Художественные росписи России как фактор развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Савельева, Е. А. Художественные росписи России как фактор развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е. А. Савельева, Э. А. Мухетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80940/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы поднимают важную проблему — обучение и воспитание младших школьников в условиях общеобразовательной школы средствами приобщения к народным художественным промыслам России. Одним из факторов развития творческого мышления школьников на уроке изобразительного искусства является кистевая роспись, изучаемая в рамках программы внеурочной деятельности «Расписных дел мастера».

Ключевые слова: творческая активность, креативное мышление, городецкая роспись, народные промыслы России, младшие школьники.

В современном обществе в последние годы приоритетным направлением системы образования стало формирование у младших школьников функциональной грамотности. Педагог, член — корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность как «базовое образование личности» [1]. Международная программа по оценке качества образования (PISA) один раз в год обновляет направления функциональной грамотности. Так, в PISA-2021 появилось новое направление — креативное мышление [2].

Творческое (креативное) мышление — мышление, связанное с процессом создания инновационной идеи, образа, нового знания либо усовершенствования существующего. Способность к творческому мышлению базируется не только на врожденных особенностях индивида, но и на приобретенных знаниях и опыте. На основе мониторинга уровня творческого мышления младших школьников педагог может оценить способности школьников к дивергентному мышлению [3].

Исследованиям особенностей развития творческого мышления младших школьников посвятили свои труды как отечественные ученые (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Я. И. Пономарев и др.), так и зарубежные (Э. П. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.Джонсон, Г. Груббер и др.)

Так, основными характеристиками креативного мышления Э. П. Торренс выделял [4]:

  1. Беглость мышления — количественный показатель предлагаемых ребенком идей, образов, ассоциаций за определенную единицу времени;
  2. Гибкость мышления — показатель, отражающий способность школьника выдвигать различные подходы к решению проблемы;
  3. Оригинальность мышления — качественный показатель оригинальности и самобытности предлагаемых идей;
  4. Разработанность мышления — показатель, отражающий уровень детализации и проработки предлагаемых идей, образов.

Опираясь на практические исследования ученых в сфере креативного мышления, мы ставим перед собой задачу — создать условия для развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в рамках курса внеурочной деятельности.

Занятия в рамках внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства способствуют развитию творческой активности и креативного мышления. Творческое развитие младших школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного промысла и художественных росписей России, работу над авторским изделием и оттачиванием навыка росписи.

Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Расписных дел мастера» призвана поддерживать интерес младших школьников к декоративно-прикладному искусству и художественным росписям России, развивать творческую активность школьников через наглядный принцип работы с изделиями мастеров и процессом создания собственной композиции по технологии кистевой росписи (на примере Городца).

Программа «Расписных дел мастера» состоит из четырех разделов:

  1. «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись»
  2. «Аппликация «Городецкие мотивы»
  3. «Пластилинография «Волшебные птицы»
  4. «Расписных дел мастера»

В качестве исследовательской платформы мы выбрали МОАУ СОШ с. Амзя ГО г.Нефтекамск Республики Башкортостан на базе 3Б класса. В эксперименте принимали участие 20 человек.

В качестве методов обучения младших школьников в рамках программы мы выбрали словесные методы (беседы, лекции), наглядные (демонстрация обучающих схем, готовых образцов, просмотр обучающих видеоматериалов о народных промыслах России, дидактические игры) и практические (практические работы по созданию композиций по мотивам городецкой росписи, отработка растительных и животных элементов росписи).

Первый раздел «Знакомство с художественными росписями России. Городецкая роспись» характеризуется деятельностью учащихся по приобретению знаний и умений:

различать изученные виды художественной росписи, устанавливать их роль в жизни человека и общества;

знать историю появления городецкой росписи;

знать основные цвета, используемые в городецкой росписи;

знать названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца;

развить уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

В рамках уроков первого раздела проводятся беседы и лекции об истории народных промыслов России, с помощью дидактического материала «Городецкая роспись» школьники составляют паззлы по художественным росписям, определяют основные элементы, цвета и мотивы городецкой росписи.

Разделы «Аппликация «Городецкие мотивы» и «Пластилинография «Волшебные птицы» характеризуется практической направленностью занятий. На вводных занятиях школьники обновляют знания о направлениях декоративно-прикладного искусства — аппликации и пластилинографии, проходят инструктаж техники безопасности.

На примере аппликации «Городецкие мотивы» школьники в формате двухмерной работы закрепляют знания о городецкой росписи. Творческая активность развивается в процессе выбора материалов, определении цветовой гаммы и композиционных составляющих работы.

Творческая работа «Волшебные птицы» в формате трехмерной объемной работы позволяет ученикам закрепить технологию поэтапного «оживления» элементов городецкой росписи: подмалевок, теневка,оживка.

Развитие творческой креативности младших школьников в процессе изучения городецкой росписи в разделе «Расписных дел мастера» проводится по трем этапам, выделенными учеными Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской [5]: повтор, вариация, импровизация.

  1. Повтор — репродуктивное воссоздание простейших элементов городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), растительных и животных мотивов.
  2. Вариация — совершенствование изученных элементов с привнесением своего видения,трактовок.
  3. Импровизация по мотивам Городца, создание авторской композиции с сохранением технологии росписи.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки, на которых школьники имеют возможность представить свою работу не только перед классом, но и перед школой, рассказать об итогах работы в течение курса и провести саморефлексию, тем самым программа обеспечивает ситуацией успеха каждого школьника.

Результаты апробации программы «Расписных дел мастера» позволяют выявить, что использование декоративно-прикладного искусства и художественных росписей в рамках учебного процесса эффективно развивает творческое мышление младших школьников, его критериев (беглость, гибкость, оригинальность и разработанность), а также чувство гордости за культуру и искусство своего народа, малой Родины, государства.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Формирование познавательных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 107 с.
  2. PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс] //Федеральный институт оценки качества образования.- Режим доступа: https://fioco.ru/pisa
  3. Глебова М. В. Дивергентные особенности когнитивной сферы старших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16549 (дата обращения: 03.03.2021).
  4. Торренс, Э. П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
  5. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество (под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): городецкая роспись, креативное мышление, творческое мышление, школьник, внеурочная деятельность, художественная роспись России, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, творческая активность, функциональная грамотность.


Ключевые слова

творческая активность, младшие школьники, креативное мышление, городецкая роспись, народные промыслы России

Похожие статьи

Методика обучения младших школьников городецкой росписи

Народное, так и декоративно-прикладное искусство составляют неотъемлемую часть художественного и культурного наследия страны. Особая ценность народного творчества и декоративно-прикладного искусства заключается не только представлением природного...

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Подключая творческое мышление, прикладная художественная деятельность создает

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования...

Современные формы организации внеурочной деятельности...

Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы...

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса...

Изучение декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования направленно на развитие художественных и творческих способностей, образного мышления обучающихся; развитие художественного восприятия, эстетических чувств; формирование...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются

При выполнении практической творческой работы обучающиеся обретают навыки создания

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами...

Ключевые слова: творческие способности, декоративно-прикладное искусство

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей...

Обучение художественной керамике в авторской студии...

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике изобразительной деятельности. Поэтому, сформировав у обучаемых подобные навыки можно обеспечить творческое решение учебных задач.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить

Сущность же декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно существует в единстве и

Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой...

Похожие статьи

Методика обучения младших школьников городецкой росписи

Народное, так и декоративно-прикладное искусство составляют неотъемлемую часть художественного и культурного наследия страны. Особая ценность народного творчества и декоративно-прикладного искусства заключается не только представлением природного...

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Подключая творческое мышление, прикладная художественная деятельность создает

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования...

Современные формы организации внеурочной деятельности...

Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы...

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса...

Изучение декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования направленно на развитие художественных и творческих способностей, образного мышления обучающихся; развитие художественного восприятия, эстетических чувств; формирование...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются

При выполнении практической творческой работы обучающиеся обретают навыки создания

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами...

Ключевые слова: творческие способности, декоративно-прикладное искусство

Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей...

Обучение художественной керамике в авторской студии...

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия, отвечающим специфике изобразительной деятельности. Поэтому, сформировав у обучаемых подобные навыки можно обеспечить творческое решение учебных задач.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить

Сущность же декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно существует в единстве и

Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой...

Задать вопрос