Вопросы компенсации ущерба имущественного характера в результате чрезвычайных ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Асадова, Ламийя Надир. Вопросы компенсации ущерба имущественного характера в результате чрезвычайных ситуаций / Ламийя Надир Асадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 311-315. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80956/ (дата обращения: 25.01.2022).



Рассмотрены особенности компенсации ущерба имущественного характера в результате произошедших чрезвычайных ситуаций. Рассмотрена судебная практика, проанализированы размеры компенсационных выплат и получение государственного жилищного сертификата, а также установлены различные способы компенсации имущественного ущерба при чрезвычайных ситуациях. Автором выявлены проблемы в получении компенсации при наличии ущерба имущественного характера, а также государственного жилищного сертификата.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, имущественный ущерб, государственный жилищный сертификат, добровольное страхование жилых помещений.

The peculiarities of compensation of property damage as a result of emergency situations are considered. Judicial practice has been examined, compensation payments and the receipt of a state housing certificate have been analyzed, and various ways of compensating property damage in emergency situations have been established. The author identified problems in obtaining compensation in the presence of property damage, as well as a state housing certificate.

Keywords: emergency situation, property damage, state housing certificate, voluntary residential insurance.

Чрезвычайные ситуации, происходящие на территории Российской Федерации, носят различный характер, при этом, будь то природные или техногенные чрезвычайные ситуации, биолого-социальные чрезвычайные ситуации, все они влекут за собой негативные последствия, среди которых главной утратой признается человеческая жизнь и здоровье, однако также масштаб имущественного вреда не остается без внимания и является актуальной темой для более подробного изучения ввиду того, что существует множество проблем различного при осуществлении такой компенсации, с которой сталкиваются множество граждан ежегодно.

На основании положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», каждый гражданин имеет право на возмещение причиненного ущерба здоровью и имуществу, который возник в результате того, что произошли чрезвычайные ситуации [1]. Несомненно, при возникновении чрезвычайной ситуации между лицом, пострадавшим от его совершения и государством образуются определенные правоотношения, которые регулируют множество вопросов, связанных с выделением бюджетных средств, направленных на оказание помощи лицам, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, с выдачей государственных жилых сертификатов, и иными вопросами, связанными с данной тематикой.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации, в первую очередь после ее предотвращения, составляются списки пострадавших граждан от конкретной чрезвычайной ситуации. При этом, данные списки подлежат составлению со стороны администрации города или субъекта Российской Федерации, где непосредственно произошла такая чрезвычайная ситуация. Однако проблематика заключается в том, что порой не все граждане, которым был причин имущественный вред, могут попасть в такие списки пострадавших, и добиться того, что их нарушенные права были возмещены можно только через судебные органы, добиваясь справедливости. Изучая судебную практику по указанному вопросу, стоит отметить Решение Туапсинское районного суда от 01.11.2012 № № 2–2147/2012, согласно которому гражданин Т. обратился в органы суда с исковым заявлением о том, чтобы его признали пострадавшим от чрезвычайной ситуации в виде наводнения и включили в списки граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат. Суть первоначального отказа заключалась в том, что гражданин Т. не имел регистрации по тому места жительства, где находилось его имущество, так как он проживал у своей бабушки по данному адресу и осуществлял за ней уход. Указанный факт гражданину Т. пришлось подтверждать множеством справок, показанием свидетелей. Лишь после этого указанного гражданина признали пострадавшим от чрезвычайной ситуации и удовлетворили его исковое требование [2]. Указанный пример демонстрирует тот факт, что граждане, пострадавшие от чрезвычайной ситуации и не зарегистрированные по месту их проживания не могут сразу попасть в списки пострадавших, доказывая свою правоту только через суд, при этом и так понеся серьезные материальные потери тратят время и силы на то, чтобы такой факт доказать.

Стоит отметить тот факт, что если гражданина не включили в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации, он помимо органов суда может обратиться также в органы прокуратуры и специальную межведомственную комиссию, в которую включаются различные представители государственных органов, таких как МЧС России, МВД России, Администрации города или иной территориальной единицы и иных органов.

Также важным моментом для изучения является размер компенсационных выплат для граждан, которые пострадали от чрезвычайной ситуации. В 2019 году, а именно в 28 декабря было принято новое Постановление Правительства Российской Федерации № 1928, которое заменило ранее существовавшее Постановление Правительства 2008 года относительно вопроса компенсационных выплат гражданам при чрезвычайной ситуации. Так на основании нового Постановления Правительства Российской Федерации, размер компенсационных выплат составляет следующие данные: оказание гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, единовременной выплаты в размере 10 000 рублей на человека, оказанием материальной помощи в размере 50 000 рублей за частично утраченное имущество первой необходимости, а также за 100 000 рублей, если такое имущество утрачено полностью [3]. То есть, фактически размер компенсационных выплат строго ограничен, и не может составлять большую сумму, даже если такое имущество, которое было утрачено у граждан в связи с чрезвычайной ситуацией, стоило дороже, предельная сумма установлена именно данным Постановлением Правительства.

Отдельного внимание заслуживает перечень имущества первой необходимости, который также установлен вышеупомянутым Постановлением Правительства. К ним относятся холодильник, газовая плита либо электрическая плита, а также шкаф для хранения посуды. Также к их числу относится стол и стул либо табуретка, которые необходимы для приема пищи. Для сна к такому имуществу относится кровать или диван. Также к такому имуществу относят телевизор или радио, которые выступают средством информирования граждан и в случаях, если у граждан отсутствует центральное водоснабжение и отопление, то к имуществу первой необходимости так же относят насос для подачи воды, электро-водонагреватель и котел для отопления (иногда встречаются переносные печи). То есть, например, компьютеры, как необходимые средства для учебы детей, особенно в 2020 году, когда преобладало дистанционное обучение по территории всей России, не относятся к имуществу первой необходимости.

Ранее, до 2019 года, законодатель не определял, что относится к полной или частичной утрате имущества, однако множество правовых проблем ввиду отсутствия такого определения привели к потоку жалоб граждан, и Постановлением Правительства Российской Федерации № 1928 были даны определения указным категориям утраты имущества, что решило ряд проблем в данной сфере.

К имуществу первой необходимости, которое утрачено частично, относится не менее трех единиц имущества, на которое произведено воздействие поражающего фактора источника чрезвычайной ситуации и которое попало в зону такой чрезвычайной ситуации и находится в состоянии, не пригодном для его дальнейшего использования. К имуществу первой необходимости, которое утрачено полностью, относится все имущество, находящееся в жилом помещении, на которое произведено воздействие поражающего фактора источника чрезвычайной ситуации и которое попало в зону такой чрезвычайной ситуации и не пригодно для его дальнейшего использования гражданами [3]. То есть, фактически, такого имущества может быть и 20 единиц, но разница в компенсационной выплате составляет всего 50 000 рублей, что, на мой взгляд, не совсем обусловлено и справедливо. Да, объем компенсационных выплат ограничен, однако для людей, потерявших все нажитое годами имущество указных компенсационных выплат порой недостаточно, чтобы снова обустроить свой быт.

Все последствия, в том числу и имущественные, в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, должны быть ликвидированы за счет сил и средств органов местного самоуправления, органов власти субъектов, на территории которых и произошла чрезвычайная ситуация, однако если таких средств недостаточно, то могут привлекаться и средства федерального бюджета. То есть данный способ компенсации имущественного вреда выражается в том, что государство обязано возместить причиненный имущественный ущерб в связи с тем, что например, уполномоченные должностные лица и органы государственной власти не предприняли мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Также государством должна быть обеспечена возможность недопущения произошедших чрезвычайных ситуаций, а если все-таки такой риск имеется, то должна эффективно сработать система оповещения населения. Также без внимания не должны оставаться и сферы, связанные с техническим обеспечением населенных пунктов, их укреплением от различных чрезвычайных ситуаций (например, наводнения, или лесных пожаров).

Важно рассмотреть данный вопрос более подробно, так как он имеет обширную классификацию, то есть можно выделить и иные способы компенсации имущественного ущерба при произошедшей чрезвычайной ситуации, помимо ключевого способа — возмещения со стороны государства. К первому дополнительному способу можно отнести собственные средства пострадавших, в связи с тем, что в случаях, когда происходит случайны риск гибели имущества или его повреждения, то все последствия имущественного характера возлагаются на собственников такого имущества. То есть, фактически, если чрезвычайная ситуация возникла без совершения противоправных действий, то возможно обеспечение такого ущерба только из средств пострадавших. Данное правило относительно такого способа обеспечения имущественного ущерба содержится в статье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако в данной статье есть уточнение «если иное не предусмотрено договором или законом» [4], то есть отдельное возмещение имущественного вреда предусмотрено и в иных случаях.

Также ко второму дополнительному способу можно отнести механизм страхования. В литературе часто встречаются столкновения мнений о целесообразности обязательного страхования имущества граждан от чрезвычайных ситуаций. Однако изменения, коснувшиеся данной сферы страхования произошли в 2018 году. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, и его положения относятся к тому, что регионы самостоятельно определяют программы для помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, с помощью механизма добровольного страхования жилья в том числе. Данный закон содержит всего 4 статьи, так как вносит изменения в уже существующие законодательные акты относительно страхования и чрезвычайных ситуаций, а именно: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Также новый закон предусмотрел создание единой системы с данными о страховании жилых помещений. Несомненно, в случаях наступлений чрезвычайных ситуаций государство не прекратит оказывать помощь и без заключенного договора страхования жилого помещения от чрезвычайной ситуации, однако данное страхование является дополнительным способом обезопасить себя в добровольном порядке от возможной произошедшей чрезвычайной ситуации и ее последствий для имущества гражданина. Особо стоит отметить, что, обязательность такого страхования не предусмотрена, все происходит на добровольных началах. Также данный законопроект распространяет свое действие не на всей территории Российской Федерации, а лишь в 14 регионах, а именно в Московской, Ленинградской, Белгородской, Тверской, Омской, Новосибирской, Тюменской, Свердловской областях, а также в Санкт-Петербурге, и Хабаровском, Забайкальском, Пермском и Красноярском краях.

Также к третьему дополнительному способу компенсации имущественного ущерба при произошедшей чрезвычайной ситуации можно отнести действия благотворительных организаций и фондов и отдельных благотворителей, которые оказывают финансовую помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

Помимо денежных компенсаций, существует также и еще один, важный и актуальный способ компенсации ущерба имущественного характера в результате чрезвычайных ситуаций, к которому относят предоставление государственного жилищного сертификата. В этом вопросе интересно Постановление Правительства Российской Федерации № 561 от 07.06.1995, который и раскрывает подробно особенности предоставления жилищного сертификата при чрезвычайных ситуациях. Государственный жилищный сертификат представляет собой свидетельство, которое выдается определенному лицу, предоставляя ему право на приобретение жилого помещения за счет средств, предоставленных из федерального бюджета государства. Таким правом на получение жилищного сертификата обладают как собственники жилого помещения, так и проживающие с ними члены семьи. Также учитывается и общее количество членов семьи, когда определяется площадь будущей квартиры, которая будет приобретаться за счет государственного жилищного сертификата. Если гражданин проживал один, то ему полагается 33 квадратных метра жилплощади. Если семья состояла из двух человек — 42 квадратных метра, а если в семье 3 и более человек — то расчет происходит путем сложения 18 квадратных метров на каждого члена этой семьи. Однако в общей сложности в семье из 3 и более человек не может быть выдан жилищный сертификат на площадь квартиры, превышающий предыдущую площадь квартиры, которая была утрачена в связи с чрезвычайном обстоятельством. Также особенностью выдачи государственных жилищных сертификатов является то, что для такой семьи или гражданина утраченное имущество должно быть единственным, то есть если у них имеется иное жилье, то получить такой сертификат не представится возможным. Также на органы государственной власти возлагается обязательство в течении 3 месяцев после того, как выдан государственный жилищный сертификат, предоставить жилое помещение для приобретения одинокому гражданину или семье. Помимо этого, в случаях, если гражданам была предоставлена компенсация за утраченное жилое помещение, то жилищный сертификат они получить уже не смогут. Представлять интересы несовершеннолетних детей, а также иных лиц, находящихся на иждивении, могут их законные представители для того, чтобы получить государственный жилищный сертификат. Помимо этого, не учитываются суммы страховых выплат, выплаченные в связи с тем, что было утрачено жилое помещение, и государственный жилищный сертификат все равно подлежит выдаче [6]. Несомненно, данный механизм предоставления государственного жилищного сертификата все равно имеет ряд проблем и трудностей, с которыми встречаются граждане при его получении. Это обусловлено тем, что порой трудно добиться включения всех членов семьи в список на предоставление государственного жилищного сертификата, иногда этого приходится добиваться через органы суда, также огромное количество предоставленных документов со стороны граждан, нуждающихся в получении жилья, затрудняет процесс его получения, так как многие документы также утрачены вместе с жильем, и их необходимо заново восстанавливать.

Таким образом, вопросы компенсации ущерба имущественного характера в результате чрезвычайных ситуаций имеют ряд особенностей и встречаются проблемы в процессе их реализации в связи с имеющимися недоработками в действующем законодательстве, а также в связи с неэффективным обеспечением прав граждан на возмещение причиненного ущерба имуществу, возникшего в результате чрезвычайных ситуаций.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. 23.06.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края № 2–2147/2012 от 1 ноября 2012 г. по делу № 2–2147/2012 // Электронный ресурс URL: https://sudact.ru/regular/doc/Uvmq6xy19mmX/?regular-txt=®ular-case_doc=22147 %2F2012.®ularlawchunkinfo=®ulardate_from=01.11.2012®ulardate_to=01.11.2012®ularworkflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ularjudge=&_=1606647028663 (дата обращения 29.11.2020)
  3. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 “Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиям // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 320-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (ред. 14.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайная ситуация, государственный жилищный сертификат, Российская Федерация, гражданин, жилое помещение, ситуация, имущественный ущерб, имущественный характер, имущество, жилищный сертификат.


Ключевые слова

чрезвычайная ситуация, имущественный ущерб, государственный жилищный сертификат, добровольное страхование жилых помещений
Задать вопрос