Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 12.05.2021

Статья просмотрена: 613 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Т. В. Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих / Т. В. Трофимова, С. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80923/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы рассматривают организационную культуру органов государственного и муниципального управления как фактор мотивации сотрудников. Выбранная тема является актуальной в связи с необходимостью регулярного совершенствования организационной культуры, а также мотивации сотрудников в условиях динамичных изменений в обществе, развития информационных технологий и роста конкуренции на рынке труда как среди работодателей, так и среди соискателей. Наличие крепкой организационной культуры в организации является как мотивирующим фактором как для качественного выполнения должностных обязанностей, так и для «удержания» кадров на рабочих местах.

Ключевые слова : организационная культура, мотивация государственных служащих, мотивация трудовой деятельности.

Организационная культура — набор правил и норм поведения сотрудника, ценностей организации. Организационная культура может быть оформлена в нормативных актах и документах организации в виде совокупности правил, норм поведения, целей и ценностей организации, а может существовать на уровне неформальных установок. Организационная культура неотъемлемая часть как в бизнес-среде, так и в сфере государственной власти [1]. В данной статье рассмотрим организационную культуру в сфере государственного и муниципального управления как мотивирующий фактор.

Под термином «организационная культура государственной службы» понимается комплекс ценностей, а также норм поведения государственного служащего, пребывающего на работе и исполняющего свои непосредственные обязанности. Нормы поведения разделяются всеми сотрудниками государственного или муниципального органа и являются результатом совместной работы, взаимодействия сотрудников между собой, а также формируются с учетом специфики того или иного ведомства [4].

Организационная культура в сфере государственной службы имеет следующие характеристики:

– Ценности организации и нормы поведения сотрудника.

– Понимание своих непосредственных обязанностей и места в организации в соответствии с иерархией. Четкая и понятная иерархия — одна из ярких особенностей, отличающих сферу государственного управления от коммерческой сферы.

– Развитие и обучение сотрудников. Для качественного выполнения работы и оказания государственных услуг населению ведомства должны идти в ногу с прогрессом, развивать базы данных, каналы межведомственного взаимодействия, а также связи с гражданами. Отсюда следует, что сотрудников необходимо регулярно развивать, проводить лекции, обучать работы с новыми сервисами, базами данных и программным обеспечением. Обеспечение сотрудников знаниями, применимыми не только на работе, но в повседневной жизни, тоже можно расценивать как мотивирующий фактор. Этот прием активно применяют и в коммерческой сфере.

– Возможность карьерного роста. Наиболее очевидный инструмент мотивации государственного или муниципального служащего. Повышение по службе, как правило, влечет за собой повышение заработной платы. В государственной сфере ведомства как правило поделены на отделы, подразделения, отделения. При наличии сильной организационной культуры начальник подразделения/отдела в первую очередь будет продвигать своего сотрудника, который показал хорошие результаты работы. Это мотивирует качественно выполнять работу.

– Взаимоотношения между людьми. При благоприятных межличностных отношениях в организации сотрудники с охотой идут на работу, качественно исполняют свои обязанности. Коллектив часто напрямую влияет на «текучку» кадров. Таким образом, развитие организационной культуры помогает сплотить коллектив.

– Внешний вид, форма, символика. Важный фактор и еще одна отличительная особенность государственных органов от предприятий в сфере бизнеса. Государственные служащие обязаны носить на работу офисную одежду, а сотрудники некоторых служб — форму с символикой организации (налоговая служба, таможенная служба, полиция и так далее). Форма позволяет человеку укрепить понимание того, что он относится к той или иной службе, является частью коллектива, носит определённую символику [3].

Осознание, принятие, разделение коллективом перечисленных характеристик организационной культуры мотивирует сотрудников на более качественное, добросовестное, осмысленное выполнение служебных обязанностей.

Важной фигурой в формировании и развитии организационной культуры является руководитель подразделения, непосредственный начальник. Именно на нем лежит задача создания в коллективе комфортной атмосферы для сотрудников. Как было сказано выше, в государственных организациях четкая и жесткая иерархия, кроме того, не самая гибкая система поощрений. Например, если в коммерческой сфере начальник может выписать премию, дать отгул конкретному сотруднику, продвинуть по службе по своему усмотрению, то в государственной сфере, например, в полиции, для оформления премии нужен рапорт, подписанный несколькими начальниками, серьезные основания для поощрения сотрудника. Отгул, также должен быть документально оформлен. А продвижение по службе зачастую происходит в порядке очереди. Таким образом, в государственных и муниципальных органах достаточно проблематично использовать «очевидные» инструменты поощрения и мотивации, поэтому для формирования организационной культуры как фактора мотивации очень важно участие непосредственного руководителя в жизни коллектива. При возникновении сложных кризисных ситуаций непосредственный начальник должен немедленно прийти на помощь сотруднику, сделать все возможное, чтобы «сгладить углы», тогда сотрудник будет понимать, что на этой работе он в безопасности, учиться на своих ошибках и повышать качество выполнения работы. Кроме того, руководитель является примером для сотрудников. Если руководитель организации ответственно и вдумчиво выполняет все свои обязанности, это мотивирует сотрудников на аналогичное поведение. В противном случае — коллектив начинает разлагаться, ценности, заложенные в организации, постепенно рушатся.

Необходимо налаживать и поддерживать хорошие отношения с каждым сотрудником, идти навстречу при возникновении сложных жизненных ситуаций, но при этом быть жестким руководителем и не позволять «сесть на шею». Должна существовать четкая система наказаний сотрудников.

Система наказаний для сотрудников также является частью организационной культуры, а, как следствие, мотивирующим фактором. В государственных органах наказанием может являться устный выговор, строгий выговор с занесением в личное дело, лишение премии, увольнение. Сотрудник должен четко понимать, за что его ожидает наказание и каким он будет. Задача руководителя — своевременно донести эту информацию до работника. В случае с осуществлением наказания нельзя переусердствовать, главная задача — не навредить сотруднику за провинность, а предупредить последствия некачественного исполнения непосредственных обязанностей [2,3].

Таким образом, формирование и развитие организационной культуры напрямую влияет на мотивацию сотрудников, а, следовательно, на качество выполнения работы. Для государственных и муниципальных органов развитие организационной культуры, как мотивирующего фактора, особенно важно, в связи с четкой иерархией и жесткой системой поощрений и наказаний.

Литература:

  1. Зубахина, А. А. Организационная культура как фактор совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала / А. А. Зубахина, О. А. Гешко. — Текст: непосредственный // Современные научные исследования. — 2017. — № 7. — С. 3681–3685.
  2. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом / А. Я. Кибанов. —: НИЦИНФРА-М, 2014. — 440 c. — Текст: непосредственный.
  3. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://infomanagement.ru/lekciya/Organizacionnaya_kultura_kak_motivaciya (дата обращения: 01.05.2021).
  4. Романов, В. Л. Организационная культура государственной службы / В. Л. Романов. — Текст: непосредственный // Управленческое консультирование. — 2009. — № 2. — С. 5–24.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, сотрудник, коммерческая сфера, мотивация сотрудников, норма поведения, Ценность организации, баз данных, государственная служба, муниципальное управление, непосредственный начальник.


Похожие статьи

Организационная культура государственных гражданских...

Организационная культура современных государственных гражданских служащих представляет собой совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписаные правила, которые должны

Таким образом, мы видим, что в процессе оценки уровня организационной...

Формирование организационной культуры в органах местного...

Организационная культура органа местного самоуправления и управление ей могут быть

Важнейшие ценности и нормы поведения, лежащие в основе развития персонала, выходят за

Без организационной культуры невозможно управлять организационным поведением

Организационная культура органа местного самоуправления имеет свою структуру и процессы...

Роль руководителя в формировании организационной...

Организационная культура государственной службы — это ряд правил поведения государственного служащего во время исполнения им своих служебных обязанностей. Нормы поведения и особенности организационной культуры государственной службы

Важным качеством хорошего руководителя является умение выстраивать хорошие, доверительные отношения...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Особенности управления персоналом в государственных учреждениях на региональном уровне отражаются в региональных законах о государственной и муниципальной службе, в кодексах государственной службы, принятых субъектами Российской Федерации (например

Основные термины (генерируются автоматически): государственное учреждение, персонал, государственная служба, Российская...

Роль формирования организационной культуры для будущих...

Значимо, что организационная культура трансформирует структуру мотивации и формирует стандарты поведения, реализуется в стиле управления, в структуре организации, в организационно-управленческих процедурах, а также влияет на эффективность поведения

Они должны обеспечивать соответствие своей деятельности требованиям действующего законодательства, этическим...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной...

Кроме того, результативная мотивация работников положительно влияет на удовлетворённость трудом, что способствует как благополучию и стабильности сотрудников, так и развитию организационной культуры и организации в целом.

Во-первых, организация (в лице руководства, HR-менеджеров и «сторожил»...

Роль организационной культуры в процессе формирования...

Организационная культура - важнейший регулятор поведения человека в организации. Это в полной мере относится и к

Вот почему изучение проблем организационной культуры в особенности применительно к государственной службе представляет значительный интерес.

Так, В.С. Нечипоренко отмечает следующие особенности организационной культуры государственной...

Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности...

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, государственная служба, Федеральная таможенная служба, Находкинская таможня. Корпоративная культура — это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе

Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций

Библиографическое описание: Высыпкова, Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей

Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни...

Похожие статьи

Организационная культура государственных гражданских...

Организационная культура современных государственных гражданских служащих представляет собой совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписаные правила, которые должны

Таким образом, мы видим, что в процессе оценки уровня организационной...

Формирование организационной культуры в органах местного...

Организационная культура органа местного самоуправления и управление ей могут быть

Важнейшие ценности и нормы поведения, лежащие в основе развития персонала, выходят за

Без организационной культуры невозможно управлять организационным поведением

Организационная культура органа местного самоуправления имеет свою структуру и процессы...

Роль руководителя в формировании организационной...

Организационная культура государственной службы — это ряд правил поведения государственного служащего во время исполнения им своих служебных обязанностей. Нормы поведения и особенности организационной культуры государственной службы

Важным качеством хорошего руководителя является умение выстраивать хорошие, доверительные отношения...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Особенности управления персоналом в государственных учреждениях на региональном уровне отражаются в региональных законах о государственной и муниципальной службе, в кодексах государственной службы, принятых субъектами Российской Федерации (например

Основные термины (генерируются автоматически): государственное учреждение, персонал, государственная служба, Российская...

Роль формирования организационной культуры для будущих...

Значимо, что организационная культура трансформирует структуру мотивации и формирует стандарты поведения, реализуется в стиле управления, в структуре организации, в организационно-управленческих процедурах, а также влияет на эффективность поведения

Они должны обеспечивать соответствие своей деятельности требованиям действующего законодательства, этическим...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной...

Кроме того, результативная мотивация работников положительно влияет на удовлетворённость трудом, что способствует как благополучию и стабильности сотрудников, так и развитию организационной культуры и организации в целом.

Во-первых, организация (в лице руководства, HR-менеджеров и «сторожил»...

Роль организационной культуры в процессе формирования...

Организационная культура - важнейший регулятор поведения человека в организации. Это в полной мере относится и к

Вот почему изучение проблем организационной культуры в особенности применительно к государственной службе представляет значительный интерес.

Так, В.С. Нечипоренко отмечает следующие особенности организационной культуры государственной...

Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности...

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, государственная служба, Федеральная таможенная служба, Находкинская таможня. Корпоративная культура — это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе

Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций

Библиографическое описание: Высыпкова, Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей

Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни...

Задать вопрос