяется или обменивается между участниками указанных правоотношений. Такие имущественные права граждан включают в себя вещные и обязательственные права, при этом наиболее взаимосвязанные с чрезвычайными ситуациями являются вещные права.
Режим введения чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором под чрезвычайной ситуацией понимается определенная обстановка, образовавшаяся на некой территории, в связи с аварией, опасным явлением природного характера, катастрофы, распространения заболевания, которое несет в себе опасность для населения, стихийного и иного бедствия в результате которых появились жертвы среди населения, ущерб здоровья, ущерб окружающей среде, материальные потери значительного масштаба и иные нарушения условий жизнедеятельности населения [6]. Также в соответствии с положениями статьи 18 указанного Федерального закона, одним из прав граждан при чрезвычайных ситуациях является право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения такой чрезвычайной ситуации. То есть, фактически данное положение отражает основные конституционное права граждан в государстве. Несомненно, государство в большинстве случаев в одностороннем порядке возлагает на себя обязанность, заключающуюся в реализации вышеуказанных прав граждан, так как, например, в результате произошедших пожаров, возникших в связи с природными особенностями, нет иных лиц, которые бы исполняли обязанность по восстановлению нарушенных имущественных прав граждан при чрезвычайных ситуациях. Конечно, в некоторых случаях такие ситуации могут возникать и в связи с халатностью должностных лиц, или действий иных лиц, однако общая обязанность восстанавливать нарушенное имущественное право граждан при чрезвычайных ситуациях относится именно к государству.
Особенность всех чрезвычайных ситуаций выражается в том, что в результате того, что они произошли и создалась исключительная обстановка, причиняется существенных имущественный и личный неимущественный вред. Несомненно, в связи с тем, что такая обстановка является исключительной, сложно моментально установить, была ли вероятность предвидеть такую ситуацию и ее предотвратить. При этом даже если имелась возможность такую ситуацию предвидеть, невозможно исключительно точно установить все последствия, которые могут возникнуть. Несомненно, в действующих правовых нормах закреплены критерии, которые определяют возникновение чрезвычайной ситуации, при этом и на местах могут издаваться отельные постановления, устанавливающие самостоятельные критерии чрезвычайных ситуаций, не противореча иным нормам законодательства.
Имущественный вред, который причиняется гражданам в результате произошедших чрезвычайных ситуаций, подлежит возмещению из различных уровней бюджета в Российской Федерации. Также в возмещение ущерба могут участвовать и предприятия и организации, имеющие отношение к произошедшей чрезвычайной ситуации. Следует отдельно отметить Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928, в котором определяются правила предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты конкретных субъектов Российской Федерации, для того, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и произвести компенсационные выплаты гражданам и организациям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. Также в данном постановлении отмечается и восстановление нарушенных имущественных прав граждан [7]. Помимо этого, возмещение имущественного вреда в результате произошедших чрезвычайных ситуаций может возмещаться за счет собственных средств пострадавших граждан, страховых выплат, в случаях, если такое имущество было застраховано, а также деятельности благотворителей.
Ключевые проблемы в защите нарушенных имущественных прав граждан при вышеупомянутых чрезвычайных ситуациях можно объяснить тем, что порой такие чрезвычайные ситуации возникают не только в связи с событиями, неподвластные воли человека, но и при прямом участии человека в их происшествии. Фактически, такие проблемы как ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами и иными государственными органами, учреждениями, их халатным отношением к своей деятельности ввиду огромной ответственности для профилактики, предупреждения, выявления и ликвидации чрезвычайных ситуаций стоит выделить в отдельный состав преступления, и разработать отдельную статью в содержании Уголовного кодекса Российской Федерации ввиду того, что порой те последствия, которые происходят в результате чрезвычайных ситуаций по вине одного человека или организации, носят настолько масштабный характер, что помимо главной утраты — человеческой жизни и здоровья, масштабы имущественного вреда также составляют огромные суммы. Примером может послужить ответственность лиц, которые виновны в произошедшем наводнении в Крымске и близлежащих территориях в 2012 году, среди которых бывший глава администрации города Крымск Крутько В. получил наказание в виде 6 лет лишения свободы, мэр города Улановский В. получил наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и шесть месяцев, а также глава предупреждения чрезвычайных ситуаций Жданов В. получил четыре года и шесть месяцев лишения свободы. «Данные должностные лица были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность). Кроме того Крутько В. и Улановский В. осуждены по ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог), а Жданов — по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.2 УК РФ (покушение на мошенничество при получении выплат)» [8]. Указанные данные свидетельствуют о том, что те последствия, которые произошли в результате указанной чрезвычайной ситуации влекут за собой, неэффективную и несопоставимую ответственность таких должностных лиц. Действующие уголовно-правовые нормы, на мой взгляд нуждаются в реформировании, так как специфику таких последствий чрезвычайных ситуаций ввиду деяний (действий или бездействий) различных субъектов статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, (такие как статья 293 «Халатность», статья 219 «Нарушение правил пожарной безопасности», и иные статьи) не могут охватить в полном объеме, и тем самым могут быть упущены значимые для уголовной ответственности аспекты.
Также должен быть реформирован Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где более подробно должны быть регламентированы вопросы компенсации имущественного вреда гражданам. Таким образом, только в том случае, если государство повысит внимание на проблему имущественных прав граждан при произошедших чрезвычайных ситуаций, то будут гарантироваться ключевые конституционные права граждан в данной сфере.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 20.12.2019) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС «КонсультантПлюс»
- Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году» / М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019, — 344 с.
- Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году»/ М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. — 259 с.
- Случаи природных пожаров, нанесших крупный ущерб населенным пунктам РФ с 2010 г. Досье // Электронный ресурс // URL: https://tass.ru/info/4279071 (дата обращения 27.11.2020)
- Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. 23.06.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 “Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиям // СПС «КонсультантПлюс»
- «Вынесен приговор по уголовному делу о наводнении в городе Крымске» — Генеральная прокуратура Российской Федерации // Электронный ресурс // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-84189/(дата обращения 29.11.2020)