Система мер и органов предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Бош, В. А. Система мер и органов предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних / В. А. Бош. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80949/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье автор рассматривает систему мер и органов предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних, выявляет особенности и проблемы профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова : предупреждение преступности, преступность несовершеннолетних.

В условиях многих перемен устоявшихся сфер общественной жизни, развития демократии и гласности, построения правового государства особую актуальность сохраняют вопросы укрепления законности и правопорядка, неукоснительного обеспечения прав и законных интересов граждан, реализации принципа социальной справедливости. В этой связи преступность несовершеннолетних становится определенной составляющей, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть основная цель государственной политики, которая направлена в сторону развития в ней социальной составляющей, в частности в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т. д.

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, которую можно в свою очередь разделить на две большие группы — общую и индивидуальную профилактику. Основными мероприятиями, которые направлены на предупреждение несовершеннолетней преступности являются:

— уменьшение негативного воздействия со стороны социальных факторов, которые непосредственно взаимосвязаны с основаниями и факторами возникновения несовершеннолетней преступности;

— влияние на причины и условия, которые способствуют развитию этой категории преступлений;

— профилактические меры с несовершеннолетними, которые составляют группу риска

— мониторинг групп, с характерными антиобщественными установками.

В ходе мероприятий, которые направлены на профилактику преступности несовершеннолетних органы внутренних дел обращают свое внимание, в первую очередь, на выяснение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений, а также способов их устранения. В связи с этим для достижения целей предупреждения преступлений осуществляется взаимодействие со многими государственными органами, а также иными общественными учреждениями и организациями. Которые так же непосредственно участвуют в мероприятиях, направленных на предупреждение преступной деятельности и по организации различных профилактических мер.

Помимо достижения и сохранения положительной динамики уменьшения числа преступлений, предупреждение преступности несовершеннолетних направлено на формирование социально ответственного и нравственно здорового слоя российского общества из числа лиц, не достигших совершеннолетия.

Безлепкин Б. Т. писал: «Задачами предупреждения преступности несовершеннолетних являются:

  1. Обеспечение и охрана законных интересов подростков, их прав, а также защита их жизни и здоровья;
  2. Поддержание наиболее благоприятной среды для развития личности (формирование благоприятной социальной среды, наличие положительных примеров поведения для несовершеннолетних, профилактика отрицательного влияния на условия жизни и воспитания);
  3. поддержание порядка в обществе, защита социума от преступности несовершеннолетних и её последствий;
  4. обеспечение работы системы социальной адаптации несовершеннолетних, с ярко выраженным асоциальным или противоправным поведением» [1, с. 211].

По мнению Лукашенко Е. В., «систему предупреждения преступности несовершеннолетних, в зависимости от специфики и функций их субъектов, можно разделить на:

— специализированные субъекты предупреждения преступности (целью организаций этой категории является непосредственное предотвращение преступных деяний. Группа представлена государственными органами (органы МВД, прокуратура);

— неспециализированные субъекты предупреждения преступности (система социальных (например, центры социальной, психолого-педагогической, экстренной помощи, благотворительные, некоммерческие организации различного спектра деятельности) и медицинских учреждений). Работа данной группы организаций направлена как на предупреждение девиантного поведения, так и на ликвидацию последствий подростковой преступности» [3, с. 121].

Кроме того, за формирование комфортной для несовершеннолетних социальной среды, в которой стимул для совершения преступлений будет минимальным, отвечают следующие субъекты:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— органы опеки и попечительства;

— органы соцзащиты, органы систем здравоохранения и образования (общего и дополнительного), молодежной политики (профильные управления и комитеты);

— службы занятости.

Гаврина А. А. пишет: «институт социальной реабилитации, как одного из направлений работы по предотвращению преступного поведения среди несовершеннолетних, представлен следующими субъектами:

  1. реабилитационные центры для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, специализирующиеся на детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Заведения осуществляют как профилактику безнадзорности, так и непосредственно реабилитационную деятельность;
  2. приюты (и другие организации) для детей и подростков, чьё положение требует экстренного вмешательства государственных органов (обеспечивают комплекс реабилитационных мер, часто предоставляют возможность для временного проживания).
  3. центры помощи для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо законных представителей. Субъекты организуют временное проживание лиц указанной категории, а также способствуют обретению детьми и подростками новых семей, опекунов, законных представителей (в т. ч. семейные детские дома)» [2, с. 96].

Центральным органом, координирующим действия уполномоченных в сфере предотвращения преступлений несовершеннолетних министерств и ведомств, является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

На региональном уровне за обеспечение взаимодействия уполномоченных в указанной сфере государственных органов отвечают Комиссии по делам несовершеннолетних. Обычно они создаются при губернаторах, руководителях органов исполнительной власти субъектов федерации.

На местном уровне система органов, ответственных за предотвращение преступного поведения среди несовершеннолетних, представлена следующими субъектами:

— в структуре органов соцзащиты: специализированные службы для несовершеннолетних;

— в структуре органов образования: учебно-воспитательные учреждения открытого и специального типа (в т. ч. для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии).

Фадеева К. Ф. считает, что: «помимо всех вышеперечисленных элементов, влияние на совокупность мер по предупреждению несовершеннолетней преступности, могут оказывать такие негосударственные структуры как:

— органы МСУ, советы и комитеты улиц и домов;

— организации общественной и политической направленности(в т. ч. политические партии);

— религиозные организации;

— родительские инициативные формирования при социальных и образовательных учреждениях (родительские комитеты, попечительские советы и т. д.)» [5, с. 43].

Кроме того, на данную темы высказывалась Солонина С. Ю., она пишет: «среди новых социальных субъектов, целью которых является профилактика преступного поведения детей и подростков, последующая социализация несовершеннолетних преступников, можно выделить:

— профильные фонды различного масштаба (например, фонды «Правопорядок-Центр», «Правопорядок», «Безопасность», Детский фонд, фонд культуры);

— определенные отделения в комитетах по делам молодежи, центры профилактики правонарушений;

— коммерческие центры (например, центр «Подросток», в котором весь комплекс осуществляемых мер, базируется на определенных принципах, это приём, карантин и дальнейшее сопровождение и перенаправление несовершеннолетних, в случае необходимости; диагностика и общесоциальное восстановление несовершеннолетних; психологическое консультирование и поддержка как самих несовершеннолетних, так и членов их семей);

— социальные центры, специализирующиеся на лечении и реабилитации несовершеннолетних с наркоманией и алкоголизмом; (благотворительное общество «Милосердие»; комитет по делам детства и материнства Минсоцзащиты России)» [4, с. 73].

Одной из основных целей персональной профилактики является исправление и перевоспитание подростка. В этой связи сотрудникам полиции необходимо решать следующие задачи:

— выявлять несовершеннолетних, составляющих группу риска;

— исследовать характеристики личности несовершеннолетнего;

— выявлять факторы, которые способны негативно воздействовать на них;

— исследовать возможность формирования положительной обстановки, с целью недопущения осуществления преступной деятельности;

— осуществлять надзор за образом жизни несовершеннолетних, составляющих группу риска;

— систематически анализировать имеющиеся данные и корректировать профилактическую работу с их учетом.

Необходимо сказать, что в настоящий момент, несовершеннолетние преступники, все чаще совершают свои деяние в вечернее и ночное время, это связано как правило с тем, что именно в это время они осуществляют распитие спиртных напитков, употребление психотропных и наркотических средств. В связи с этим регионам России следует активно внедрять передовой опыт субъектов Российской Федерации, принявших законы, запрещающие нахождение несовершеннолетних в ночное время в определенных местах.

Необходимо обозначить, что сотрудникам органов внутренних дел для достижения целей профилактики преступности необходимо устанавливать и ставить на учет тех несовершеннолетних, которые потенциально могут совершить преступления, а именно тех, кто ведет асоциальный образ жизни; подростки, которые группируются на почве антиобщественных интересов; тех, кто возвращаются из специализированных школ и профтехучилищ; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также подростков, к которым имело место применение отсрочки исполнения приговора, а так же освобожденных из воспитательных колоний.

Несмотря на существенное снижение активности некоторых социальных субъектов, ответственных за предотвращение преступности несовершеннолетних, деятельность указанных организаций по-прежнему имеет значительное влияние на систему профилактики преступлений среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Результативность профилактики касаемо несовершеннолетних в большинстве своем напрямую связана с учетом тех условий, что во многих ситуациях преступления осуществляются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых. Последнее обстоятельство требует от сотрудников полиции усиливать меры по выявлению взрослых лиц, которые вовлекают подростков в совершения преступлений.

Также значительная область по предупреждению преступности несовершеннолетних отводится воспитательным колониям, которые непосредственно имеют своей главной целью исправление и перевоспитание несовершеннолетних, что так же входит в совокупность мер по профилактике и предупреждению несовершеннолетней преступности.

Что касается правосудия в части назначения наказания несовершеннолетним, несмотря на распространенное ошибочное мнение, оно в первую очередь базируется не на снисходительном отношении к преступникам, а на выяснении факторов, способствующих осуществлению преступного поведения и выявлении действенных средств воздействия на виновных, учитывая специфические особенности каждого конкретного случая. Главной целью является способствование в последующем снижение возможности криминализации личности и помощи по социальной реабилитации ребенка, а не его социальной отчужденности. Так или иначе, уровень эффективности профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних напрямую зависит от тех того, в какой степени они основываются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Литература:

  1. Безлепкин, Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — М.: Проспект, 2017.
  2. Гравина А. А. Тенденции развития уголовного законодательства на современном этапе — Журнал российского права, 2016.
  3. Лукашенко Е. В. Наказание через воспитание. Совр. состояние преступности и реформа рос. законодательства: Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2015.
  4. Солонина С. Ю. Дискреционные основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних: Автореф. Дис. — Воронеж, 2015.
  5. Фадеева К. Ф. К вопросу об изучении психологических особенностей несовершеннолетних осужденных женского пола –Юридическая психология, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): предупреждение преступности, несовершеннолетняя преступность, группа риска, преступное поведение, главная цель, молодежная политика, ночное время, преступная деятельность, Российская Федерация, совершеннолетний возраст.


Задать вопрос